Пояснительная записка о концепции «Открытого неба»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:58, доклад

Описание работы

Авиационная отрасль характеризуется рядом особенностей и прежде всего
динамичным развитием. Коммерческая авиация получила интенсивное развитие в
последние годы благодаря большему числу новых технических разработок, которые
сокращают издержки в авиационной индустрии и увеличивают ее мощности.

Работа содержит 1 файл

Open Skies Conception.pdf

— 89.13 Кб (Скачать)
Page 1
Пояснительная записка о концепции «Открытого неба»
Авиационная отрасль характеризуется рядом особенностей и прежде всего
динамичным развитием. Коммерческая авиация получила интенсивное развитие в
последние годы благодаря большему числу новых технических разработок, которые
сокращают издержки в авиационной индустрии и увеличивают ее мощности.
В то же время законодательная база во многих станах остается на уровне 40-х
годов XX в., находясь под жестким контролем государства, замедляя развитие отрасли,
препятствуя инновациям, не удовлетворяя потребности пассажиров и грузоотправителей,
которые формируют возрастающий спрос и готовы платить за необходимые услуги. Не
исключением является и Республика Казахстан, международные воздушные сообщения в
которой регулируются межправительственными соглашениями, ограничивающими
маршрутную сеть, количество назначенных авиакомпаний и выполняемые ими частоты,
виды используемых ВС, размеры тарифов и пр. Основная цель данного регулирования –
защита прав национальных перевозчиков. При этом недостаточные мощности
национальных перевозчиков, отсутствие конкуренции приводят к ограничению сети
авиамаршрутов как в Республике, так и на международных направлениях, росту тарифов,
низкому качеству обслуживания.
В
настоящее
же
время
многие
страны
либерализуют
авиационное
законодательство, внедряя политику дерегулирования, которая постепенно переходит к
концепции «Открытого неба». Инициатива «дерегулирования» исходила от США еще в
70-80-х годах XX в. и его суть состояла в значительном сокращении вмешательства
государства в регулирование международных воздушных сообщений и передачу
вопросов коммерческих прав, прав на маршруты и эксплуатацию в непосредственное
ведение авиаперевозчиков. В результате иностранные перевозчики получили права на
перевозки на новые маршруты в города США, куда раньше они не допускались.
Цель политики «дерегулирования» - намерение государства подстегнуть
конкуренцию на своем рынке международных авиаперевозок, что позволяет улучшить
географию международных воздушных связей с другими странами, а пассажирам
получить дополнительные возможности для выбора услуг среди национальных и
иностранных перевозчиков в зависимости от их качества и стоимости.
В 90-е гг. США выступили инициатором распространения режима «Открытого неба»
путем заключения соглашений с отдельными странами различных регионов,
предоставляющих возможности авиаперевозчикам этих стран выполнять перевозки на
некоторых рынках без ограничений и открывающих доступ к богатому рынку перевозок
США. Двусторонние соглашения об «открытом небе» создают режим регулирования,
основанный на рыночной конкуренции и минимальном вмешательстве государства в
коммерческую деятельность авиапредприятий.
Существенными элементами таких либеральных соглашений выступает признание:
а) права договаривающихся сторон назначить любое количество перевозчиков для
эксплуатации международных договорных линий;
б) права назначенных перевозчиков выполнять перевозки между территориями
договаривающихся сторон, а также между территориями договаривающихся сторон и
третьих стран без ограничений в отношении числа пунктов, где осуществляются погрузка
или выгрузка пассажиров и грузов, частоты перевозок, типов воздушных судов;
в) полной свободы назначенных перевозчиков устанавливать тарифы при условии, что
они не нарушают свободную конкуренцию; в противном случае не вступивший в силу
тариф может быть отклонен на основании соответствующего решения правительств
обеих договаривающихся сторон (так называемый режим «двойного отклонения»);
г) свободы назначенных перевозчиков в выборе форм сотрудничества друг с другом
(включая совместное использование кодов, договоренности о блокировании мест, аренды
воздушных судов), использования компьютерных систем бронирования, средств
наземного обслуживания, конвертации и перевода в свою страну местных доходов;

