Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:38, реферат
Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия – это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т.е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
Введение……………………………………………………………………………………….. 3
Демократическое Государство…………………………………………………………. 4
Понятие демократического государства, признаки…………………. 4
Отличие демократического государства от тоталитарного и авторитарного…………………………………………………………………... 5
Российская Федерация – демократическое государство…………………………….. 9
Российское Федеративное Государство с республиканской формой правления………………………………………………………………………. 10
Демократия в Российской Федерации: особенности, проблемы и пути решения………………………………………………………………………… 12
Заключение…………………………………………………………………………………… 25
Приложения………………………
2) субъекты Российской Федерации равноправны
3) государственная целостность
4)
единство системы
5)
разграничение предметов
6) равноправие и самоопределение народов
Существуют две основные формы республики: президентская и парламентарная, а также их смешанные формы. Президентская республика характеризуется следующими основными чертами:
1)
президент избирается всем
2)
президент по своему
3)
президент юридически и
4)
правительство не несет
Полупрезидентская республика:
1) Президент назначает и увольняет министров, часть из которых подчиняются непосредственно президенту;
2)
Президент издает указы по
широкому кругу вопросов, а также
обладает правом вето в
3) главой правительства является премьер-министр;
4)
ответственность правительства
перед парламентом, парламент
может вынести правительству
вотум недоверия, но процедура
его принятия усложнена по
сравнению с парламентарной
5)
при выражении вотума
Российская Федерация существует в форме полупрезидентской республики, что выражается в нескольких признаках:
1)
верховную государственную
2)
выборность высших органов
3) Правительство РФ возглавляет Премьер-министр, который назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы;
4)
Правительство РФ ответственно
перед Президентом РФ, а также
перед Государственной Думой,
которая может выразить ему
вотум недоверия, который
2.2 Демократия в Российской Федерации: особенности, проблемы и пути решения
Политическая система современной России базируется на Конституции 1993 года. В Конституции РФ указан следующий политический режим - демократический, но, к сожалению, в настоящее время политическая система России во многом не отвечает критериям демократического политического режима, некоторыми из важнейших являются: репрезентативность власти, ответственность властных структур перед обществом, наличие работающей общественной структуры, которая контролирует власть. Некоторые политические аналитики дают характеристику политической системе России, используя термины “авторитарная демократия”, “режимная система”, указывая, что она возникла в связи со слабостью государства, а так же незрелостью основной массы гражданского общества.
В современной России имеются и демократические, и недемократические методы осуществления власти, что дает возможность говорить о двойственности политического режима. Ю. Красин, известный российский политолог, в своей работе пишет о том, что политическая система современной России представляет собой «неоднородный симбиоз демократии и авторитаризма, который ограничивает возможности развития демократии и затрудняет политическое самоопределение всей страны»4.
Будет довольно странно не заметить, что данный режим не может быть описан только с помощью двух характеристик, упомянутых выше: авторитаризм и демократия. А. Яковлев, один из многочисленных реформаторов времен перестроечной волны, считал, что Россия “находится в состоянии противоборства двух основных тенденций – либерализма и авторитаризма, которые определяют будущее России”5, и говорил, что это и является главной проблемой.
Появление политического режима, в котором интересы общества не совпадают с интересами государства, считается одной из основных особенностей современного развития режима в России. Можно сказать, что общественная власть не располагает эффективной политической структурой на данном этапе развития. Политологи данный вид политического режима именуют “гибридным” или же “переходным”. Почему? Ответ очевиден: Российская политическая система, обладая признаками демократии, пока не является демократической.
Гибридный
режим характеризуется
Упорядочение государства, которое выступает угрозой гибридному режиму, связано с уровнем институционализирования политической системы. В современной России политическая интеграция происходила на режимном уровне, а не на уровне политической системы, что является довольно грубой ошибкой. Режим действует зависимо от личных связей, так же от покровительства, попыток сохранения своей автономии, в то время как конституционные нормы, законы, судебные прецеденты выступают регулятором политической системы. Именно поэтому создание политических институтов не сопровождалось институционализацией политических процессов.
