Представление о власти и государстве в древние и средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 01:21, контрольная работа

Описание работы

Политология - наука сравнительно молодая. В то же самое время она имеет глубокие исторические корни. На это прямо указывают авторы многочисленных работ по политологии, отмечающие, например, тот факт, что еще в далекие античные времена, практически одновременно в разных частях тогдашнего цивилизованного мира были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, были сформулированы первые политические концепции и поставлены политические проблемы, не утратившие своей значимости вплоть до настоящего времени. Поэтому анализ политических учений Древнего мира и Средних веков актуален и в наши дни, что определяет практическую значимость данной работы.

Работа содержит 1 файл

политология распечатать.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

    В исламе существует ряд направлений  и течений, каждое из которых притязало  на истинное исповедание религии. Тесная связь государства и общины верующих, богословия и права, религии и политики предопределила прямую зависимость большинства религиозных течений и сект ислама от политических раздоров и борьбы за власть. Политические перевороты нередко опирались на движения народных масс против угнетения; во главе этих движений чаще всего стояло мусульманское духовенство, придерживающееся одного из направлений ислама.

    С учетом той же идеи в XIV в. очень своеобразную концепцию развития государства  разработал выдающийся арабский историк Ибн-Хальдун (1332–1406 гг.). Его перу принадлежит получивший широкую известность труд «Большая история» («Книга поучительных примеров»). Идеи Ибн-Хальдуна о государстве сложились под влиянием Аристотеля и его среднеазиатских последователей.

    Развитие  общества обусловливает эволюцию устройства и задач государственной власти. В примитивном («сельском») состоянии формой общества является организация кровных родственников на началах полного равенства. В таком обществе предводитель – только первый среди равных; за ним следуют без принуждения. Проблема распределения продуктов перед этой организацией вообще не стоит – производится только необходимое. Производство излишков и роскоши ведет к возникновению организации, основанной на неравенстве и принуждении. Второму этапу, состоянию общества соответствует владычество (власть–собственность). «Владычество же – это верховенство и властвование с помощью принуждения». Поскольку один человек владычествовать не в силах, он создает группировку, самую сильную в обществе. Опираясь на эту группировку, владыка покоряет подданных, собирает деньги в казну. «Налоги и поборы образуют материю государства».

    Государство отрывается от основы, на которой возникло, правители отделяются от простого народа; происходит «закрытие двери перед массой из-за страха быть убитыми выступающими против власти и другими людьми». С одной стороны, для содержания искусственной группы, на которую опирается владыка, он взимает все большие и большие налоги, изымая у подданных не только излишки, но и необходимое, вмешивается в торговлю, с помощью принуждения скупает товары по самым низким ценам и продает по самым высоким. Это ведет к упадку рынков, убивает надежды подданных, связанные с торговлей, подрывает стимулы к труду. Разрушение экономики ослабляет государство:

    «Государство – форма общества, с необходимостью приходящая в упадок, если пришла в упадок его материя». С другой стороны, искусственная группа – зыбкая опора власти: «Незначительны те, которые за денежное вознаграждение согласятся умереть. Это становится немощью государства и сламывает его». 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В хронологическом и пространственном измерении среди политических учений Древнего мира можно выделить учения Древнего Египта, Древнего Вавилона, Древней Индии, Древней Греции и Древнего Рима; среди политических учений Средних Веков – политические учения стран Запада (Августина Блаженного, Фомы Аквинского) и стран Востока (Ибн-Хальдун). Политические идеи в странах Древнего Востока можно трактовать с точки зрения религиозных традиций: политика рассматривалась как результат божественного предначертания и правления, высшие правители считались исполнителями божественной власти на земле, социальное неравенство считалось законным и закрепленным свыше. Но уже в Древнем Китае идет отход от религиозных традиций в сторону традиций политико-социологических; рассматриваются проблемы взаимоотношений государства и человека.

    Юридические традиции впервые прослеживаются в  Древнем Вавилоне в «Законах Хаммурапи». Политическое значение «Законов Хаммурапи» состоит в том, что Хаммурапи, объединив в единое государство  разные народы, попытался дать им всем общее законодательство. Свое дальнейшее развитие они получают в политических учениях Древнего Рима (например, Цицерона).

    Среди первых мыслителей, внесших существенный вклад в формирование политико-социологической традиции, особо следует выделить философов Древней Греции Демокрита, Аристотеля и Платона.

    В политических учениях Средних веков стран Запада, как канонических философов (Фома Аквинский), так и еретических, четко прослеживаются религиозные традиции. Среди них особо стоит выделить политические учения Марсилия Падуанского, который выступал против всевластия церкви и высказывал довольно смелые идеи для своего времени. 

 

     Список использованной литературы

  1. Аристотель. Политика. Афинская полития. М.: Мысль,1997.
  2. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Востока. М.: 1996.
  3. Ирхин Ю.В. Артхашастра, Законы Ману, Законы Хаммурапи, Законы 12 Таблиц // Политическая энциклопедия: B 2 т. Т. 1. / Г.Ю.Семигин, Л.Н.Алисова, Г.А.Белов и др. – М., 1999.
  4. Мартышин А.И. История политических учений. М.: 1994.
  5. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М.: Приор,1995.
  6. Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль,1998.
  7. Цицерон. Философские трактаты. (Памятники философской мысли). М.: Наука,1985.
  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  9. http://www.interlaw.dax.ru/student/7/T2.htm

Информация о работе Представление о власти и государстве в древние и средние века