Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:27, реферат
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК - философско-социологиче-ское понятие, представляющее объяснение того, каким образом форма появляется в общественных отношениях, с одной стороны, а с другой - каким образом социальные системы и их элементы связаны во времени и пространстве. В широком смысле концепции «СП.» призваны ответить на вопрос: «как возможно общество?». В более узком контексте понятие «СП.» используется в философии, социологии, политологии и других социальных науках для обозначения установленных образцов, постоянных структур, процессов и изменений, присущих социуму, отражающихся на поведении и взаимодействии индивидов и на функционировании социальной системы в целом.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК
- философско-социологиче-ское понятие,
представляющее объяснение того, каким
образом форма появляется в общественных
отношениях, с одной стороны, а с другой
- каким образом социальные системы и их
элементы связаны во времени и пространстве.
В широком смысле концепции «СП.» призваны
ответить на вопрос: «как возможно общество?».
В более узком контексте понятие «СП.»
используется в философии, социологии,
политологии и других социальных науках
для обозначения установленных образцов,
постоянных структур, процессов и изменений,
присущих социуму, отражающихся на поведении
и взаимодействии индивидов и на функционировании
социальной системы в целом. Часто употребимыми
также являются близкие по смыслу «СП.»
понятия «морального порядка» и «нормативного
порядка». Последний представляет собой
систему правил и разделяемых ожиданий,
которые регулируют частные социальные
ситуации. Идея существования некоей всеобщей
формы - порядка - бытия социума возникает
в философии античности (Платон, Аристотель).
Однако в качестве понятия и конструирующих
его концепций «СП.» формулируется только
в эпоху Просвещения в теории общественного
договора. Наиболее известные социально-философские
концепции ее принадлежат Гобсу, Локку
и Руссо. По утверждению Гоббса, безопасность
и порядок в обществе могут быть достигнуты
только посредством заключения договора,
согласно которому каждый гражданин уступает
свою индивидуальную власть в пользу центральной
власти (суверена), получая взамен защиту
своей жизни и собственности. Альтернативную
концепцию предлагал Локк. «Социальный
договор», предложенный им, основывается
на «природных законах» - стяжательстве
и личном интересе. Руссо представлял
«социальный контракт» как основанный
на выражении «всеобщей воли» и требующий
полного равенства индивидов и возможности
демократического участия. Теории «социального
договора», предложенные эпохой Просвещения,
оказались достаточно привлекательными
и плодотворными, разрабатываясь впоследствии
(хотя и в существенно измененном виде)
гораздо более поздними авторами. Так,
Спенсер трактовал СП. в индустриальном
обществе, как основанный на совместимых
личных интересах и договорных отношениях;
к анализу проблематики СП. через условия
общественного договора подходили Поппер
и Хай-ек. С некоторой степенью условности
можно выделить два классических направления
анализа СП. Первое связывают с именами
Дюркгейма, Парсонса и социально-философской
традицией функционализма. Дюркгейм исходил
из критики утилитаристских концепций,
в том числе концепции социального договора.
Он постулирует центральность морали
и духовности в объяснении процессов социальной
интеграции и порядка. Продолжая данное
рассуждение, Парсонс определил СП. в обществе
как основанный на поддержании и принятии
социальных норм и ценностей. Различие
концепций Парсонса и Дюркгейма в том,
что последний не отрицает наличия и необходимости
конфликтов и других деструктивных элементов,
особенно в периоды быстрых социальных
изменений. Парсонс, напротив, ставит во
главу угла социальную солидарность и
гармонию как необходимое условие СП.
Само понятие СП. в теории Парсонса является
антитезой «дезинтеграции». Последовательная
позиция Парсонса в наделении социального
консенсуса и солидарности решающим значением
в концепции СП., справедливо подвергалась
резкой критике со стороны теоретиков
социального конфликта и социальных изменений.
Второе направление анализа СП. развивалось
в рамках марксистской традиции. Акцентуируя
неравенство материального положения
и политической власти в капиталистическом
обществе как источник постоянного всеобъемлющего
конфликта, Маркс определяет СП. как поддерживаемый
насильственно, за счет экономического,
политического и правового принуждения
в обществе. Впоследствии в данную материалистическую
трактовку СП. привносится и ценностный
нормативный элемент - доминирующая идеология.
Наиболее интересные современные концепции
СП. не обнаруживают тенденции строгого
следования одному из заданных направлений,
скорее - напротив. Например, Бурдье основывает
теорию С. П. на понятии воспроизводства
«современной культуры, которая благоприятствует
интересам находящихся у власти через
дифференцированную систему дистрибуции
знания через образовательные институты»,
что, по сути, представляет собой оригинальное
соединение классических подходов. С критикой
обоих направлений выступает в своей работе
«Солидарность и раскол» (1992) Д. Локвуд,
демонстрируя, что и Маркс, и Дюркгейм
оказались не в состоянии удовлетворительно
решить поставленную задачу, поскольку
использовали в своих доказательствах
категории, дополняющие друг друга. Как
правило, концепции СП. представляют собой
теории макроуровня, но существует ряд
социально-философских направлений, анализирующих
воспроизводство и реализацию СП. на микроуровне
(теория символического интеракционизма,
теория социального обмена и т.п.).
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.