Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:59, контрольная работа
Власть - это одно из самых древних понятий, которое до сих пор не имеет всеми признанного однозначного определения. Существует определение власти, как возможность наказывать или вознаграждать. Но есть и другие точки зрения. Так, по мнению немецкого социолога Макса Вебера, власть А над Б - это способность А добиться от Б того, что было бы невозможно без вмешательства А.
Введение.
Власть -
это одно из самых древних понятий, которое
до сих пор не имеет всеми признанного
однозначного определения. Существует
определение власти, как возможность наказывать
или вознаграждать. Но есть и другие точки
зрения. Так, по мнению немецкого социолога
Макса Вебера, власть А над Б - это способность
А добиться от Б того, что было бы невозможно
без вмешательства А. Значит, руководитель
вправе оказывать влияние на своего подчиненного
для достижения определенных целей, но
в то же время он должен располагать для
этого всеми необходимыми ресурсами: финансовыми,
моральными, информационными и другими.
А вот французский ученый П. Берну подчеркивает,
что власть А над Б - это способность А
в его отношениях с Б достичь того, что
предпочтительно для Б. Такое толкование
власти, отводит особое место, удовлетворению
потребностей подчиненных, требуя от руководителя
умения сбалансировать индивидуальные
цели и цели организации.
Американские специалисты в области менеджмента
М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури определили
власть как возможность оказывать влияние
на поведение других людей.
Таким образом, власть не является атрибутом
должности, а формируется как система
взаимоотношений между руководителем
и подчиненными.
Безусловно, у руководителя гораздо больше
возможностей. Он может принять решение
о повышении заработной платы, премировании,
расширении полномочий, получении определенных
льгот, продвижении по службе и т.п. Однако
и подчиненный может обладать властью
по отношению к своему начальнику. Например,
учитель, который располагает информацией,
недоступной директору. Или являющийся
профессионалом в тех вопросах, в которых
директор либо завуч не слишком компетентны.
Случается и так, что рядовой сотрудник
добровольно берет на себя обязанности,
которые руководитель не имеет склонности
выполнять (хотя и должен), и это дает ему
определенную власть. Руководитель не
может выполнять свои функции без участия
подчиненных, а значит, всегда зависит
от них. Такое понимание противоречит
еще одному устоявшемуся в сознании многих
представлению о власти, как о возможности
навязывать свою волю, не считаясь с чувствами
и желаниями других людей. Даже если у
руководителя есть вполне определенные
полномочия направлять усилия подчиненных,
это не всегда оказывается возможным,
ибо власть лишь отчасти связана с положением
человека в иерархической структуре организации
и определяется степенью зависимости
от другого лица.
В центре политического мира стоят государство, власть и властные отношения. Власть и господство представляют собой базовые характеристики любого человеческого сообщества. С этим феноменом мы в той или иной форме встречаемся почти во всех сферах жизни людей. Речь может идти о власти родителей над детьми в, руководителя предприятия над работниками, мэра города над своими подчиненными и т.д. А иногда понятие «власть» вообще используется в качестве метафоры: говорят, например, о власти традиций, власти предрассудков, власти идей, власти любви, о власти человека над самим собой, над природой. Очевидно, что не всякие властные отношения можно назвать политическими.
В научной литературе существуют множество определений власти, что отражает сложность этого явления. Каждое из определений обращает свое внимание на определенную сторону власти и все они абсолютно верны.
Власть – одно из основных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, в организациях и учреждениях. И во всем государстве в целом.
Власть1 – способность и возможность проводить свою волю в межчеловеческих и межгрупповых коммуникациях, реализовывать намеченные цели, заставлять других людей подчиняться.
Политика2 – одна из важнейших сфер жизни общества, связанная с согласованием интересов различных социальных групп и формированием и реализацией общезначимых интересов, борьбой за политическую власть.
Власть политическая3 – определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд).
1. Аспекты
трактовки власти
Можно выделить следующие важнейшие аспекты политической власти:
Телеологические (целевые): характеризуют власть как способность достижения поставленных целей и получения намеченных результатов.
Бихевиористские: особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие им подчиняются.
Психологические: раскрывают субъективную мотивацию поведения реальных индивидов. Одно из самых известных направлений этого рода – психоанализ: власть возникает как взаимодействие воли к ней – одних и готовности к подчинению, «добровольному рабству» - других.
Системные: противоположны бихевиористской и психологической трактовкам. Исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей.
