Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:29, реферат
В новом тысячелетии в эволюции Республики Беларусь все более заметную роль играет религиозный фактор. Это обусловлено политическими и экономическими реформами, которые способствовали пересмотру взглядов на политику, культуру и религию. Обращение к религии и ее институтам является закономерным процессом в условиях трансформирующегося общества. Религиозные принципы воспринимаются современным обществом в качестве ориентиров нравственного возрождения.
Давая оценку государственно–церковным отношениям в Республике Беларусь необходимо отметить характерное для республики совмещение церковной и государственной деятельности, причем на высшем уровне.
Белорусское государство располагает достаточно хорошо развитой правовой основой для урегулирования взаимоотношений властных и управленческих структур, а также для обеспечения реальной свободы различных вероисповеданий и их религиозных организаций. 31 статья Конституции устанавливает, что «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов». Анализируя государственно–церковные отношения в Республике Беларусь, следует отметить, что православная церковь стремится в своей деятельности находить точки соприкосновения с теми сторонами жизни общества и отдельных граждан,
которые ей позволяет закон. Церковь считает своей задачей восстановление
культурной традиции и исторической роли православия, возрождение духовного образования и воспитания народа.
Православие является конфессией «первой среди равных». Такая позиция
православия наметилась с сентября 1992 года, когда на государственном уровне прошло празднование 1000–летие христианства на белорусской земле. В частности, празднование 1000–летия Полоцкой епархии и православной церкви в Беларуси. Хотя 1000–летие христианства на белорусских землях, по сути, в равной степени принадлежит всем белорусским христианским конфессиям, это событие целиком интерпретировалось как торжество православия. Церковь получила от государства независимость. Она стала полноправным институтом гражданского общества. Церковь, отделенная от государства по законодательству, тем не менее, с одной стороны служит объектом политики, а с другой, – превращается в субъект политики, то есть активное, направляющее начало политической воли.
Становится очевидным, что развивающиеся в 90–е годы ХХ века общественно – политические процессы, повлекли за собой коренные изменения в государственном и политическом устройстве Республики Беларусь. Они существенным образом затронули сферу отношений государства и церкви, и это нашло отражение в постановлениях, законах. 16 августа 1991 года вышло постановление Совета Министров БССР № 318 «О создании в республике государственных органов по делам религий». На основании этого постановления при облисполкомах стали создаваться советы по делам религий.
Государственный курс Республики Беларусь ориентирован на реальное обеспечение права граждан на свободу совести. Реальность свободы совести зависит от ее соответствующего законодательного закрепления. Значительным шагом в этом направлении стал Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Закон регулирует государственно–церковные отношения в целях единообразного осуществления на всей территории страны принципов свободы совести и вероисповеданий, а также реализации права на пользование этой свободой. 17 января 1995 года был принят Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Положения Закона во
многом являются
признанием той ситуации, которая
сложилась в реальной жизни. В нем
отражены новые подходы к государственно-
ученых–религиоведов
и специалистов в области государственно–
В 1997 году в республике создан Государственный комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров. Задачей Госкомитета являлась подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и требующих решения правительства, а также информационно–аналитическое обеспечение деятельности правительства по вопросам, затрагивающим сферу взаимоотношений государства и религиозных организаций. Госкомитет вырабатывал рекомендации, готовил проекты решений правительства по вопросам, относящимся к его компетенции, проекты законов Республики Беларусь для внесения их в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
В настоящий момент вышел Указ Президента Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 года № 516, в соответствии с которым абзац седьмой следует изложить в следующей редакции: «Создать при Аппарате Совета Министров Республики Беларусь организацию по делам религий и национальностей». Указом Президента от 11 октября 2001 года, № 578 при Аппарате Совета Министров РБ создана организация по делам религий и национальностей (вместо Госкомитета по делам религий и национальностей). Нововведение является свидетельством понижения статуса этого органа. В недалеком будущем возможно принятие нового Закона, так как в компьютерной сети появился проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Проект принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики. В статье 4 указано, что каждый имеет право на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а также самостоятельно определять свое отношение к религии. Статья 5 дает возможность каждому свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения, не запрещенные законом. Указывается, что родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни и здоровью ребенка, нарушает его законные права. Очень важно, что новый
законопроект устанавливает статьей 6 равноправие религий перед законом, а в статье 7 речь идет о равноправии граждан перед законом независимо от их
отношения к религии. В статье 8 нового законопроекта оговаривается отношение государства и религии.
Таким образом, становится очевидным, что институт государства и институт
религии имеют свои отведенные законодательно функции и должны действовать в рамках, установленных законодательством.
Спосок использованной
Информация о работе Религия и её основные институты в современной Беларуси