Президент РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 15:00, реферат

Описание работы

Президент Россиийской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над нею, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 39.87 Кб (Скачать)

 

Полномочия Президента РФ

Президент Российской Федерации  в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства  и обеспечивающих ему возможность  выполнять закрепленные за ним функции. Поскольку Президент наделен  обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны. Они закреплены в основном в статьях 83-90 Конституции Российской Федерации 1993 года, а так же в ряде статей, относящихся к деятельности других государственных органов. Так, ч. 3 статьи 115, посвященной правительству РФ, устанавливает право Президента отменять постановления и распоряжения Правительства.

Полномочия Президента можно  объединить в несколько групп.

1. Полномочия по формированию и руководству исполнительной власти. Взаимодействия со всеми ветвями власти Президент больше контактирует с исполнительной властью. Объем его полномочий по отношению к ней дают основания, чтобы говорить, что президент так же является еще и главой Правительства. Эта функция выражается, прежде всего, в обширном круге полномочий, дающих право Президенту формировать Правительство и контролировать его работу. Именно Президент назначает Председателя Правительства. Так же имеет обширные полномочия по назначению остальных членов Правительства. По предложению Председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.

Согласно п. «г»  статьи 83 Конституции, глава государства  представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка России и ставит вопрос об освобождении от занимаемой должности.

Ключевым полномочием  во взаимоотношениях Президента с Правительством является его право принять решение  об отставке Правительства.

Роль Президента как руководителя исполнительной власти проявляется  не только в его взаимоотношениях с Правительством. Согласно п. «к»  статьи 83 Конституции, глава государства  назначает и освобождает своих  полномочных представителей. В Конституции  не уточняется, о каких именно представителях идет речь.

Обеспечивает нормальное функционирование исполнительной власти и право Президента формировать  свою Администрацию, которая выполняет  функции аппарата главы государства. В Администрации функционируют  Контрольное управление Президента, Государственно-правовое управление Президента, Управление делами Президента, Уполномоченный по правам человека, Территориальное  управление, а так же иные структурные  подразделения.

2. Полномочия по взаимодействию с федеральными законоданадельной и судебнымой властями. Осуществление государственной власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия главы государства с парламентом. В демократическом государстве законодательная и судебная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния. В рамках этого влияния строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием Российской Федерации.

Президент располагает совокупностью  полномочию, позволяющих  воздействовать как на формирование Государственной  Думы  и на прекращение ее полномочий, так и на ее законодательную деятельность.

Глава государства в соответствии с п. «а» статьи 84 Конституции  назначает выборы Государственной  Думы.

Конституцией 1993 года Президенту предоставлено право  распустить Государственную Думу в случаях  и порядке, предусмотренных Конституцией. Это полномочие выступает как  правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых  ситуаций, угрожающих  самим условия государственности. Конституция предусматривает три  основания роспуска Государственной  Думы Президентом: трехкратное отклонение представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства (ч.3 ст.111), повторное в течение трех месяцев  выражение недоверия Правительству (ч.3 ст.117), отказ в доверии Правительству, вопрос о котором был поставлен  по инициативе его Председателя (ч.4 ст.117).

Обширны полномочия Президента, дающие ему возможность участвовать  в законодательной деятельности Федерального Собрания. Глава государства  обладает правом законодательной инициативы, что предусматривает статья 84  Конституции, позволяющим ему ставить вопрос как о принятии новых законов, так и о внесении изменений и дополнений в действующие.

Президент, согласно Конституции, не только подписывает, но и обнародует законы посредством их опубликования. Так же глава государства имеет  возможность оказывать влияние  и на содержание законопроектов путем  использования право вето.

Средством влияния главы  государства на деятельность Федерального Собрания является  и предусмотренный  п. «е» ст. 84 Конституции институт послания Президента парламенту о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 84 Конституции в  самом общем виде определяет основное содержание послания: положение в  стране, основные направления внутренней и внешней политики.

Во втором послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию одной из центральных стала  задача укрепления Российского государства, повышение действенности государственной  власти, утверждение авторитета и  силы права.

Взаимодействие Президента с судебной властью выражается в  участии формировании органов судебной власти, которые осуществляются совместно  с Советом Федерации.

Согласно п. «е» ст. 83 Конституции, Президент представляет Совету Федерации  кандидатуры для назначения на должности  судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Само же назначение судей  осуществляется Советом Федерации. Президенту так же принадлежит право  представлять Совету Федерации кандидатуру  Генерального прокурора Российского  Федерации, а также вносить предложения  об освобождении его от должности.

3. Полномочия в области безопасности и обороны. Безопасность страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных  интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно к основным объектам безопасности относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, среда обитания, конституционный строй, суверенитет и государственная целостность государства. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Как глава государства  Президент осуществляет ряд важных полномочий в этой сфере. Согласно п. «ж» ст. 83 Конституции, он формирует  и возглавляет Совет Безопасности.

