Понятие, природа и виды политических конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:08, контрольная работа

Описание работы

Конфликтом называется столкновение интересов различных социальных групп в условиях противодействия. Некоторые ученые называют конфликт деструктивным элементом, воздействующим разрушительно на общественные отношения. Другие пришли к выводу, что конфликт более конструктивное явление, способствующее развитию общественной системы. Конфликты могут иметь в основе политические, экономические, социальные, идеологические противоречия. Типы доминирующих политических конфликтов оказывают влияние на темпы эволюции системы правления, на формы изменяющихся политических процессов. Существует концепция конфликтной модернизации, согласно которой конфликт между классами растворяется в групповых интересах, и как проявление классового антагонизма, исчезает.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и виды политических конфликтов………………………………..5
1.3. Классификация конфликтов…………………………………………… 6
2.Природа и типология политических конфликтов…….……………………..8
2.1.Типология политических конфликтов…………………………………..9
3. Причины политических конфликтов………………………………………. 11
4. Политические конфликты современного российского
общества …………………………….…………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………….. 18
Список использованных источников………………………………………….20
Практическая часть (тест)…………………………

Работа содержит 1 файл

контрольная по политологии.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

     Существуют  открытые (явные) и скрытые (латентные) формы конфликтов, в которых преобладают теневые способы разрешения споров (взаимодействия внутри правящей элиты). Первый тип конфликтов наблюдается в формах массового участия граждан в политических процессах, второй чаще скрыт от массового внимания. Сюда относятся процессы принятия политических решений различными ветвями власти.

     В политической жизни разрешение конфликтов может произойти быстро (кратковременные конфликты), или же этот процесс растянется на десятилетия (долговременные конфликты).

     Конфликты могут зависеть от политического  режима. Выделяют вертикальные (между центральными и региональными политическими элитами, органами местного самоуправления, между субъектами разных уровней власти) и горизонтальные, которые характеризуют связи субъектов одного уровня, внутри властной элиты, межпартийные конфликты или внутри одного политического объединения, между неправящими партиями.

     Международный конфликт является формой международных  отношений, отражающей противоречия между  государствами. 

 

3 ПРИЧИНЫ  ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 

     Причины политических конфликтов находятся  в сфере действия социальных или  внесоциальных факторов. Социальным фактором принадлежит основная роль в возникновении политических конфликтов. Существует несколько причин, ведущих к политическим противоречиям. 

     Во-первых, наличие разных форм общественных отношений  создает неравенство субъектов  политики в их статусном положении, в ролевых ситуациях и функциональном аспекте. Внешняя сторона таких конфликтов нейтрализуется достаточно  быстро, а источники конфликтной ситуации устраняются разными путями:

     1) изменениями, которые вносят преобразования  в систему власти в обществе;

     2) изменениями, преобразующими социально-  экономическую основу политической  жизни конфликтующих субъектов.

         Во-вторых, разность восприятия субъектами  общественных идеалов и ценностей,  осмысления исторических и современных  политических явлений. Конфликты на этой почве чаще происходят в государствах, где конфронтируют  разные мнения о способах реформирования государственного устройства, о создании основ нового политического режима, о возможных направлениях выхода из   политического кризиса.

          Именно эти причины чаще всего  определяют конфронтацию между  правящей группой и группами, отстаивающими свои интересы. Компромиссы  в таких ситуациях находятся  сложным путем.

         В-третьих, основу политических  конфликтов создают факторы осознания гражданами своего места в социально-политической системе, себя частью религиозных, этнических, социальных объединений. Такие конфликты чаще происходят в странах с нестабильными политическими режимами или в странах, где общество конфронтирует с правящей верхушкой, где граждане пытаются защитить целостность национальных или религиозных групп, поднять их общественный статус. 

 

 

4 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

СОВРЕМЕННОГО  РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

   

     1991 - 1993 г. - политические конфликты (государственное   устройство страны, политическая  программа ее развития, модель  власти и т.д.), экономические и   этнонациональные. 1993-1998 г. - на первый  план вышли экономические приоритеты (приватизация и передел собственности), которые соподчинили на время все возможное множество комбинаций с политическими, этнонациональными, социальными, ценностными конфликтами. С приходом В. Путина на повестку дня выдвинулись конфликты, связанные с административно-государственной и социальной сферами, которые упорядочили и выстроили все остальные множества конфликтов. Примером конфликта, который со временем преобразовался в политический, может быть конфликт по поводу реализации ФЗ №122 "О монетизации льгот". Конфликт между политическим силами, между президентом и премьер-министром на Украине - яркий пример современного политического конфликта. 

