Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:57, реферат
Целью данного реферата является изучение реальной роли и положение средств массовой информации в системе государственной политики Российской Федерации, места СМИ в структуре властных институтов и принципы их взаимодействия с современным гражданским обществом.
Исходя из поставленной цели, выявим задачи работы:
Рассмотреть понятие политической системы;
Рассмотреть связь между политической системой и СМИ;
Введение
1. Политическая система и СМИ.
2. Понятие, признаки и структура СМИ.
Функции СМИ.
Влияние СМИ на общество.
Заключение.
Санкт-Петербургский Государственный Университет
телекоммуникаций
им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
Реферат на тему
«Средства
массовой информации как элемент политической
системы общества современной России»
Санкт-Петербург
2011г.
Содержание:
Введение
1. Политическая система и СМИ.
2. Понятие, признаки и структура СМИ.
Заключение.
2
4
6
8
10
14
Список литературы
15
Введение.
СМИ являются одним из важнейших элементов современного российского общества. Они выполняют многообразные функции, в том числе информирования населения о событиях, происходящих в стране и мире; образования и социализации; рекламы; развлечений; научного и культурного просветительства и т. д. Средства массовой информации оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, образование, религию и т. д. С помощью СМИ массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются с помощью СМИ.
Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все более растущего проникновения СМИ в политическую сферу, их превращения в один из важнейших инструментов реализации политического процесса.
Особенность СМИ состоит в том, что они обладают способностью прямо обратиться к общественности, минуя такие традиционные институты, как церковь, школа, семья, политические партии и организации и т. д. Они выступают активным субъектом политической жизни и в такой роли могут многое. [5]
Целью данного реферата является изучение реальной роли и положение средств массовой информации в системе государственной политики Российской Федерации, места СМИ в структуре властных институтов и принципы их взаимодействия с современным гражданским обществом.
Исходя из поставленной цели, выявим задачи работы:
В раскрытии
темы будут использованы курс лекций
по политологии, учебник для вузов
"Политология" И. В. Кривогуза, а
также сетевые справочники и
статьи по политологии
1. Политическая система и СМИ.
Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.
Любая политическая система обладает признаками:
1) любая
система состоит из множества
взаимосвязанных структурных
2) система
состоит в рамках внешней
3) любая
система имеет границы
4) любая
система носит открытый
5) система стремится к равновесию, устойчивости, адаптации и интеграции.
С учетом
названных признаков
Структура политической системы состоит из нескольких подсистем:
- Институциональная п.
- Коммуникативная п.
- Нормативная п.
- Культурно-идеологическая п.
- Функциональная п.
Рассматривая первую - институциональную - подсистему, мы можем видеть, что институты можно разделить на 2 основных вида:
1) Собственно
политические институты:
2) Несобственно
политические институты:
СМИ в
немалой степени способствуют формированию
политики, участвуют в подготовке,
принятии и реализации политических
решений, в деятельности государственных
органов, активно участвуют в
обеспечении успеха на выборах той
или иной партии, формируют имидж
того или иного политика. Вместе
с тем, они разрозненны, часто
меняют политическую ориентацию. В
этой связи вряд ли можно безоговорочно
отнести СМИ к основным элементам
политической системы общества.[2] В
крайнем случае, их можно признать в
качестве инструментов, средств осуществления
деятельности основных структурных элементов
политической системы, особенно это актуально
в последнее время, когда человечество
переходит в "режим онлайн".
Средства массовой информации (СМИ) – это система сообщения населению информации посредством печатных, технических, изобразительных и иных форм и средств, а также осуществление коммуникаций между культурными и политическими субъектами посредством образных форм в виде искусства, трансляции массовых зрелищ, спортивных и иных феноменов, несущих информацию и воздействующих на человека как коммуникативного перципиента. Современная политика осуществляет управляющее воздействие не только при помощи насилия, но и посредством множества других социальных средств. Средства массовой информации в этих условиях приобретают очень важную роль.
В
демократическом информационном обществе
СМИ приобретают принципиальное
политическое значение. Эти средства
служат для сбора, распространения
информации; для формирования общественного
мнения, легитимности политических структур;
выступают важным атрибутом оппозиционной
политической деятельности; служат источником
стабильности или нестабильности общества.
Все это превращает их в «четвертую»
ветвь власти в обществе наряду с
законодательной, исполнительной и
судебной. Информационные системы в
современном обществе испытывают давление
со стороны множества
Однако функция служб информации создает основу для осуществления контроля со стороны власти за их деятельностью.
В то же время принципы демократии основаны на свободе слова и праве на информацию. Современное государство уже не в состоянии полностью контролировать ситуацию, как это было совсем раньше.
В
России при социализме СМИ официально
работали под руководством государства,
но в настоящее время господствуют
гласность и плюрализм. Из-за отсутствия
традиций деидеологизированного
Отличительные черты СМИ:
- Публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей;
- Наличие специальных технических приборов, аппаратуры для передачи информации;
- Непрямое, разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникационных партнеров;
- Однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей;
- Непостоянный,
дисперсивный характер аудитории, которая
образуется от случая к случаю в результате
общего внимания, проявленного к той или
иной передаче или статье.
В последнее время средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации.
СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят, прежде всего, от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и, прежде всего, радио, телевидение и интернет. Однако к такому пониманию роли СМИ в обществе политическая история пришла не сразу.
Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности агентов политики, способов принятия политических решений, размеров государства и некоторых других факторов.
СМИ
сделали практически возможным
существование многих демократических
и тоталитарных идей, казавшихся ранее
утопичными, значительно изменили способы
легитимации и осуществления
власти, структуру ее ресурсов. Как
отмечает О. Тоффлер, высшее качество и
наибольшую эффективность современной
власти придают знания, позволяющие
"достичь искомых целей, минимально
расходуя ресурсы власти; убедить
людей в их личной заинтересованности
в этих целях; превратить противников
в союзников". И именно СМИ являются
на сегодняшний день основным инструментом
достижения властью ее целей. [3]
Функции СМИ разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций.
Информационная функция - важнейшая функция СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.
Далеко не все распространяемые СМИ сведения (например, прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.
Информация о работе СМИ как элемент политической системы общества современной России