Президентская республика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 19:05, творческая работа

Описание работы

Характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Содержание

1.Президентская республика
2.Отличительные черты президентской республики
3.Модели президентской республики
4.Государственное устройство
5.Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Президентская республика.pptx

— 908.74 Кб (Скачать)

Президентская республика 
 
 

Выполнила:МирсултановаД.                           

Группа:ап-09-11р                 

Приняла : Таукебаева Э.С. 
 
 
 

Шымкент 2011   

Содержание : 
  
1.Президентская республика  
2.Отличительные черты президентской          республики 
3.Модели президентской республики  
4.Государственное устройство  
5.Список используемой литературы
 

Президентская республика   
 
Характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.  

Отличительные черты президентской  республики  
 
Внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Беларусь, либо коллегией выборщиков — США), 
 
Внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку. 
 
В целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).
 
   

В мире существует несколько  моделей Президентской  республики   
 

По  классической модели (США) президент  с согласия верхней палаты парламента (сената) формирует администрацию, члены  которой несут политическую ответственность  только перед президентом. Он не может  распустить парламент, парламент может  сместить Президента только в порядке  импичмента.  
 

Для латиноамериканских П.р. характерна полная  свобода президента в назначении и смещении членов администрации, однако встречаются случаи парламентской  ответственности членов его кабинета (Коста-Рика, Уругвай).  
 

Для П.р. восточного полушария (Замбия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) характерно существование обособленного коллегиального органа исполнительной власти - правительства, возглавляемого президентом, а также  наличие в большинстве случаев  поста "административного" премьера. 

Иной  моделью президентской республики является такое устройство формы  правления, когда президент является главой государства, но не совмещает  этот статус со статусом главы правительства. Тогда, кроме распределения полномочий, закрепленных конституцией, президент  образует систему органов - государственных  и общественных - при президенте, которые содействуют ему в  выполнении его полномочий как главы  государства, гаранта конституции. 
Словом, президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. В некоторых исторических условиях это становится в полнее оправданным. Теоретический анализ в связи с этим выделяет такие исторические ситуации, как, например, переход от феодальных отношений к буржуазным. Кроме того, такого рода форма правления возникает там, где были сильны монархические традиции, в ситуациях, не отличающихся стабильностью. Иногда президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширные территории, многонациональных государствах и т.д. В свою очередь отсутствие правороспуска парламента лишает президента и правительства возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.

Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной  законности правительство более  стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская  республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она получила широкое распространение. Большинство  государств, составляющих ООН имеют  президентские системы правления. По-видимому, потребность централизованного  управления, быстрого реагирования на социальные, экономические, экологические  вызовы конца XX века, другие факторы лежат в основе этой тенденции. Но нельзя не учитывать и недостатки президентских республик, - сосредоточения непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, параличу исполнительной власти, политическим тупикам. Одному человеку непросто своевременно и качественно принимать многочисленные политические решения, «горлышко политической бутылки» в подобных ситуациях оказывается очень узким. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» - структура, помогающая президенту пол всем направлениям его деятельности.

    Государственное устройство  
Казахстан ( официальное название-Республика Казахстан) делится на 14 административных областей. После обретения суверенитета (1990 г.) Казахстан - президентская республика. Президент является главой государства и избирается сроком на пять лет всеобщим, равным и прямым голосованием. Высшим представительным органом, который имеет законотворческие функции, является Парламент. Парламент состоит из 2-х палат - Сенат и Мажилис, действующих на постоянной основе. В сенат входит 47 депутатов (40 из которых составляют депутаты избираемые по два человека от каждой области; 7 назначаются Президентом). Мажилис образуют 67 депутатов избираемых по одномандатным территориальным округам. Срок полномочий парламента 4 года.  
 
Правительство осуществляет исполнительную власть в стране.  
 
Во главе правительства находится Премьер-министр, который назначается президентом и утверждается Парламентом. Правительство ответственно перед президентом за свою деятельность и подотчетно Парламенту. Судебная система республики осуществляется посредством Верховного Суда и местных судебных органов. Верховный Суд Казахстана является высшим судебным органом по гражданским и уголовным делам. Контроль за соблюдением Конституционных законов осуществляет Конституционный совет, который состоит из 7-ми членов, избираемых на 6-ти летний срок.  
На местах государственное управление принадлежит местным представительным и исполнительным органам. Местные представительные органы - маслихаты  выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц. Местная исполнительная власть представлена областными администрациями во главе с акимами областей. Акимы областей назначаются Президентом страны по представлению премьер-министра.  

                       Список используемой литературы  
  
 1. Нормативные правовые источники 
 2. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред.         Лазарева В.В. - М.: Юрист, 1996  
 3. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.  
     Матузова и А.В. Малько - 2-е изд., перераб., доп. - М.:       Юрист, 2002.  
 4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник      для вузов. - М.: Изд-во НОРМА, 2002.  
 5. Радугин А. А. «Политология». – М., 1999 г. 
     Матузов Н. И., Малько А. В. «Теория государства и права».      М.: 1997г.  

Информация о работе Президентская республика