Предпринимательская деятельность на примере франчайзинга, как одной из ее наиболее прогрессивных форм

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:41, доклад

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении предпринимательской деятельности на примере франчайзинга, как одной из ее наиболее прогрессивных форм. Она давно зарекомендовала себя в качестве таковой на Западе и набирает темпы развития в России.
В задачи курсового проекта, состоящего из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, входит рассмотрение общетеоретических и практических вопросов указанной проблемы, а именно:
– осветить понятие, историю и терминологический аппарат франчайзинга, как формы предпринимательской деятельности;
– указать на положительные стороны и ограничения этой формы предпринимательства и исследовать проблемы и перспективы ее развития в России.
Таким образом, объектом курсовой работы является Франчайзинг в рыночных условиях. Предметом – применимость этой формы бизнеса в контексте российской экономической и правовой реальности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, терминология и основные признаки и франчайзинга как формы предпринимательской деятельности 5
1.1. Понятие франчайзинга и история его развития 5
1.2. Франчайзинг как одна из эффективных форм рыночного сотрудничества. Ее преимущества и ограничения 10
Глава 2. Проблемы перспективы и развития франчайзинга в Российской Федерации 20
Заключение 28
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Франчайзинг предприн..doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     Гарантированная система  поставок. Так как франчайзинг, как правило, для компаний является приоритетным направлением деятельности, и партнёры  – франчайзи  – имеют самые лучшие условия, франчайзер стремится обеспечить данное направление наибольшими ресурсами, в том числе это касается и вопросов поставки.

     Франчайзинг используется в самых различных видах бизнеса. В частности, он интенсивно развивается  в таких отраслях промышленности и сферы услуг, как:

     – автомобильная промышленность и услуги автосервиса;

     – помощь в организации и ведении бизнеса (бухгалтерия, делопроизводство, реклама и т. п.);

     – строительство, услуги, связанные с ремонтом и обслуживанием домов;

     – услуги, связанные с образованием;

     – отдых и развлечения;

     – рестораны быстрого обслуживания, рестораны, закусочные и т. д.;

     – продуктовые палатки; медицинские и косметические услуги;

     – услуги в сфере домашнего хозяйства;

     – розничная торговля;

     – многие другие виды деятельности.

     Итак, франчайзинг для многих начинающих предпринимателей может стать хорошей возможностью организации собственного дела.

     Однако, использование чужого товарного знака и методики ведения бизнеса предполагает одновременно и соблюдение определенных правил. Франчайзер зачастую довольно жестко контролирует многие аспекты деятельности франчайзи технологию и стиль работы, финансовую сторону проекта, ценовую политику. С одной стороны, это обеспечивает должное качество продукции, однако одновременно ограничивает предпринимательскую самостоятельность франчайзи, которому во многом приходится учитывать мнение своего партнера.

     Как правило, договоры франчайзинга заключаются  на долгосрочной основе. Это может  иметь для франчайзи определенное неудобство, поскольку выйти из бизнеса в этом случае без больших материальных потерь навряд ли удастся. При всех льготах, которые имеет франчайзи при организации бизнеса, стартовый капитал все же необходим, хотя, безусловно, намного меньший, чем при самостоятельном осуществлении предпринимательской деятельности.

     С учетом сложности и многосторонности франчайзинговых отношений обеим  сторонам особое внимание следует уделить  заключению договора, где следует  обозначить все возможные нюансы своего сотрудничества. От грамотно составленного договора во многом будет зависеть успех дела в будущем. В действующем российском законодательстве подобный договор носит название договора коммерческой концессии и регулируется Гражданским кодексом РФ (гл.54)6. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

     Договор коммерческой концессии предусматривает  использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого  опыта правообладателя в определённом объёме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объёма использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определённой сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведённых пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

     Сторонами по договору коммерческой концессии  могут быть коммерческие организации  и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. 
 
 

 

Глава 2. Проблемы перспективы и развития франчайзинга в Российской Федерации

     В настоящее время развитие российского  предпринимательства, в первую очередь  малого, затрудняется повышенными коммерческими  рисками. Реализация современных бизнес-проектов требует от предпринимателя широких знаний в области управления, маркетинга, рекламы и умения учитывать особенности проекта. Отработка эффективной схемы и методов делопроизводства в каждом конкретном случае требует больших временных и материальных затрат.

     Очевидно, что организация предприятия  на условиях франшизы значительно снижает предпринимательские риски, так как в этом случае происходит использование уже отработанного и доказавшего свою эффективность бизнеса. Таким образом, развитие франчайзинга в России может оказаться одной из наиболее эффективных форм поддержки малого предпринимательства, это одно из возможных решений столь важной государственной задачи.

     Однако, к сожалению, развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга, российское законодательство. Если в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к возникновению бюрократических проволочек. Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база. Например, в США только на федеральном уровне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге.

     Тем не менее, несмотря на наличие отдельных  тормозящих факторов, франчайзинг в России успешно развивается. Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. Однако значение его для российской экономики переоценить сложно: для франчайзера это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи развивать свой собственной бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для государства это эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, а следовательно, и развития всей российской экономики. Развитие франчайзинга в России будет проходить все большими темпами, поэтому не следует упускать шанс обойти своих конкурентов уже сейчас7.

     Франчайзинг – это стартовая площадка для малого и среднего предпринимателя, это столбовая дорога развития бизнеса. Увы, на российском участке этой столбовой дороги сплошь и рядом завалы и выбоины. И первый из них - несовершенство законодательства.

