Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 00:54, доклад
Карл Маркс разработал теорию капиталистического общества, в основе которой лежит специфическое представление о природе человека. Он полагал, что люди в основе своей являются производительными существами, то есть для того, чтобы выжить, они вынуждены трудиться, при этом взаимодействуя с природой, и, одновременно, будучи ее частью.
Шереметьев Владимир, 3ФП, 3 акад. группа
Понятие отчуждения в марксизме
Карл Маркс разработал
теорию капиталистического общества,
в основе которой лежит специфическое
представление о природе
В условиях капитализма происходит слом естественной связи между людьми, а также между людьми и тем, что они производят. В этом заключается смысл концепции отчуждения.
Маркс рассматривает людей как существ, участвующих в общественном производстве, которые реализуют себя и обретают свое счастье через свободное, производительное, здоровое осуществление своих естественных способностей в совместном труде с другими людьми. Капитализм мешает этому осуществлению, отчуждая людей от продуктов труда, от самого труда, от их собственной человеческой природы и друг от друга. В результате происходит обнищание большинства, абсурдное в условиях технической рациональности.
Отчуждение возникает в силу наличия двух классов в обществе, когда малочисленные капиталисты владеют всем производственным процессом, продуктами производства и рабочим временем тех, кто на них работает. Вместо того, чтобы производить для себя, что было бы естественным, в капиталистическом обществе люди производят нечто для капиталиста. С интеллектуальной точки зрения, Маркса прежде всего интересовали структуры капитализма и то, как они эксплуатируют трудящихся. В плане политической теории этот интерес подтолкнул его к разработке проблем освобождения людей от капиталистической эксплуатации.
Таким образом, для Маркса особое значение имеет тот факт, что одни люди контролируют других. И дело не только в том, что одна группа населения участвует в физическом труде, а другая нет, суть дела заключается в наличии частной собственности. Иными словами, линия водораздела проходит между теми, кто владеет средствами производства, и теми, кто продает свой наемный труд. Первые контролируют, или иначе, эксплуатируют вторых. Эксплуатация заключается в том, что те, кто непосредственно не участвуют физически в производственном процессе, владеют частью продукта, произведенного другими, хотя сами ничего не сделали для его производства.
Таким образом, отчуждение в марксизме можно определить как философско-социологическую категорию, выражающую объективное превращение деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним самим и враждебную ему, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса.
Истоки отчуждения - в антагонистическом разделении труда и частной собственности. Отчуждение выражается в господстве овеществленного труда над трудом живым, в превращении личности в объект эксплуатации и манипулирования со стороны господствующих социальных групп и классов, в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда. Отчуждение является исторически-преходящей формой опредмечивания человеком своих способностей и связано с овеществлением и фетишизацией социальных отношений. Отчуждение получает и определённое психологическое выражение в сознании индивида (разрыв между ожиданиями, желаниями человека и нормами, предписываемыми антагонистическим социальным порядком, восприятие этих норм как чуждых и враждебных личности, чувство изоляции, одиночества, разрушение норм поведения и т. п.). Восприятие социального и культурного мира как чуждого и враждебного личности особенно обостряется с возникновением буржуазных отношений, которые привели к распаду традиционно-патриархальных общественных связей, где личность растворена в социальном целом, и к формированию индивидуализма с характерным для него противопоставлением личности социальным институтам.
Марксистское понимание отчуждения формировалось в полемике как с объективно-идеалистической концепцией отчуждения (романтическая критика капитализма – Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс), так и с антрополого-психологистическим его истолкованием (Л. Фейербах). Критикуя романтико-утопические, моралистические представления об отчуждении, основоположники марксизма противопоставили этому взгляд на отчуждение как на объективный социальный процесс. По мере становления материалистического понимания истории углублялось и понимание отчуждения. От анализа отчуждения в сфере духовной жизни (религия, идеалистическая философия) К. Маркс и Ф. Энгельс перешли к изучению отчуждения в политической жизни (бюрократии, роли государства), а затем и к осмыслению процессов отчуждения в экономической сфере. В более поздних работах Маркса источниками отчуждения выступают глубокие социально-экономические изменения:
1)капиталистическое разделение труда
2) стихийный характер совокупной социальной деятельности в условиях антагонистических формаций
3) господство частной собственности и товарно-денежных отношений
4) превращение труда в средство существования, частичных социальных функций в пожизненное призвание определённых лиц, слоев, классов.