     В любом сложном общественном явлении, где переплетаются и сталкиваются интересы социальных групп, общественно-политических образований, отдельных личностей и т. д., неизбежно возникновение как желательных, так и нежелательных, как предусмотренных, так и неожиданных, последствий. Изучая современную Россию - страну, переживающую один из самых драматичных периодов своей более чем тысячелетней истории, нельзя обойтись без использования научных абстракций и теоретических обобщений, синтезирующих результаты многообразных исследований событий, явлений, обстоятельств и процессов, присущих ее жизни.

     Политология конфликта вносит свой вклад в  эти исследования, стремясь определить конфликтный потенциал конкретных форм, видов и разновидностей политических отношений, присущих современному периоду общественной жизни в нашей стране. Конфликтный потенциал России с этой точки зрения - производная от совокупности вероятных столкновений политических интересов, характеристика возможностей и остроты противоборства тех, кто стремится к удержанию, перераспределению или получению власти. Это понятие, таким образом, отражает вероятность возникновения политических конфликтов, изменение их числа, а также остроту и интенсивность возможных конфликтов.

     Конфликтный потенциал современной России - это  не только следствие живучести ее политической традиции, не только результат  краха советской социально-политической системы, но и итог обострения сегодняшних проблем, среди которых - политическая нестабильность, рост преступности, фаворитизма и коррупции, снижение жизненного уровня большинства граждан, утрата ими уверенности в завтрашнем дне. Но наряду с очевидными угрозами будущему нашей страны он несет в себе и источник ее развития, является показателем ее внутренней готовности к переменам, в том числе и таким, которые ведут к разрядке социальной напряженности, консолидации общества, его более эффективной и стабильной организации.

     Вместе  с тем утверждать, что чем больше число и острота потенциальных  политических конфликтов - тем лучше, было бы, по крайней мере, столь же неправомерно, как усматривать в  их видимом отсутствии свидетельство  совершенства общественного устройства.

     Политические конфликты отражают многообразную реальность современной российской общественной жизни, прежде всего как проявление интересов сталкивающихся в борьбе за власть. При этом важно наряду с актуальными, т. е. происходящими в действительности политическими конфликтами, видеть, конфликты потенциальные, - вероятные «в принципе», существующие как полностью или частично реализуемые возможности.

     Конфликтный потенциал политической жизни современной  России по-прежнему включает в себя традиционное для нашей страны расхождение интересов общества и государства. Сегодня это расхождение чревато острыми столкновениями по поводу содержания, путей и методов реформирования как общества, так и государства. Российские реформы, в том числе и политические, инициированы не обществом, а государством, которое в виду неминуемого краха советской системы приступило к ее либерализации и демократизации. Но уже к середине 90-х гг. стало ясно, что невозможно в сжатые сроки, действуя сверху вниз, преобразовать всю структуру государственной организации общественной, хозяйственной и политической жизни в России на либерально-демократических принципах.

     Эффективность деятельности государства как ведущего участника политических отношений  в значительной мере обуславливается  взаимодействием различных ветвей, институтов государственной власти. Едва ли не для всей, хотя еще и очень короткой постсоветской России характерна острая политическая борьба между Президентом и правительством с одной стороны и парламентом с другой. Даже не воспроизводя основные эпизоды в развитии этого конфликта можно констатировать: это не борьба «хорошей» и «плохой» ветвей власти, а следствие стремления к нарушению равновесия между ними, к собственному доминированию. При этом баланс взаимодействия нарушается, и поддерживается использованием неофициальных структур и нелегитимных средств принуждения. Собственность, деньги и насилие легко перетекают, конвертируются, «превращаются» во власть и обратно, обуславливая широкое распространение некомпетентности, коррупции и казнокрадства.

