Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:43, курсовая работа
Редуктор является составной частью привода и передает вращающий момент от электродвигателя через цепную передачу на конвейер.
Назначение редуктора – понижения угловой скорости и повышения вращающего момента на ведомом валу по сравнению с ведущим валом. Противоположного действия механизм называется ускорителем или мультипликатором.
2. Выбор электродвигателя и кинематический расчет
Определяем требуемую мощность электродвигателя:
где Р4=3кВт – потребляемая мощность привода;
— общий КПД передачи [3.табл.1.2.1];
где - КПД зубчатоременной передачи;
- КПД учитывающий потери пары подшипников качения;
- КПД пары конических зубчатых колес;
Определяем требуемую частоту вращения вала электродвигателя:;
где - частота вращения ведомого вала, мин-1
- передаточное число редуктора [3.табл.1.2.2]
- передаточное число зубчатоременной передачи
[4.табл.1.2.2]
мин-1
Выбираем электродвигатель 4А100L4У3 Р=4кВт мин-1 масса 34кг [3.табл.16.7.1]
Уточняем общее передаточное число:
Уточняем передаточное число зубчатоременной передачи:
Угловая скорость на валу двигателя:
Определяем вращающие моменты валов привода: на валу электродвигателя:
на ведущем валу:
на ведомом валу:
3. Расчет механических передач.
3.1 Зубчатоременная передача.
Модуль ремня принимаем mр=4 [3.рис.2.4.2]
Шаг зубьев ремня с трапецеидальными зубьями [3.табл.2.4.1]
Минимальное число зубьев ведущего шкива zш1 принимаем в зависимости от частоты вращения nэд и модуля m [3.табл.2.4.2]: zш1=18
Число зубьев ведомого шкива
Действительное передаточное число передачи
Диаметры шкивов: ведущего:
ведомого:
Минимальное межосевое расстояние
где – толщина ремня, мм [3.табл.2.4.1]:
Число зубьев ремня
где
Принимаем [3.табл.2.4.6]
Межосевое расстояние передачи при выбранном , мм
где [3.табл.2.4.3.]
Угол обхвата ремнем ведущего шкива, град:
Число зубьев на дуге обхвата
Ширина ремня
где
=1 – коэффициент зависящий от типа двигателя [3.табл.2.4.5]
=2 – коэффициент зависящий от типа рабочей машины [3.табл.2.4.4]
=0 – коэффициент зависящий от передаточного числа [3.стр.20]
- мощность передаваемая одним зубом ремня шириною 1 мм в стандартном режиме
Принимаем = 25 мм [3.табл.2.4.6]
Сила нагружающая вал передачи, Н:
где - окружное усилие;
Таким образом, в данном приводе мы используем зубчатый ремень с трапецеидальными зубьями модулем mр=4, шириною =25 мм, ТУ 38-05114-76
3.2 Коническая прямозубая передача
По [1.табл.3.3] принимаем для шестерни сталь 40Х улучшенную с твердостью НВ 270; для зубчатого колеса сталь 40Х улучшенную с твердостью НВ 245.
Допускаемые контактные напряжения: ;
где для зубчатого колеса, предел контактной выносливости при базовом числе циклов: [1.табл.3.2]
- коэффициент долговечности, для постоянной нагрузке;
– коэффициент безопасности [1.стр.33];
Внешний делительный диаметр зубчатого колеса:
где - коэффициент несимметричности расположения колес относительно оси подшипников [1.табл.3.1];
- по ГОСТ 12289-76 коэффициент ширины венца по отношению к внешнему конусному расстоянию[1.стр.49];
- для прямозубых передач [1.стр.49];
Принимаем по ГОСТ 12289-76 ближайшее стандартное значение . [1.стр.49];
Примем число зубьев шестерни
Число зубьев зубчатого колеса: ;
Внешний окружной модуль: ;
Уточняем значение
Углы делительных конусов:
Внешнее конусное расстояние , мм:
Ширина зуба: ;
Принимаем ;
Внешний делительный диаметр шестерни ,мм:
;
Средний делительный диаметр шестерни , мм:
Внешние диаметры шестерни и зубчатого колеса (по вершинам зубьев),, мм:
;
;
Средний окружной модуль , мм:
Коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру :
Средняя окружная скорость зубчатых колес, м/с:
Для конической прямозубой передачи назначаем 7-ю степень точности.
Для проверки контактных напряжений определяем коэффициент нагрузки:
где - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по длине зуба; [1.табл.3.5]
- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между прямыми зубьями; [1.табл.3.4]
- коэффициент учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении; [1.табл.3.6]
Проводим проверочный расчет контактного напряжениия:
Отклонение от допускаемого значения составляет: , что является допустимым.
Силы в зацеплении: окружная:
радиальная для шестерни, равная осевой для зубчатого колеса:
осевая для шестерни, равная радиальной для зубчатого колеса:
Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба [1.стр.46]:
где коэффициент нагрузки
- коэффициент
концентрации нагрузки.[1.табл.
