Ресурсы власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

Власть - это одно из самых древних понятий, которое до сих пор не имеет всеми признанного однозначного определения. Существует определение власти, как возможность наказывать или вознаграждать. Но есть и другие точки зрения. Так, по мнению немецкого социолога Макса Вебера, власть А над Б - это способность А добиться от Б того, что было бы невозможно без вмешательства А.

Работа содержит 1 файл

ресурсы власти.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

Введение.

Власть - это одно из самых древних понятий, которое до сих пор не имеет всеми признанного однозначного определения. Существует определение власти, как возможность наказывать или вознаграждать. Но есть и другие точки зрения. Так, по мнению немецкого социолога Макса Вебера, власть А над Б - это способность А добиться от Б того, что было бы невозможно без вмешательства А. Значит, руководитель вправе оказывать влияние на своего подчиненного для достижения определенных целей, но в то же время он должен располагать для этого всеми необходимыми ресурсами: финансовыми, моральными, информационными и другими. 
А вот французский ученый П. Берну подчеркивает, что власть А над Б - это способность А в его отношениях с Б достичь того, что предпочтительно для Б. Такое толкование власти, отводит особое место, удовлетворению потребностей подчиненных, требуя от руководителя умения сбалансировать индивидуальные цели и цели организации. 
Американские специалисты в области менеджмента М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури определили власть как возможность оказывать влияние на поведение других людей. 
Таким образом, власть не является атрибутом должности, а формируется как система взаимоотношений между руководителем и подчиненными. 
Безусловно, у руководителя гораздо больше возможностей. Он может принять решение о повышении заработной платы, премировании, расширении полномочий, получении определенных льгот, продвижении по службе и т.п. Однако и подчиненный может обладать властью по отношению к своему начальнику. Например, учитель, который располагает информацией, недоступной директору. Или являющийся профессионалом в тех вопросах, в которых директор либо завуч не слишком компетентны. Случается и так, что рядовой сотрудник добровольно берет на себя обязанности, которые руководитель не имеет склонности выполнять (хотя и должен), и это дает ему определенную власть. Руководитель не может выполнять свои функции без участия подчиненных, а значит, всегда зависит от них. Такое понимание противоречит еще одному устоявшемуся в сознании многих представлению о власти, как о возможности навязывать свою волю, не считаясь с чувствами и желаниями других людей. Даже если у руководителя есть вполне определенные полномочия направлять усилия подчиненных, это не всегда оказывается возможным, ибо власть лишь отчасти связана с положением человека в иерархической структуре организации и определяется степенью зависимости от другого лица.

В центре политического мира стоят государство, власть и властные отношения. Власть и господство представляют собой базовые характеристики любого человеческого сообщества. С этим феноменом мы в той или иной форме встречаемся почти во всех сферах жизни людей. Речь может идти о власти родителей над детьми в, руководителя предприятия над работниками, мэра города над своими подчиненными и т.д. А иногда понятие «власть» вообще используется в качестве метафоры: говорят, например, о власти традиций, власти предрассудков, власти идей, власти любви, о власти человека над самим собой, над природой. Очевидно, что не всякие властные отношения можно назвать политическими.

В научной  литературе существуют множество определений  власти, что отражает сложность этого  явления. Каждое из определений обращает свое внимание на определенную сторону  власти и все они абсолютно верны.

Власть  – одно из основных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, в организациях и учреждениях. И во всем  государстве в целом.

Власть1 – способность и возможность проводить свою волю в межчеловеческих и межгрупповых коммуникациях, реализовывать намеченные цели, заставлять других людей подчиняться.

Политика2 – одна из важнейших сфер жизни общества, связанная с согласованием интересов различных социальных групп и формированием и реализацией общезначимых интересов, борьбой за политическую власть.

Власть  политическая3 – определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов          (президент, правительство, парламент, суд).

 

1. Аспекты  трактовки власти 

Можно выделить следующие важнейшие аспекты  политической власти:

Телеологические (целевые): характеризуют власть как  способность достижения поставленных целей и получения намеченных результатов.

Бихевиористские: особый тип поведения, при котором  одни люди командуют, а другие им подчиняются.

Психологические: раскрывают субъективную мотивацию  поведения реальных индивидов. Одно из самых известных направлений  этого рода – психоанализ: власть возникает  как взаимодействие воли к ней – одних и готовности к подчинению, «добровольному рабству» - других.

Системные: противоположны бихевиористской и  психологической трактовкам. Исходит  из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей.

 Структурно  – функционалистские: рассматривают  власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека и совместная жизнедеятельность людей. Если быть проще, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

Реляционистские: рассматривает власть как отношение  между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. Тем самым, власть предстает, как взаимодействие ее субъекта с помощью определенных средств контролирует объект. 
 
 
 

2. Структура власти, ее основные элементы

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект.