     Ключ  к повышению эффективности государственного управления, проводимой государством политики лежит не в полной и окончательной  «победе» одной из ветвей власти над  другой, а в повышении ответственности  государства перед обществом, усилении контроля общества над делами государства. Отечественная политическая наука связывает уменьшение остроты возникающих здесь конфликтов и их функциональное использование с необходимостью таких конкретных шагов, как ограничение влияния на государство не представляющих интересы общества и часто криминализированных групп давления; жесткий контроль за политиками и чиновниками, ограничивающий возможности коррупции; усиление внимания государства к слабоорганизованным социальным группам, обладающим малыми ресурсами политического влияния (пенсионеры, инвалиды, некоторые другие возрастные и профессиональные группы). Использование имеющегося в современной России конфликтного потенциала в интересах общества требует совершенствования механизма представительства общественных интересов не только на государственном, но и на политическом уровне в целом, активизации, взаимодействия представителей этих интересов в сфере политических отношений. При этом в повседневной, обыденной политической деятельности эта активность отнюдь не обязательно должна сопровождаться кризисами, скандалами и убийствами политических противников.

     Одним из важнейших итогов политического  движения нашей страны в этом направлении  явилось возрождение многопартийности, множества разнообразных, хотя, как  правило, малочисленных и недостаточно влиятельных партий, воплощающих в своей деятельности политические интересы различных групп граждан. Излишне говорить, насколько велико их значение при формировании и актуализации потенциала политических конфликтов в России. Сегодня ни у одной из российских политических партий нет монополии на «единственно правильный» способ разрешения, предотвращения или «окончательного искоренения» политических конфликтов. Однопорядковость, равноправие и автономия политических партий позволяют только более или менее полно выражать плюрализм общественных интересов, но искать и (что куда важнее!) находить пути разрешения конфликтов между ними, использования этих конфликтов в интересах страны и общества. Какую бы форму не принимала партийная оппозиция существующей власти - парламентскую, «непримиримую», «демократическую», «национально-патриотическую» или какую-либо еще, сам факт легитимного оппонирования, обсуждения и оценки власти способствует оптимизации ее деятельности, предотвращению возникновения монополии на власть. Открытая полемика с правящими и управляющими уменьшает вероятность волюнтаристских политических решений, способствует обнаружению пороков как власти, так и общества, а значит, создает предпосылки, для борьбы с ними. Межпартийное противоборство, конечно, добавляет свою долю в конфликтный потенциал России, но в то же время позволяет, «выпустив пар», снизить социальное напряжение, предотвращает его взрывное, революционное воплощение.

     

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Конфликтами пронизана вся жизнь   человека, конфликты охватывают  все сферы общества. Изучением конфликтов занимается специальная отрасль науки - конфликтология. Однако в СССР изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социалистическое общество может развиваться и развивается бесконфликтно, гармонично. На самом же деле конфликты не гасились, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность в обществе (принцип сжатой пружины).

    Большой интерес вызывают те  конфликты, которые  затрагивают основу политической системы - государство. Подобные конфликты характеризуются как политические кризисы. Причинами конфликтов также являются: вопросы власти; нехватка средств к существованию, следствие непродуманной политики; несовпадение индивидуальных и общественных интересов; различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий; зависть; ненависть; расовая, национальная и религиозная неприязнь и др. Как показывает практический опыт, различные субъекты, либо участвующие в конфликте, либо вовлеченные в его течение в качестве посредника, чаще всего стремятся к управлению конфликтом или к установлению (в той или иной форме) контроля за ним. В частности, контроль как форма сознательного воздействия на политический конфликт предполагает трехступенчатую программу действий: осуществление превентивных мер в виде выявления основных элементов в поле конфликта (причин, состава не всегда очевидных участников спора, позиций и т. д.), анализа взаимодействия сторон и мониторинга событий; выявление факторов, как способствующих усилению интенсивности конфликта (конфликтогенных факторов), так и препятствующих его эскалации, в результате чего проясняются основные направления действий субъектов контроля; предупреждение перехода конфликтов из стадии спора к стадиям, на которых возможны насилие и рост политической напряженности; минимизация степени социального возбуждения, вызываемого течением политического конфликта в смежных областях политической (общественной) жизни, чтобы не детонировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию. В результате формируются определенные ограничения деятельности контролирующих субъектов, в рамках которых развитие конфликта избегает трансформации в кризисы и катастрофы.   

 

Информация о работе Понятие, природа и виды политических конфликтов