Структурно
– функционалистские:
Реляционистские:
рассматривает власть как отношение
между двумя партнерами, агентами,
при котором один из них оказывает определяющее
влияние на второго. Тем самым, власть
предстает, как взаимодействие ее субъекта
с помощью определенных средств контролирует
объект.
2. Структура власти, ее основные элементы
Основными компонентами власти являются ее субъект, объект.
Средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и
характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.
Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические
организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно
представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий. Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение
или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем
требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей – второго важнейшего элемента власти.
Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все, же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге "лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях".
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.
3. Функции политической власти и разделение властей.
Следуя принятой в теории управления классификации и не вдаваясь в имеющиеся, несущественные разногласия, можно крупно сгруппировать их в четыре основных функции:
принятия решений,
организации,
регулирования (контроля сверху, надзора) и
учета.
В ходе эволюции человечество сформировало и соответствующие этим функциям организационные формы, специальные институты:
- принятие решений - государь, диктатор, аристократия, хунта, парламент;
- организация - исполнительная власть, администрация;
- регулирование - арбитраж, суды, репрессивные органы;
- учет
- статистические ведомства,
В странах с развитым демократическим механизмом первые три института разведены как относительно самостоятельные ветви власти. Их независимость стала одним из основополагающих принципов функционирования большинства реальных политических систем и закреплена в соответствующих конституциях.
Разделение
властей имеет под собой серьезное научное
основание. Еще в XVIII в. французский мыслитель
эпохи Просвещения Ш. Монтескье обосновал,
что в государстве
должны существовать независимо друг
от друга законода-
тельная власть (парламент), исполнительная
(правительство)
и судебная власть.
Законодательная
власть служит органом, артикулирующим
и агрегирующим волю и интересы определенных
социальных групп, формулирующим социально
и идеологически
Перед исполнительной властью стоит иная задача - обеспечить реализацию общественной воли. О ее эффективности судят соответственно по степени достижения поставленной цели и оптимальности, затраченных для этого усилий и средств, социальной цене содеянного. Критерий эффективности правоохранительных органов - правопорядок, соответствие закону, справедливость.
Существование судебной власти обусловлено интересом общества в поддержании правового и социального порядка, а ее государственная природа – обязанностью государства этот порядок поддерживать. Судебная власть возникает в силу необходимости и обязанности государства трактовать свою волю в том случае, когда нормативная трактовка, предложенная законодателем для общего случая и выраженная в норме закона, вступает в противоречие с нормативной трактовкой государственной воли в процессе индивидуального регулирования. Сохранение всеобщего и универсального значения права как социального регулятора требует обеспечения правовой реальности в случае спора о самом праве. Возможность и обязанность определить, что является правом в случае спора об этом в индивидуальном правоприменении, составляет основу судебной власти, определяет ее место и роль в системе разделения властей, а так же политических акторов, образует уникальный властный ресурс судебной власти.
В обществе
существует разделение властей не только
по горизонтали, но и по вертикали – на
общенациональную
(центральную), региональную и местную.
Такое разделение
властей также способствует оптимизации
управления обще-
ством. Это обусловлено тем, что нередко
именно местная
власть обеспечивает эффективный механизм
реализации по-
литических решений, публично декларируемых
центральным
государственным аппаратом.
Востребуются и различные типы людей; исполняющих соответствующие политические роли. Чтобы хорошо выполнять обязанности депутата, важно быть коммуникабельным, внушать доверие людям, уметь проникнуться их интересом и отстаивать свою точку зрения. В итоге депутат почти неизбежно оказывается идеологически сориентированным, что находит организационное выражение в формировании в парламентах депутатских групп, фракций, блоков. Чиновник же должен, прежде всего, хорошо знать свой участок работы и быть профессиональным управленцем. От судьи требуется знание законов и развитое чувство справедливости. Проявление идеологических пристрастий, формирование политических группировок в работе, как администрации, так и правоохранительных органов вряд ли уместно.
Полностью разделить ветви власти можно только в абстракции. Это связано со многими причинами, и в первую очередь с невозможностью на практике полностью разграничить функции управления. Каждая из ветвей власти по необходимости осуществляет весь набор этих функций в пределах осуществления главного своего предназначения. Законодатели не могут ограничиться принятием решений - они должны обеспечить исполнение определенной их части хотя бы в пределах самоорганизации с участием собственного исполнительного аппарата; значительная часть решений, так называемых подзаконных актов, не может не приниматься в недрах исполнительной власти и т. д.