Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:50, доклад
Софисты (от греч. – знаток, мудрец) – древнегреческие философы 5-4 веках до нашей эры. В учении софистов главное место отводилось искусству красноречия. Общим для софистов является коренная переориентация от натур-философской проблиматики к этико-политической и гносиологической проблемам. Софисты впервые поместили человека в центр внимания философии, осуществили анализ его познавательных способностей, содействовали развитию просвещения и освобождению от религиозных предрассудков. Разработанные софистами принципы релятивизма и скептицизма были одним из источников древнегреческого идеализма.
По Ксенофонту, Сократ восторгается “самыми древними и самыми образованными государствами и народами”, потому что они “самые набожные”. Больше того:
“ ...он думает, что
ему не стыдно будет взять за образец
персидского царя”, потому что персидский
царь считает земледелие и военное
искусство благороднейшими
Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности.
Он хотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но скромных, не требовательных, благоразумных, справедливых в отношениях ко своим друзьям, но отнюдь не к врагам. Гражданин должен верит в богов, приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и не позволять себе “дерзости” изучать мир, небо, планеты. Словом, гражданин должен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках “благородных господ”.
Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметил так же классификацию государственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.
Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутсвующим у тирании. Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам, в особенности направляя острие своей критики против античной демократии как неприемлимой с его точки зрения безнравственной формы государственной власти.
Сократ - противник афинской демократии. На место вопроса о космосе, вопрос о человеке со всеми его связями характерен антропозитизм. Сократ претендовал на роль просвятителя. Он же враг изучения природы (вмешательства в дело богов). Задача его философии - обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание природы - безбожное дело. По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу (человек), а затем ведет к объективному духу (бог). Опять же по Сократу, особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это нравственность. А истинная нравственность - это знание того, что хорошо. И элитарность знания ведет к добродетели. Он дал классификацию государственных форм: монархия, тирания, аристократия, плутократия, демократия. А по Сократу, аристократия - это наилучшая форма государственного устройства.
Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.
Но то, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она хорошо потрудилась над тем, чтобы каталогизировать одни его высказывания как этические, другие - как диалектические, одни - как идеалистические, другие - как стихийно-материалистические, одни - как религиозные, другие - как еритические. Его признавали “своим” самые разные идеологические течения, ему в вину ставились философские односторонности и однобокости, в которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы идеологически расчленяем философа нового времени на различнные школы и направления, Сократу, а тем более к его предшественникам, неприменимы. История хорошо поработала также над тем, чтобы все мертворожденное в наследии Сократа довести до своих крайних пределов окаменелости, до канонизированных идолов массового сознания, оттенив тем самым живые и животворные родники сократовской мысли - его иронию и диалектику.
Проблема человека в философии софистов и Сократа
В период своего становления
человеческое познание было направлено
на объективный мир. Изменение общественной
жизни, формирование новых общественных
потребностей, накопление философией
объема знаний обусловили дальнейший
шаг в развитии философской проблематики.
Произошел переход от преимущественного
изучения природы к рассмотрению
человека, его жизни во всех многообразных
проявлениях. Возникло новое направление
в философии, представителями которого
были софисты и Сократ.
Термин софисты применяется для обозначения
группы древнегреческих мыслителей середины
V - первой половины IV века до н.э. Ее наиболее
видными представителями являются Протагор,
Горгий, Гиппий, Антифонт. Со второй половины
4 века до н.э. слово "софист" стало
обозначать особый тип философа-профессионала,
учителя философии. •
Софисты отождествляли мудрость со знанием,
умением, способ¬ностью доказывать все,
что они считали необходимым, выгодным.
Они утверждали, что доказывать можно
все, что потребуется доказать в тех или
иных обстоятельствах.
В философии софистов человек становится
единственным бытием. По их утверждению,
бытие вне человека не существует, человек
только в себе самом может найти истину.
Софист Протагор выразил свою мысль в
следующем утверждении: "Человек есть
мера всех вещей существую¬щих, что они
существуют, и несуществующих, что они
не существуют." Софисты подчеркивали
условность правовых норм, государственных
законов и моральных оценок.
Учеником софистов, а затем их непримиримым
оппонентом был Сократ (470-399 гг. до н.э.).
Для Сократа мерилом всех вещей является
человек как разумное, мыслящее существо,
поскольку в мышлении находят свое выражение
общие законы. Основополагающей способностью
человека является разум, способный дать
высшее, общеобязательное знание. Но это
знание нельзя получить в готовом виде.
Человек должен затратить значительные
усилия, чтобы найти его.
Исходным началом метода Сократа, помогающего
рождению человеческой мысли, является
ирония. Благодаря ироническому отношению
к окружающему Сократ пробуждал у людей
сомнение в общепринятых истинах и тем
самым приглашал их к рассуждению, к выработке
своей собственной позиции, которая основывалась
бы на логических аргументах. При этом
Сократ исходил из установки, что все знания
уже имеются у человека. Человек обладает
полнотой знания, сознание черпает из
самого себя все понимание истины. Задача
философа заключается в том, чтобы помочь
человеку родиться к новой жизни, к обретению
подлинных и истинных моральных норм.
Информация о работе Проблема человека в философии софистов и Сократа