– коэффициент динамичности [1.табл.3.8];
- опытный коэффициент, учитывающий понижение нагрузочной способности конической прямозубой передачи по сравнению с цилиндрической; [1.cnh/51];
– коэффициент формы зуба в зависимости от эквивалентных чисел зубьев:
для шестерни
для колеса
При этом и [1.стр.42]
Допускаемое напряжение, при проверке зубьев на выносливость по напряжениям изгиба:
где - предел выносливости при отнулевом цикле изгиба [1.табл.3.9];
– коэффициент долговечности, при постоянной нагрузке;
Для шестерни:
Для зубчатого колеса:
Коэффициент запаса прочности ;
- коэффициент учитывающий нестабильность свойств материала зубчатых колес; [1.табл.3.9]; – коэффициент учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса [1.табл.3.9];
Допускаемые напряжения при расчете зубьев на выносливость:
для шестерни
для зубчатого колеса
для шестерни отношение ;
для зубчатого колеса ;
Дальнейший расчет ведем для зубьев шестерни, так как полученное отношение для него меньше.
Проверяем зуб шестерни:
4. Расчет валов, выбор подшипников и муфты.
4.1 Предварительный расчет валов привода.
Предварительно определяют диаметры валов привода из расчета только на кручение при пониженных допускаемых напряжениях.
где - крутящий момент, Нмм
- допускаемое напряжение на кручение,
Диаметр ведущего вала редуктора под шкив зубчатоременной передачи:
Принимаем из стандартного ряда диаметров [1.стр.161]
Конструируем ступени ведущего вала:
Диаметр вала под уплотнение: Принимаем ;
где – высота буртика, [4.стр.109 прим.1];
Диаметр резьбы: [4.табл.10.11];
Диаметр вала под подшипник: Принимаем ;
Шестерню выполняем заодно целое с валом.
Диаметр ведомого вала редуктора под муфту, мм:
Диаметр выходного конца ведомого вала, согласовываем с диаметром отверстия в цепной муфте, подобранной по расчетному крутящему моменту:
где – коэффициент режима работы [4.табл.10.26];
Выбираем муфту с номинальным моментом , диаметр отверстия в полумуфте со стороны ведомого вала – 36мм; Принимаем ;
Конструируем ступени ведомого вала:
Диаметр вала под уплотнение:
Диаметр вала под подшипник:
где – высота буртика, [4.стр.109 прим.1]; Принимаем ;
Диаметр вала под зубчатое колесо: ; Принимаем
где - координата фаски подшипника [4.табл.7.1]
4.2 Выбор подшипников.
Для опор ведущего вала редуктора предварительно принимаем: шарикоподшипник радиально-упорный однорядный 36209 ГОСТ 831-754 [3.табл.7.10.3]
Для опор ведомого вала: роликоподшипник конический однорядный легкой серии 7209 ТУ 37.006.162-89 [3.табл.7.10.6]
Табл. 4.1 - Технические характеристики подшипников
Условное обозначение |
d |
D |
T |
C |
C0 |
36207 |
45 |
85 |
19 |
31.2 |
25.1 |
7209 |
45 |
85 |
20.75 |
50 |
33 |
4.3 Подбор муфты.
Подбор и расчет муфты производится по максимальному крутящему моменту, который определяется с учетом динамических нагрузок и возможных перегрузок привода во время работы.
Выбираем муфту цепную с однорядной цепью ГОСТ 20742-93; [3.табл.13.2.2]
Цепь ГОСТ 13568-75 ПР-24,4-6000; Шаг цепи Число зубьев ;
Таким образом принимаем муфту 125-1-28-1 ГОСТ 20742-93;
5. Подбор и проверочный расчет шпоночных соединений.
Шпонки на валах подбираем исходя из диаметра вала и длины ступицы детали, насаживаемой на вал. [1.табл.8.9]
На ведущем валу одно шпоночное соединение вала со шкивом зубчатоременной передачи. Исходные данные: диаметр вала d = 30 мм.
Размер шпонки b h l = 8 7 28 мм; t1 =4 – глубина паза вала; T=40.98 Нм;
Условие прочности на смятие:
;
где = 100 МПа допускаемое напряжение на смятие; [1.стр.170]
lр – рабочая длинна шпонки; lр=l-b=28-8=20мм;
45.53 МПа; Условие прочности соблюдается.
На ведомом валу два шпоночных соединения:
Соединение муфты с валом: Исходные данные: диаметр вала d = 36 мм
Размер шпонки b h l = 10 8 45 мм; мм; t1 =5 –глубина паза вала; T=81.96 Нм;
Условие прочности на смятие: 43.37 МПа
Условие прочности соблюдается.
Соединения вала с колесом:
Исходные данные: диаметр вала d = 50 мм;
Размер шпонки b h l = 14 9 40мм; мм; t1 =5.5 – глубина паза вала; T=81.96 Нм;
Условие прочности на смятие: 36.03 МПа
Условие прочности соблюдается.
6. Проверочный расчет валов.
Ведущий вал:
Исходные данные: вращающий момент: Т=40.98 Нм;
силы, действующие на коническую шестерню: Ft=1064 Н; Fr=346 Н; Fa=173 Н; делительный диаметр шестерни в среднем сечении: dm1=38.52 мм;
сила, действующая на вал от зубчатоременной передачи: Fзр=697.59 Н;
Определим реакции опор:
Горизонтальная плоскость:
Н
Н
Проверка =697.59 – 1644.06 + 2010.47 – 1064 = 0
Н
Н
Проверка =211.06 – 557.06 + 346 = 0
Н
Н
Строим эпюры изгибающих моментов в характерных точках сечений:
относительно горизонтальной оси:
сечение А слева:
сечение B справа:
относительно вертикальной оси:
сечение B слева:
сечение С справа:
Строим эпюру крутящих моментов
6.1 Расчет ведущего вала на выносливость.
Цель расчета – определить коэффициенты запаса прочности в опасных сечениях вала и сравнить их с допускаемыми: s ≥ [s]= 2,5[1.стр.162]