Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:08, контрольная работа
Конфликтом называется столкновение интересов различных социальных групп в условиях противодействия. Некоторые ученые называют конфликт деструктивным элементом, воздействующим разрушительно на общественные отношения. Другие пришли к выводу, что конфликт более конструктивное явление, способствующее развитию общественной системы. Конфликты могут иметь в основе политические, экономические, социальные, идеологические противоречия. Типы доминирующих политических конфликтов оказывают влияние на темпы эволюции системы правления, на формы изменяющихся политических процессов. Существует концепция конфликтной модернизации, согласно которой конфликт между классами растворяется в групповых интересах, и как проявление классового антагонизма, исчезает.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и виды политических конфликтов………………………………..5
1.3. Классификация конфликтов…………………………………………… 6
2.Природа и типология политических конфликтов…….……………………..8
2.1.Типология политических конфликтов…………………………………..9
3. Причины политических конфликтов………………………………………. 11
4. Политические конфликты современного российского
общества …………………………….…………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………….. 18
Список использованных источников………………………………………….20
Практическая часть (тест)…………………………
Существуют открытые (явные) и скрытые (латентные) формы конфликтов, в которых преобладают теневые способы разрешения споров (взаимодействия внутри правящей элиты). Первый тип конфликтов наблюдается в формах массового участия граждан в политических процессах, второй чаще скрыт от массового внимания. Сюда относятся процессы принятия политических решений различными ветвями власти.
В политической жизни разрешение конфликтов может произойти быстро (кратковременные конфликты), или же этот процесс растянется на десятилетия (долговременные конфликты).
Конфликты могут зависеть от политического режима. Выделяют вертикальные (между центральными и региональными политическими элитами, органами местного самоуправления, между субъектами разных уровней власти) и горизонтальные, которые характеризуют связи субъектов одного уровня, внутри властной элиты, межпартийные конфликты или внутри одного политического объединения, между неправящими партиями.
Международный
конфликт является формой международных
отношений, отражающей противоречия между
государствами.
3 ПРИЧИНЫ
ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Причины политических конфликтов находятся в сфере действия социальных или внесоциальных факторов. Социальным фактором принадлежит основная роль в возникновении политических конфликтов. Существует несколько причин, ведущих к политическим противоречиям.
Во-первых, наличие разных форм общественных отношений создает неравенство субъектов политики в их статусном положении, в ролевых ситуациях и функциональном аспекте. Внешняя сторона таких конфликтов нейтрализуется достаточно быстро, а источники конфликтной ситуации устраняются разными путями:
1)
изменениями, которые вносят
2)
изменениями, преобразующими
Во-вторых, разность восприятия
Именно эти причины чаще всего определяют конфронтацию между правящей группой и группами, отстаивающими свои интересы. Компромиссы в таких ситуациях находятся сложным путем.
В-третьих, основу
4 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
1991
- 1993 г. - политические конфликты (
В
любом сложном общественном явлении,
где переплетаются и
Политология конфликта вносит свой вклад в эти исследования, стремясь определить конфликтный потенциал конкретных форм, видов и разновидностей политических отношений, присущих современному периоду общественной жизни в нашей стране. Конфликтный потенциал России с этой точки зрения - производная от совокупности вероятных столкновений политических интересов, характеристика возможностей и остроты противоборства тех, кто стремится к удержанию, перераспределению или получению власти. Это понятие, таким образом, отражает вероятность возникновения политических конфликтов, изменение их числа, а также остроту и интенсивность возможных конфликтов.
Конфликтный
потенциал современной России - это
не только следствие живучести ее
политической традиции, не только результат
краха советской социально-
Вместе с тем утверждать, что чем больше число и острота потенциальных политических конфликтов - тем лучше, было бы, по крайней мере, столь же неправомерно, как усматривать в их видимом отсутствии свидетельство совершенства общественного устройства.
Политические конфликты отражают многообразную реальность современной российской общественной жизни, прежде всего как проявление интересов сталкивающихся в борьбе за власть. При этом важно наряду с актуальными, т. е. происходящими в действительности политическими конфликтами, видеть, конфликты потенциальные, - вероятные «в принципе», существующие как полностью или частично реализуемые возможности.
Конфликтный потенциал политической жизни современной России по-прежнему включает в себя традиционное для нашей страны расхождение интересов общества и государства. Сегодня это расхождение чревато острыми столкновениями по поводу содержания, путей и методов реформирования как общества, так и государства. Российские реформы, в том числе и политические, инициированы не обществом, а государством, которое в виду неминуемого краха советской системы приступило к ее либерализации и демократизации. Но уже к середине 90-х гг. стало ясно, что невозможно в сжатые сроки, действуя сверху вниз, преобразовать всю структуру государственной организации общественной, хозяйственной и политической жизни в России на либерально-демократических принципах.
Эффективность деятельности государства как ведущего участника политических отношений в значительной мере обуславливается взаимодействием различных ветвей, институтов государственной власти. Едва ли не для всей, хотя еще и очень короткой постсоветской России характерна острая политическая борьба между Президентом и правительством с одной стороны и парламентом с другой. Даже не воспроизводя основные эпизоды в развитии этого конфликта можно констатировать: это не борьба «хорошей» и «плохой» ветвей власти, а следствие стремления к нарушению равновесия между ними, к собственному доминированию. При этом баланс взаимодействия нарушается, и поддерживается использованием неофициальных структур и нелегитимных средств принуждения. Собственность, деньги и насилие легко перетекают, конвертируются, «превращаются» во власть и обратно, обуславливая широкое распространение некомпетентности, коррупции и казнокрадства.
Ключ
к повышению эффективности
Одним
из важнейших итогов политического
движения нашей страны в этом направлении
явилось возрождение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конфликтами пронизана вся
Большой интерес вызывают те
конфликты, которые затрагивают
основу политической системы - государство.
Подобные конфликты характеризуются как
политические кризисы. Причинами конфликтов
также являются: вопросы власти; нехватка
средств к существованию, следствие непродуманной
политики; несовпадение индивидуальных
и общественных интересов; различие намерений
и поступков отдельных личностей, социальных
групп, партий; зависть; ненависть; расовая,
национальная и религиозная неприязнь
и др. Как показывает практический опыт,
различные субъекты, либо участвующие
в конфликте, либо вовлеченные в его течение
в качестве посредника, чаще всего стремятся
к управлению конфликтом или к установлению
(в той или иной форме) контроля за ним.
В частности, контроль как форма сознательного
воздействия на политический конфликт
предполагает трехступенчатую программу
действий: осуществление превентивных
мер в виде выявления основных элементов
в поле конфликта (причин, состава не всегда
очевидных участников спора, позиций и
т. д.), анализа взаимодействия сторон и
мониторинга событий; выявление факторов,
как способствующих усилению интенсивности
конфликта (конфликтогенных факторов),
так и препятствующих его эскалации, в
результате чего проясняются основные
направления действий субъектов контроля;
предупреждение перехода конфликтов из
стадии спора к стадиям, на которых возможны
насилие и рост политической напряженности;
минимизация степени социального возбуждения,
вызываемого течением политического конфликта
в смежных областях политической (общественной)
жизни, чтобы не детонировать более широкие,
дополнительные потрясения, на регулирование
которых будет необходимо тратить дополнительные
ресурсы и энергию. В результате формируются
определенные ограничения деятельности
контролирующих субъектов, в рамках которых
развитие конфликта избегает трансформации
в кризисы и катастрофы.
Информация о работе Понятие, природа и виды политических конфликтов