Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:23, статья
Нельзя не согласиться, что сегодня права человека играют огромную роль в становлении и функционировании современного общества в целом и Беларуси в частности. Достоинство личности и её права в нашем государстве являются также и отправной точкой функционирования Средств Массовой Информации (СМИ), которые участвуют в общественных процессах и могут содействовать как объединению общества, так и его разобщению. А права человека, особенно для Беларуси, - хороший, а главное нужный стержень такого объединения.
Проблема прав человека в негосударственных СМИ
Нельзя не согласиться, что сегодня права человека играют огромную роль в становлении и функционировании современного общества в целом и Беларуси в частности. Достоинство личности и её права в нашем государстве являются также и отправной точкой функционирования Средств Массовой Информации (СМИ), которые участвуют в общественных процессах и могут содействовать как объединению общества, так и его разобщению. А права человека, особенно для Беларуси, - хороший, а главное нужный стержень такого объединения.
То, что власть уделяет большое значение роли СМИ в функционировании государственного аппарата, может быть продемонстрировано на основе законодательной базы Республики Беларусь и ряде международных актов, также ратифицированных нашей страной. Деятельность СМИ регламентирована в следующих государственных правовых актах: Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О Средствах Массовой Информации» от 17 июля 2008 г. № 427-З, Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10 ноября 2008 г. № 455-З, и в следующих международных документах: Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Хартия свободы печати и др.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О Средствах Массовой Информации»: Средство массовой информации – форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет. Вид средства массовой информации – газета, журнал, бюллетень, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная совокупность информационных сообщений и (или) материалов (передач)носящих периодический характер и предназначенных для неопределенного круга лиц.
СМИ в свою очередь делятся на государственные и негосударственные СМИ. Государственные СМИ находятся под контролем государства и получают субсидии для своего функционирования. Негосударственные СМИ существуют за счёт зарубежных, рекламных субсидий, добровольных взносов, пожертвований и др. Из 349 госизданий около 90% относятся к общественно-политическим. Независимая пресса в своем большинстве имеет направленность информационно-рекламную, узкопрофессиональную, криминальную, религиозную и кулинарную.
Итак, роль СМИ в становлении правового и социального государства крайне велика. Ведь именно благодаря информации человек и личность формирует свою гражданскую позицию. В научной и учебной литературе СМИ трактуются как составная часть политической системы общества. СМИ является таким же важным компонентом демократической системы, как и Парламент, поэтому, их часто негласно называют «четвёртой властью». И с этим нельзя не согласиться, ведь свобода слова и печати, свобода распространения и получения информации являются основными звеньями цепочки политических прав и свобод гражданина Беларуси.
К вопросу о проблеме прав человека в негосударственных СМИ можно подходить с разных точек зрения. СМИ можно рассматривать как источник информации о деятельности правозащитных организаций, о нарушениях и соблюдении прав человека, о положительной и отрицательной динамике в механизме их защиты в нашей стране и за рубежом. Но также, многие правозащитные организации говорят, что отношение между СМИ и властью могут являться индикатором положения дел с правами человека в стране.
Деятельность СМИ связана с реализацией следующих прав человека: права на свободу слова и свободу информации. А свобода слова и информации – это источник животворной силы любой демократии [6, c. 55].
Свобода слова предполагает право думать независимо, иметь свои взгляды, убеждения, излагать и отстаивать их. Тем самым человек получает возможность реализовать себя как личность в процессе общения. Это – одно из драгоценнейших прав человека. Оно обеспечивает фундаментальные политические свободы в целом. Без свободы слова нет свободы вообще. Реализация свободы слова связана с возможностью излагать свои мысли устно или письменно, то есть, с тем, что называется свободой прессы. По своей роли в обществе свободная пресса – это духовное зеркало, в котором народ может увидеть себя, а самопознание есть первое условие мудрости. Благодаря ей появляются узы, которые по-настоящему соединяют отдельную личность с государством и целым Миром [1].
Роль именно свободной прессы, то есть, прессы независимой, настолько велика в обществе, что даже президент США Т. Джефферсон писал 200 лет тому назад, что «если бы мне пришлось выбирать, что лучше иметь: правительство без газет или газеты без правительства, я без колебаний выбрал бы второе – газеты без правительства».
