Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 01:21, контрольная работа
Политология - наука сравнительно молодая. В то же самое время она имеет глубокие исторические корни. На это прямо указывают авторы многочисленных работ по политологии, отмечающие, например, тот факт, что еще в далекие античные времена, практически одновременно в разных частях тогдашнего цивилизованного мира были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, были сформулированы первые политические концепции и поставлены политические проблемы, не утратившие своей значимости вплоть до настоящего времени. Поэтому анализ политических учений Древнего мира и Средних веков актуален и в наши дни, что определяет практическую значимость данной работы.
В исламе существует ряд направлений и течений, каждое из которых притязало на истинное исповедание религии. Тесная связь государства и общины верующих, богословия и права, религии и политики предопределила прямую зависимость большинства религиозных течений и сект ислама от политических раздоров и борьбы за власть. Политические перевороты нередко опирались на движения народных масс против угнетения; во главе этих движений чаще всего стояло мусульманское духовенство, придерживающееся одного из направлений ислама.
С учетом той же идеи в XIV в. очень своеобразную концепцию развития государства разработал выдающийся арабский историк Ибн-Хальдун (1332–1406 гг.). Его перу принадлежит получивший широкую известность труд «Большая история» («Книга поучительных примеров»). Идеи Ибн-Хальдуна о государстве сложились под влиянием Аристотеля и его среднеазиатских последователей.
Развитие общества обусловливает эволюцию устройства и задач государственной власти. В примитивном («сельском») состоянии формой общества является организация кровных родственников на началах полного равенства. В таком обществе предводитель – только первый среди равных; за ним следуют без принуждения. Проблема распределения продуктов перед этой организацией вообще не стоит – производится только необходимое. Производство излишков и роскоши ведет к возникновению организации, основанной на неравенстве и принуждении. Второму этапу, состоянию общества соответствует владычество (власть–собственность). «Владычество же – это верховенство и властвование с помощью принуждения». Поскольку один человек владычествовать не в силах, он создает группировку, самую сильную в обществе. Опираясь на эту группировку, владыка покоряет подданных, собирает деньги в казну. «Налоги и поборы образуют материю государства».
Государство отрывается от основы, на которой возникло, правители отделяются от простого народа; происходит «закрытие двери перед массой из-за страха быть убитыми выступающими против власти и другими людьми». С одной стороны, для содержания искусственной группы, на которую опирается владыка, он взимает все большие и большие налоги, изымая у подданных не только излишки, но и необходимое, вмешивается в торговлю, с помощью принуждения скупает товары по самым низким ценам и продает по самым высоким. Это ведет к упадку рынков, убивает надежды подданных, связанные с торговлей, подрывает стимулы к труду. Разрушение экономики ослабляет государство:
«Государство
– форма общества, с необходимостью приходящая
в упадок, если пришла в упадок его материя».
С другой стороны, искусственная группа
– зыбкая опора власти: «Незначительны
те, которые за денежное вознаграждение
согласятся умереть. Это становится немощью
государства и сламывает его».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В хронологическом и пространственном измерении среди политических учений Древнего мира можно выделить учения Древнего Египта, Древнего Вавилона, Древней Индии, Древней Греции и Древнего Рима; среди политических учений Средних Веков – политические учения стран Запада (Августина Блаженного, Фомы Аквинского) и стран Востока (Ибн-Хальдун). Политические идеи в странах Древнего Востока можно трактовать с точки зрения религиозных традиций: политика рассматривалась как результат божественного предначертания и правления, высшие правители считались исполнителями божественной власти на земле, социальное неравенство считалось законным и закрепленным свыше. Но уже в Древнем Китае идет отход от религиозных традиций в сторону традиций политико-социологических; рассматриваются проблемы взаимоотношений государства и человека.
Юридические традиции впервые прослеживаются в Древнем Вавилоне в «Законах Хаммурапи». Политическое значение «Законов Хаммурапи» состоит в том, что Хаммурапи, объединив в единое государство разные народы, попытался дать им всем общее законодательство. Свое дальнейшее развитие они получают в политических учениях Древнего Рима (например, Цицерона).
Среди первых мыслителей, внесших существенный вклад в формирование политико-социологической традиции, особо следует выделить философов Древней Греции Демокрита, Аристотеля и Платона.
В
политических учениях Средних веков
стран Запада, как канонических философов
(Фома Аквинский), так и еретических, четко
прослеживаются религиозные традиции.
Среди них особо стоит выделить политические
учения Марсилия Падуанского, который
выступал против всевластия церкви и высказывал
довольно смелые идеи для своего времени.
Список использованной литературы
Информация о работе Представление о власти и государстве в древние и средние века