Под анализ отчуждения был подведён научный фундамент — экономическая теория марксизма, учение о товарном фетишизме.
В работах Маркса и Энгельса раскрыты следующие основные моменты отчуждения в капиталистическом обществе:
1) Самоотчуждение в процессе труда – превращение труда из специфически человеческой (сущностной) деятельности в нечто навязанное извне, средство удовлетворения животных потребностей.
2) Отчуждение условий труда от самого труда. Рабочему противостоят в отчуждённой форме в качестве капитала не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда. Это особенно очевидно в отчуждении управления производством и в отчуждении науки от рабочего.
3) Отчуждение результатов труда от наёмного рабочего, приводящее к тому, что созданное им богатство противостоит как чуждое богатство, его собственная производительная сила — как производительная сила его продукта, его обогащение — как самообеднение, его общественная сила — как сила общества, властвующего над ним).
4) Отчуждение человека от человека – антагонизация человеческих отношений, вызванная присвоением продукта труда другим человеком (не рабочим) и подчинением ему самого процесса труда.
5) Отчуждённость социальных институтов и норм, предписываемых ими, от трудящихся. В государстве общий интерес принимает самостоятельную форму, оторванную от действительных — как отдельных, так и совместных — интересов. В процессе исторического развития углубляется отчуждение эксплуататорского государства от действительных индивидов, социальные институты превращаются в бюрократические системы, построенные по иерархическому принципу.
6) Разрыв между ценностями, проповедуемыми официальной идеологией, и реальными возможностями, предоставляемыми обществом. Отчуждение идеологии от жизни приводит к тому, что она формирует такой уровень притязаний, желаний и ожиданий у членов общества, который не соответствует действительным возможностям общества. Так, идеологические ценности, провозглашаемые буржуазным обществом: свобода, равенство, предприимчивость,— всё больше вступали в противоречие с реальной жизнью буржуазного общества, с его экономическим неравенством и эксплуатацией.
Буржуазное общество как общество тотального отчуждения (уровни отчуждения):
- Труд непосредственно ради потребностей (капитал и труд ещё объединены)
- Меновая торговля (труд отчасти становится источником дохода)
- Разделение труда и деньги (труд целиком превращается в труд ради заработка)
- Аграрный труд и рента (капитал и труд выступают ещё в специфических формах)
- Свободный капитал
Марксисты подчёркивают, что социализм уничтожает коренные источники отчуждения что ведущей тенденцией социализма является преодоление отчуждения, осуществляющееся в полной и окончательной мере вместе с построением коммунизма. Общие пути преодоления отчуждения заключаются в: уничтожении эксплуатации, всемерном развитии общественного богатства, социалистических общественных отношений, в преодолении противоположности между умственным и физическим трудом, городом и деревней, в развитии коммунистического сознания, демократизации управления и всей общественной жизни социалистического и коммунистического общества.
Выступая с нападками
на практику социалистического
Позиция марксизма, подчёркивающая социально-исторический, преходящий характер отчуждения, противостоит позициям некоторых более поздних идеолог, включая франкфуртскую школу и экзистенциалистов, которые видят в отчужденности вечную характеристику человеческой жизни. Общими особенностями понимания отчуждения в этом понимании являются антиисторизм, психологизм в трактовке причин отчуждения, превращение отчуждение в сущностную характеристику человеческого бытия, придание отчуждению тотального характера.