К компетенции Президента относится утверждение военной  доктрины России, которая является  частью общей компетенции безопасности. По Конституции Президент назначает  и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, присваивает высшие воинские звания. В соответствии с общей международной  практикой Президент является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственно  ее угрозы глава государства вводит на территории России или в отдельных  ее местностях военное положение  с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной  Думе, согласно статье 87 Конституции.

Угроза безопасности России может возникнуть не только в связи  с военной угрозой, но и в силу ряда внутренних причин: экологические  катастрофы, природные бедствия, массовые беспорядки и тому подобное. Президент  вводит на территории Российской Федерации  или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации  и Государственной Думе.

4. Полномочия в области внешней политики и международных отношениях.  Полномочия Президента в сфере внешней политики сконцентрированы главным образом в статье 86 Конституции. Самое важное из них записано в п. «а» этой статьи, где говорится, что Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Формы осуществления этого полномочия весьма многочисленны: подготовка послания Федеральному Собранию, в котором определяются и основные направления внешней политики, назначение на должность министра иностранных дел, назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранные государствах и международных организациях.

В качестве руководителя внешней  политикой России Президент ведет  переговоры и подписывает международные  договоры Российской Федерации, подписывать  ратификационные грамоты.

Согласно Конституции, Президент  принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем  дипломатических представителей. Верительная  грамота свидетельствует о том, что данное лицо назначено полномочным  представителем соответствующего иностранного государства. Отзывная грамота удостоверяет факт прекращения полномочий представителя иностранного государства в связи с окончанием его миссии и вручается перед его отбытием из России.

  1. Иные полномочия Президента. Наряду с перечисленными группами полномочий Конституция относит к компетенции главы государства и ряд других полномочий.

Важнейшее из них заключено в п. «в» ст. 84 Конституции РФ – решение о  назначение референдума. Данное полномочие может рассматриваться как форма  участия Президента в законодательной  деятельности.

К компетенции Президента относится решение вопросов гражданства  Российской Федерации и предоставления политического убежища. К компетенции  главы государства отнесены вопросы  приема, выхода и восстановления в  гражданстве Российской Федерации.

На основании п. «б»  ст. 89 Конституции Президент награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания РФ.

В п. «п» ст. 89 Конституции  предусмотрено, что Президент осуществляет помилование. Актом помилования  является решение главы государства  о смягчении наказания или  полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим  ходатайством.

 

Основания досрочного прекращения полномочий

Президента РФ

 Президент может быть отрешен  от должности на основании обвинений в государственной измене или совершении тяжкого преступления (ГД выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное заключением ВС о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением КС РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения) (предложение может исходить только от группы депутатов — не менее 1/3 от общего числа членов ГД) (решение ГД о выдвижении обвинения должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты). СФ рассматривает дело и принимает решение об отрешении Президента от должности (для признания Президента виновным и отстранения его от должности необходимо 2/3 голосов от общего состава палаты). Если решение СФ об отрешении Президента от должности не будет принято в трехмесячный срок после выдвижения ГД обвинения против Президента РФ, то обвинение считается отклоненным. При совершении Президентом деяний, не являющихся тяжкими преступлениями согласно УК РФ, указанная процедура вообще не применяется. После отрешения от должности Президент РФ, в случае совершения преступления, будет нести ответственность по нормам уголовного законодательства как обычный гражданин. 1998 год — голосование на пленарном заседании ГД (не прошло). Другие попытки проходили на уровне выдвижения инициативы, но не проходили уже на уровне образования специальной комиссии. Правовые и социальные гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи установлены ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12.02.2001:

- пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме;

-    за ним сохраняется право на медицинское обслуживание, которое предоставлялось на день прекращения полномочий;

-    он обладает неприкосновенностью (не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные в период исполнения полномочий, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу;

-    его неприкосновенность распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку;

-    он независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения Президента РФ (выплата денежного содержания приостанавливается в случае замещения им государственной должности, на период замещения данной должности);

-    ему предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач;

-   он имеет право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций;

-   он имеет право на бесплатное пользование на территории РФ правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти;

-    все виды его почтовых и телеграфных отправлений обрабатываются и доставляются в разряде правительственных;

- он имеет право содержать  за счет средств федерального  бюджета аппарат помощников.

Он может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления (Генеральный прокурор направляет представление в ГД, принятое ГД постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности направляется в трехдневный срок в СФ, который в трехмесячный срок рассматривает данный вопрос. При отказе ГД или СФ данное дело прекращается).

  

 

Заключение

 

Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Появилось немало посвященных ему  исследований. Скорее всего данная тема претендует на то, чтобы стать  в России одной из «вечных». Однако от этого она не превратилась в  предельно раскрытую. Хотя Конституция 1993 года наделяет Президента широчайшими  полномочиями, она содержит в себе систему сдержек и противовесов, которая хоть и несравнима с возможностями  президента, но всё же ограничивает его власть.

Информация о работе Президент РФ