Исследователи считают, что корнями современного политического режима в России является “патернализм”, то есть особенности российской политической культуры. Консерватизм каждой крепко установившейся системы настолько большой, что его преодоление представляется крайне сложным процессом, поэтому результат борьбы никому не может быть известен. В. Гуторов, знаменательный отечественный политолог, считал, что “трагедия трех сфер жизни современной России, прежде всего, состоит в том, что, декларативно расставшись с системой коммунизма, страна на данный период времени не способна ни избавиться от традиций своего недавнего прошлого, ни завести новых”7. Так же, А.Соловьев, российский политолог, разделяет данное мнение и говорит, что “Россия, демонстрирует приверженность «сквозной» логике властвования, в следствие чего на смену коротким периодам “оттепелей”, “перестроек”, а так же “демократизаций” неизменно приходит возврат к модели авторитаризма»8.
Общество
и власть в современной России
идеологически идут в разных направлениях.
Данное расхождение является результатом
влияния опыта жизни в
Примерно до середины 90-х годов движение страны в направлении представительной демократии являлось доминирующей тенденцией. Явными проявлениями данной политики явились: довольно высокая активность граждан в сфере политики, образование легальной оппозиции, децентрализация власти, формирование системы выборов. Но, О.Смолин говорил, что данные достоинства вылились в противоположность, то есть демократизм – в популизм; антибюрократизм – в непрофессионализм, а децентрализация – в “парад суверенитетов”10.
Достаточно важным и рискованным шагом на пути к становлению демократии оказался переход к выборной системе формирования власти. Свободные выборы, альтернативные, не потеряли потенциал для превращения российской демократии из, так сказать, режимной в реальную, существующую. Важнейший ресурс режимной системы - голоса избирателей. Как мы знаем, в современной России, на сегодняшний день, ни один политик не может состояться на политической арене, завоевать определенную власть без получения и использования голосов, которые являются необходимым ресурсом. Но если бы существовал политический потенциал авторитарного ресурса, то им бы, естественно, воспользовались.
В ногу со временем, современная политическая практика создает институты, формально являющиеся демократическими, но, что является особенностью, не несут никакой ответственности перед обществом. Поэтому политические партии, как правило, осуществляют связи с элитой и мобилизуют как идеологические, так и политические ресурсы на борьбу между элитами. Рыночные законы превалируют в развитии экономики России, потому что отсутствует эффективно функционирующая рыночная система. Исходя из этого, предприниматели стараются задействовать действующие законы и нормы для обретения независимости от бюрократии с целью защиты своих личных, а так же имущественных прав. Следовательно, средний класс по мере прогрессирования аналогично будет стараться обеспечить свои имущественные права и личные свободы в законодательной системе. Вследствие укрепления законности, режимная система градуально отступает, уступая место демократическому политическому режиму. Для его становления необходимо некоторые условия, такие как: завершение противостояния оппонентов добровольным принятием сторонами норм демократии и ценностей и согласием институционализировать субъективные интересы в рамках новой политической системы. Наряду с этим, демократические институты, такие как: парламент, суды, местное самоуправление, остаются независимофункционирующими и фактически предстают базисом перехода к режиму демократии.
Е. Шестопал, одаренный политический психолог, уверяет в том, что “демократические ценности усваиваются россиянами именно в той степени, в которой они соответствуют нашей, русской культуре. То есть ценности, которые нам приемлемы, принимаются, а “чуждые”, ненужные нами отбрасываются. Имеет место своего рода естественный отбор составных частей демократии, которые предлагаются властями населению. … Мы на сегодняшний день лицезреем довольно серьезный авторитарный запрос со стороны населения…”11
Информация о работе Российская Федерация - демократическое государство