     Российское  законодательство не содержит такого понятия, как франчайзинг. В результате нет комплексного подхода к явлению как таковому. В ГК РФ франчайзинг попадает под понятие коммерческой концессии, которое не отображает и не регулирует все особенности франчайзинга.

     Одна  из основных операций при продаже  франшизы - это передача фирменного наименования. По российским законам  фирменное наименование, во-первых, неотчуждаемо, а во-вторых – должно указывать на деятельность и правовую форму организации. Представим франчайзора под названием ООО "Пирожок", который не может передать франчайзи (покупателю франшизы) свой "Пирожок". А если все же очень хочет это сделать, то должен передать в том числе и свою правовую форму - ООО. Для разрешения этой коллизии, по мнению директора юридической фирмы "Правовой сервис - ФАРН" Инги Рыковой, необходимо ввести в законодательство понятие "коммерческое наименование".

     В законодательствах многих развитых стран также отсутствует понятие "коммерческое наименование", но там есть другие законы, которые защищают франшизу от незаконного использования и при этом не вводят для франчайзи сложную систему регистрации. Например, в США существует закон, не позволяющий компаниям и гражданам каким-либо образом наносить намеренный ущерб чужому бизнесу.

     В России защитить можно лишь товарный знак. Но в этом случае при его  передаче в пользование другому  предпринимателю нужно регистрировать эту операцию в патентных органах.

     Согласно  ГК РФ при заключении договора о  концессии необходима его двойная регистрация в регистрационных и патентных органах. Для сравнения, в Европе и США передача франшизы требует только регистрации самого договора о франчайзинге. Сложность бюрократических процедур лишает франчайзинг его потенциальной привлекательности. Введение "коммерческого наименования" позволит решить одну из проблем, мешающих развитию франчайзинга в России8.

     Другая  серьезная проблема – это субсидиарная ответственность, которую согласно главе 54 ГК несет российский франчайзор за деятельность франчайзи. Например, если где-нибудь в Сибири франчайзи нарушает стандарты московского франчайзора, то потребитель-сибиряк имеет право спросить за это со столичного хозяина франшизы.

     Во  Франции, например, субсидиарная ответственность  распространяется на франчайзоров только в том случае, если они поставляют продаваемый продукт. Если товар или услуга производится обладателем франшизы, то ответственность лежит на одном лишь франчайзи.

     У ОАО "ЛУКОЙЛ", которое продает  франшизы на устройство бензозаправочных станций, в районах, где действует франшиза, постоянно работают специальные контрольные отделы франчайзинга. Необходимость жесткого контроля франчайзи, делает франчайзинг очень похожим на обычное корпоративное развитие. Требование обязательной субсидиарной ответственности франчайзора противоречит самой идее франчайзинга.

     Помимо  вышесказанного в нашем законодательстве есть масса других положений, мешающих развитию франчайзинга. Например, глава 54 ГК почему-то сориентирована исключительно  на торговый бизнес и фактически исключает франчайзинг производителя. Из-за подобных препон предприниматель просто не видит для себя реальных преимуществ в покупке франшизы.

     Еще одна проблема российского франчайзинга – в неграмотности многих чиновников и депутатов. Они не знают, что это такое. Об этом говорит Константин Комиссаров из "Русского бистро": "Работать франчайзору в Москве просто невозможно. Ни один чиновник не знает, что такое франчайзинг. При проверках возникают постоянные проблемы с тем, что договор о концессии, несмотря на всю законность, не является для них серьезным документом".

     Другая  проблема - это нехватка денег у  мелких предпринимателей. Как сказал руководитель отдела развития фирменной  сети и франчайзинга компании "Эконика" Олег Соловьев, для ремонта и обустройства помещения по стандартам "Эконики" необходимо $15 000 - $20 000. На закупку достаточной для начала торговли партии обуви необходимо около $50 000. Получается $65 000 - $70 000, не считая аренды помещения. "Для малого предпринимателя это очень серьезные деньги, - говорит Соловьев, - а получить кредит в банке практически невозможно. Все только говорят о поддержке малого предпринимательства, но на деле ничего не происходит". Причем "Эконика" вообще не берет платы за использование франшизы, ее выгода - в эксклюзивных поставках.

     Классическая  схема взаимоотношений правообладателя (франчайзера) и ее партнера-пользователя (франчайзи) выглядит следующим образом.  
Для вступления в семью фирм, работающих под единой торговой маркой, франчайзи делает первоначальный взнос. Этот взнос именуется в иностранном праве как паушальный платеж. Российское законодательство ограничивается названием данного платежа как фиксированный разовый платеж. Это определенная, твердо зафиксированная в договоре сумма, которую франчайзи может выплатить единовременно или в рассрочку.  
Уплатой фиксированного разового (паушального) платежа франчайзи демонстрирует серьезность своих намерений и одновременно получает за это технологии, ноу-хау и иную коммерческую информацию. Специалисты головной компании обучают его персонал и руководство, дают пошаговый план действий, необходимый для запуска бизнеса. Часто этот платеж называют «входным билетом в бизнес», потому что он является гарантией того, что пользователь будет выполнять условия договора и будет заинтересован в поддержании договорных отношений. Однако российские компании часто отказываются от применения первоначального взноса, считая, что его отсутствие является конкурентным преимуществом, привлекающим новых пользователей.

Информация о работе Предпринимательская деятельность на примере франчайзинга, как одной из ее наиболее прогрессивных форм