3.2 Требования на дефектацию
деталей и сборочных единиц
ротора
3.2.1 Дефектация болтов, гаек и резьбы деталей
- Состояние резьбы должно проверятся внешним осмотром и резьбовыми калибрами;
- на резьбе деталей не должно быть смятий, забоин, выкрашиваний, срывов более двух ниток;
- головки болтов и гаек не должны иметь повреждений и износ граней более 0,05S;
- дефектные резьбовые отверстия в деталях должны быть восстановлены одним из следующих способов:
а) калибровкой резьбы;
б) нарезкой резьбы ремонтного размера;
в) постановкой резьб номинального размера,
смещенных
относительно дефектных.
Решения о способе
восстановления резьбы должны применяться
в зависимости от технической
возможности ремонтного предприятия и экономической
целесообразности ремонта.
3.2.2 Дефектация подшипников
- Не допускаются к сборке подшипники, имеющие трещины или выкрашивание металла на кольцах и телах качения; выбоины и отпечатки (лунки) на беговых дорожках колец; глубокую коррозию, шелушение металла; чешуйчатые отслоения, раковины, глубокие риски и забоины на беговых дорожках колец и телах качения, надломы, трещины на сепараторе; отсутствие или ослабление заклепом сепаратора; забоины и вмятины на сепараторе; препятствующие плавному вращению подшипника; неравномерный износ береговых дорожек; заметную на глаз и на ощупь ступенчатую выработку рабочей поверхности колец;
- допускаются к сборке подшипники, имеющие царапины, риски на посадочных поверхностях наружных и внутренних колец, матовую поверхность беговых дорожек колец и тел качения, местные вмятины на сепараторе, не препятствующие плавному вращению наружного кольца относительно внутреннего. Следы коррозии на кольцах, телах качения и сепараторах должны быть зачищены;
- проверку на легкость вращения производят, вращая наружное кольцо и удерживая внутреннее. Наружное кольцо годного подшипника должно вращаться легко, без заметных местных притормаживаний и заеданий, останавливаться плавно, без рывков и стуков. При вращении кольца должен быть слышен глухой шипящий звук; резкий металлический или дребезжащий звук не допускается;
- у шариковых и роликовых подшипников, признанных годными при осмотре и опробовании на легкость вращения, необходимо измерить радиальный зазор. Радиальный зазор измеряют на приборе КМ-1225 или КП-О512;
- диаметр колец следует измерить только в тех случаях, когда имеются следы сдвига их относительно вала (светлые, блестящие пятна, риски на посадочных поверхностях), а также при наличии следов коррозии, ожогов и черноты.
3.2.3 Дефектация стопорных и пружинных
шайб
- Стопорные шайбы, бывшие в употреблении, могут быть использованы повторно, если они не имеют трещин и надрывов в месте перегиба;
- нарушение шайбы, бывшие в употреблении, могут быть использованы повторно, если они не потеряли своей упругости, которая характеризуется величиной развода концов шайбы. Нормальный развод шайбы равен двойной ее толщине, допустимый – полуторный.
3.2.4 Дефектация пружин
- Методы контроля пружин должны соответствовать требованию ГОСТ 16118 – 70;
- поверхности витков пружин должны быть ровными и гладкими, без следов коррозии, трещин и надломов;
- неравномерность шага витков пружин не должна превышать 20% от номинального шага;
- опорные торцы пружин должны быть плоскими и перпендикулярными к оси пружины. Допуск перпендикулярности 3 мм на 100 мм длины пружины;
- потеря упругости пружины не должна превышать 20% от номинальной величины.
3.2.5 Дефектация трубопроводов, угольников,
наконечников и ниппелей
- Не допускаются без правки вмятины глубиной более 10% от величины внутреннего диаметра трубопроводов, расположенные на расстоянии менее 50 мм одна от другой;
- накидные гайки должны свободно перемещаться по трубопроводу и не должны иметь смятых граней;
- допускается заварка или пайка трещин длиной не более 30 мм и постановка соединительных муфт на расстоянии не менее 300 мм одна от другой, количеством не более трех на одной трубе;
- в местах под шланги вмятины и задиры не допускаются;
- постановка муфт в местах изгиба не допускается.