Page 2

д) права компетентных авиационных властей требовать устранения дискриминации или
нечестных приемов конкуренции.
Кроме двусторонних соглашений (bilateral agreements) в последнее время странами
заключаются многосторонние соглашения (multilateral agreements), примером которых
являются соглашения стран ЕС о совместном использовании воздушного пространства,
соглашения США со странами тихоокеанского побережья, соглашения стран Юго-
Восточной Азии (ASEAN). Преимуществом многосторонних соглашений является
коллективные решения по использованию воздушного пространства несколькими
странами и отсутствие необходимости пролонгирования большого числа двусторонних
соглашений.
Существует ряд исследований, которые показывают, что либерализация
двусторонних соглашений о международных авиаперевозках и дерегулирование
внутренних авиационных рынков приводят к существенному росту экономики стран и
удовлетворенности потребителей авиауслуг. Очевидно, что данные меры создают
возможности расширения национальных экономик, создают новые рабочие места.
Типично, что либерализация двусторонних соглашений о международных авиаперевозках
между странами приводит к росту трафика в среднем от 12 до 35% (а в отдельных
ситуациях рост составляет 50-100%) что существенно выше роста трафика до процессов
либерализации.
Примером может служить создание единого европейского авиационного рынка в
1993 г., которое привело к росту трафика в среднем за год в период 1995-2004 гг.,
который в два раза превышал рост периода 1990-1994 гг. Благодаря этому было создано
1,4 млн. новых рабочих мест. Также в таблице 1 приведены результаты различного типа
дерегулирования авиаперевозок в различных странах:
Таблица 1 - Либерализация и рост авиаперевозок
Событие
Результаты
Либерализация региональных аэропортов в
Англии
Рост международных перевозок
Соглашения по «Открытому небу» в
Объединенных Арабских Эмиратах
Преобразование Дубаи в крупный
международный хаб
Дерегулирование внутреннего рынка
авиаперевозок в Индии
Развитие бюджетных (low-cost)
авиаперевозчиков и появление
авиакомпаний с агрессивной политикой
расширения сети авиаперевозок
Заключение межправительственного
соглашения между Англией и Индией,
создание дополнительных частот
Рост объема перевозок между странами,
открытие новых маршрутов, появление
дополнительных авиаперевозчиков
Дерегулирование внутреннего рынка
авиаперевозок в Бразилии
Рост числа бюджетных (low-cost)
авиаперевозчиков
Создание единого европейского авиарынка
Рост числа бюджетных (low-cost)
авиаперевозчиков, появление новых услуг в
авиаотрасли, формирование новых
авиамаршрутов в ЕС
Либерализация внутреннего и внешнего
рынка авиаперевозок в России
Увеличение коэффициента мобильности
пассажиров более чем в 2 раза в течение
пяти лет после либерализации, увеличение
числа собственных авиаперевозчиков и их
конкурентоспособности
По этой причине большое число стран во всем мире прямо или косвенно оказывают
поддержку данной концепции.