Средства (ресурсы) и процесс, приводящий в  движение все ее элементы и

характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.

Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Субъекты  политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические

организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно

представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий. Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение

или невыполнение распоряжения. От приказа, характера  содержащихся в нем

требования  во многом зависит отношение к  нему объекта, исполнителей – второго важнейшего элемента власти.

Субъект власти  воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный  человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое  сообщество, объединенное в ООН.

Объект  власти.  Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения  объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает  ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта  властной воли всегда есть пусть крайний, но все, же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге "лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях".

      Масштабы  отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного  сопротивления, борьбы на уничтожение  до добровольного, воспринимаемого  с радостью повиновения. Качества объекта  политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.

3. Функции политической власти и разделение властей.

Следуя  принятой в теории управления классификации  и не вдаваясь в имеющиеся, несущественные разногласия, можно крупно сгруппировать  их в четыре основных функции:

принятия  решений,

организации,

регулирования (контроля сверху, надзора) и 

учета.

В ходе эволюции человечество сформировало и  соответствующие этим функциям организационные формы, специальные институты:

- принятие  решений - государь, диктатор, аристократия, хунта, парламент;

- организация  - исполнительная власть, администрация; 

- регулирование  - арбитраж, суды, репрессивные органы;

- учет - статистические ведомства, социологические  службы, аналитические центры.

В странах  с развитым демократическим механизмом первые три института разведены как относительно самостоятельные ветви власти. Их независимость стала одним из основополагающих принципов функционирования большинства реальных политических систем и закреплена в соответствующих конституциях.

Разделение властей имеет под собой серьезное научное основание. Еще в XVIII в. французский мыслитель эпохи Просвещения Ш. Монтескье обосновал, что в государстве 
должны существовать независимо друг от друга законода- 
тельная власть (парламент), исполнительная (правительство) 
и судебная власть.

Законодательная власть служит органом, артикулирующим и агрегирующим волю и интересы определенных социальных групп, формулирующим социально  и идеологически ориентированные  цели. В демократическом обществе она соизмеряет свои действия с мнением избирателей, которое и является для нее основным критерием эффективности.

Перед исполнительной властью стоит иная задача - обеспечить реализацию общественной воли. О ее эффективности судят  соответственно по степени достижения поставленной цели и оптимальности, затраченных для этого усилий и средств, социальной цене содеянного. Критерий эффективности правоохранительных органов - правопорядок, соответствие закону, справедливость.

Существование судебной власти обусловлено интересом общества в поддержании правового и социального порядка, а ее государственная природа – обязанностью государства этот порядок поддерживать. Судебная власть возникает в силу необходимости и обязанности государства трактовать свою волю в том случае, когда нормативная трактовка, предложенная законодателем для общего случая и выраженная в норме закона, вступает в противоречие с нормативной трактовкой государственной воли в процессе индивидуального регулирования. Сохранение всеобщего и универсального значения права как социального регулятора требует обеспечения правовой реальности в случае спора о самом праве. Возможность и обязанность определить, что является правом в случае спора об этом в индивидуальном правоприменении, составляет основу судебной власти, определяет ее место и роль в системе разделения властей, а так же политических акторов, образует уникальный властный ресурс судебной власти.

В обществе существует разделение властей не только 
по горизонтали, но и по вертикали – на общенациональную 
(центральную), региональную и местную. Такое разделение 
властей также способствует оптимизации управления обще- 
ством. Это обусловлено тем, что нередко именно местная 
власть обеспечивает эффективный механизм реализации по- 
литических решений, публично декларируемых центральным 
государственным аппаратом.

Востребуются  и различные типы людей; исполняющих соответствующие политические роли. Чтобы хорошо выполнять обязанности депутата, важно быть коммуникабельным, внушать доверие людям, уметь проникнуться их интересом и отстаивать свою точку зрения. В итоге депутат почти неизбежно оказывается идеологически сориентированным, что находит организационное выражение в формировании в парламентах депутатских групп, фракций, блоков. Чиновник же должен, прежде всего, хорошо знать свой участок работы и быть профессиональным управленцем. От судьи требуется знание законов и развитое чувство справедливости. Проявление идеологических пристрастий, формирование политических группировок в работе, как администрации, так и правоохранительных органов вряд ли уместно.

Полностью разделить ветви власти можно  только в абстракции. Это связано  со многими причинами, и в первую очередь с невозможностью на практике полностью разграничить функции  управления. Каждая из ветвей власти по необходимости осуществляет весь набор этих функций в пределах осуществления главного своего предназначения. Законодатели не могут ограничиться принятием решений - они должны обеспечить исполнение определенной их части хотя бы в пределах самоорганизации с участием собственного исполнительного аппарата; значительная часть решений, так называемых подзаконных актов, не может не приниматься в недрах исполнительной власти и т. д.

Информация о работе Ресурсы власти