Если свобода слова даёт нам возможность открыто выражать свою позицию и мнение, то свобода информации даёт нам возможность получать достаточно объективной и злободневной информации обо всех глобальных и локальных процессах, протекающих в Беларуси и за рубежом, то есть, свобода информации позволяет нам формировать свою точку зрения на основе объективной действительности. Во всеобщей декларации прав человека сказано: Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Информации [3]. В статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах также признано право человека на свободу поиска, получения и распространения всякого рода информации и идей независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору. Государства – участники пакта обязаны создавать условия, необходимые для реального пользования гражданами свободой информации. Законодательное обеспечение свободы прессы должно быть разработано с учётом принципов свободного информационного потока как внутри государства, так и за его пределами, изложенных в хартии свободы печати, принятой в Лондоне в 1987 году Международной конференцией журналистов [1, c. 60 – 61].
Однако, пользование данными правами может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:
А) для уважения прав и репутации других лиц,
Б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
То
есть мы, уже видим некоторое
Несмотря на то, что свобода печати сегодня является признаком развитого правового демократического общества, всё же её история связана с постоянным контролем со стороны государства и, что особенно свойственно для Средневековья, со стороны церкви. Свободная печать родилась вместе с книгопечатанием (1455 год – Иоганн Гуттенберг), но вскоре на неё одели оковы. В 1501 году Булла Папы Римского Александра 1 запретила печатать что-либо о костёле без согласия епископата. Король Англии Генрих 8 опубликовал первый список запрещённых книг [1]. В истории нашей страны мы можем найти страницы, где неугодные книги уничтожались, т.к. в них содержались различные «еретические» идеи. Итак, с давних пор, цензура активно использовалась и используется сегодня авторитарными и тоталитарными режимами.
Следует подчеркнуть, что для обеспечения свободы прессы необходимо соблюдение ряда условий:
В Беларуси пока существует полная зависимость прессы от тех, кто даёт деньги. Раньше это была зависимость от партийных и государственных структур, сегодня – от государственных и коммерческих структур.(котляр с.60) Следует отметить, что многие журналисты действуют по принципам «кто платит, о том и пишем», «как платят, так и пишем». Примером подобной экономической зависимости может служить позиция брестских СМИ в сфере осветления событий, связанных с отражением в прессе деятельности в области прав человека. Например, по сведениям Н.Никандровой, ст.редактора Брестского телерадиовещания на 1999 год, проведённая в 1997 Первая республиканская конференция по правам человека, получившая одобрение и имевшая успех среди научно-педагогической общественности как Брестчины, так и всей Республики, только на страницах газеты «Вечерний Брест» получила негативный комментарий. Таких примеров может быть гораздо больше. (дорогой уважения 1999 157)Часто авторы подобных статей даже не присутствуют на мероприятиях, а пишут по заранее заготовленному шаблону.
Зависимость
негосударственных СМИ от экономической
ситуации отмечает и председатель БОЖ
(Белорусской организации
По ее словам, на негосударственных СМИ может серьезно отразиться продолжающийся экономический кризис. По её мнению, негосударственные массмедиа не могу рассчитывать на поддержку из бюджета, налоговые послабления, а количество рекламодателей сокращается. Кроме того, негосударственные издания могут пострадать и экономически из-за перестраховки рекламодателей. По словам медиаэксперта Быковского, белорусский бизнес очень боится, чтобы его заподозрили в финансировании оппозиции, поэтому он постарается, скорее всего, не светиться в тех изданиях, которые можно или прямо, или с какой-то натяжкой отнести к оппозиционным [8].
Политический контроль может принимать различные формы. Он может выражаться в прямом или косвенном давлении на сотрудников СМИ, в колоссально усложнённом процессе аккредитации журналистов и новых СМИ, и т.д.
Литвина подчеркнула, что новый закон о СМИ позволяет закрыть издание после вынесения двух предупреждений в течение года. Эта норма, по мнению главы БАЖ, подталкивает негосударственные СМИ к самоцензуре. «Целые редакционные коллективы начинают осторожничать и вводить самоцензуру, что отражается на профессиональном выполнении журналистского долга», — подчеркнула она [8].
В конце я бы хотела отметить, что свобода печати неабсолютна. Как и всякая свобода, она относительна, у неё есть пределы. Однако, упор на запреты и ограничения не только излишен, но и опасен для демократии в целом. Вполне достаточно чётко определить ответственность печати СМИ перед законом [1].
Информация о работе Проблема прав человека в негосударственных СМИ