Page 3

Вопрос
дерегулирования
как
внутреннего
авиационного
рынка,
так
и
международных авиаперевозок является весьма актуальным и в Республике Казахстан,
поскольку большинство авиапредприятий республики требуют существенных финансовых
вложений, и в то же время не имеют возможности, из-за ограниченного в республике
авиатрафика, покрывать свои расходы. При этом тарифная политика авиапредприятий
также жестко регулируется государством.
Небольшое число авиаперевозчиков в Казахстане не создает конкурентных
рыночных условий, что приводит к высоким тарифам, невысокому качеству услуг и
неразвитой маршрутной сети, в связи с чем авиаперевозки не составляют конкуренцию
наземным перевозкам авто-, железнодорожным транспортом и не пользуются большим
спросом среди населения. Коэффициент мобильности пассажиров составляет 0,26, в то
время как в России коэффициент мобильности равен 0,4.
При этом формирование таможенного союза между Казахстаном, Россией и
Белоруссией увеличивает транзитный потенциал и привлекательность Казахстана
благодаря изменениям в логистике товарных потоков между Китаем, Турцией, ОАЭ и
странами – участницами союза в пользу Казахстана. В ближнесрочной перспективе стоит
ожидать увеличение трафика грузов из указанных стран через Казахстан, в котором
проще разрешаются проблемы таможенной очистки и сертификации. В этой связи вновь
возникают вопросы о либерализации международных двусторонних соглашений в
Казахстане, поскольку нынешние объемы авиаперевозок не покроют растущие
потребности рынка.
За последние десятилетия в аэропортовой индустрии произошли существенные
изменения, благодаря которым большинство аэропортов не являются больше
монополистами в сфере авиационных услуг и осуществляют свою деятельность в
конкурентных условиях. Степень конкуренции может различаться и принимать различные
формы.
Следует отметить, что в сложившейся ситуации международный аэропорт «Сары-
Арка» находится в особенно жестких конкурентных условиях, поскольку с одной стороны,
являясь полностью частным предприятием (единственный аэропорт в Казахстане), при
ограниченном количестве внутренних и международных авиаперевозок аэропорт не
получает финансовой поддержки со стороны государства. С другой же стороны
относительная близость столичного государственного аэропорта Астаны, лоббирование
его интересов властями гражданской авиации РК ограничивает возможность открытия
новых международных рейсов из Караганды, из-за того что Караганда не включена как
назначенный пункт выполнения рейсов в межправительственные соглашения с рядом
стран.
Переход к политике «Открытого неба» следует проводить поэтапно, начиная с
либерализации двусторонних соглашений, уменьшая число ограничений, накладываемых
на международные перевозки.
Руководством АО «Аэропорт «Сары-Арка» вносится предложение по внесению
дополнений в двусторонние соглашения, заключенные с Российской Федерацией, ОАЭ,
Турцией, Китаем, о снятии ограничений по частотам, типам ВС, назначенным
перевозчикам, направлениям для международных рейсов, выполняемых в/из аэропорта
Караганды, т.е предоставление пятой и шестой степеней свободы авиакомпаниям,
выполняющим рейсы через международный карагандинский аэропорт.
Данная мера позволит существенно увеличить объем трафика через аэропорт
Караганды, позволит увеличить число рабочих мест в Карагандинской области за счет
расширения транспортной инфраструктуры, приведет к экономическому росту области,
развитию сети авиамаршрутов для региона, а грузовые потоки, направляемые в
Казахстан в результате создания таможенного союза увеличат транзитный потенциал
Казахстана, а следовательно и доходы государства за счет таможенных пошлин и
косвенных налогов.
Пассажиры кроме развитой системы маршрутов получат возможность выбирать
перевозчиков, ориентируясь на качество и стоимость предоставляемых авиакомпаниями

Page 4

услуг. При этом появится ряд так называемых бюджетных (low cost) авиакомпаний, чьи
тарифы будут доступны более широкому кругу населения.
Что касается крупнейшего национального перевозчика АО «Эйр Астана», то
благодаря приходу на казахстанский рынок иностранных авиакомпаний, АО «Эйр Астана»
получит дополнительный стимул к развитию и улучшению качества предоставляемых
услуг.
Необходимо также решить вопрос по дерегулированию рынка внутренних
авиаперевозок, что увеличит число казахстанских авиаперевозчиков и долю
выполняемых ими перевозок, создавая здоровый конкурентный рынок авиаперевозок в
республике. В настоящее же время национальный перевозчик АО «Эйр Астана» является
доминантом на казахстанском рынке авиаперевозок с долей 96%. В то же время,
например, национальный перевозчик Российской Федерации - ОАО «Аэрофлот»
выполняет около 25% всех внутренних перевозок, при этом продолжая успешно
развиваться, наращивая свои мощности (воздушный флот составляет около 500 ВС).
Кроме этого Конституция Республики Казахстан гарантирует всем гражданам право
на свободу передвижения по территории республики, в то время как отсутствие развитой
маршрутной сети авиаперевозок в одном из крупнейших промышленных регионов страны
(численность населения - 1 352 302 человек) и необходимость поездки жителей
карагандинской области в Астану, расположенную в 200 км от Караганды, ограничивает
данное право.
Либерализация авиационного законодательства относительно международного
аэропорта Караганды станет первым шагом в уменьшении государственного контроля во
всей авиационной сфере деятельности в Республике Казахстан и может стать
экспериментом для всего Казахстана, из которого можно будет делать выводы о
целесообразности либерализации режима выдачи коммерческих прав иностранным
авиакомпаниям. При этом интересы национального авиаперевозчика не пострадают в
связи с тем, что АО «Эйр Астана» не выполняет международные рейсы из
карагандинского аэропорта.
Следует отметить, что шаги
Почему бы не использовать аэропорт «Манас» в качестве транзитного центра? В
Киргизии нет крупных авиакомпаний, можно не бояться внешней конкуренции, а значит,
становится целесообразным предложение политики открытого неба, - считает Уметалиев.
- Думаю, многие будут заинтересованы в использовании нашего аэропорта для перелета в
другие страны. Мы должны приглашать авиакомпании мира прилетать и использовать
наш аэропорт, потому что только так возможно достичь реальной открытости, интеграции
с глобальной экономикой и увеличения количества туристов.

Информация о работе Пояснительная записка о концепции «Открытого неба»