Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:12, реферат
Понятие и признаки правового государства
Понятие "правовое государство" воплощает в себя идеи господства права, равноправия, справедливости, отсутствие внеправового насилия в обществе, в первую очередь, со стороны государства. Формирование этих идей и практика их реализации имеет длительную и достаточно сложную историю.
Понятие и признаки правового государства
Понятие "правовое государство" воплощает в себя идеи господства права, равноправия, справедливости, отсутствие внеправового насилия в обществе, в первую очередь, со стороны государства. Формирование этих идей и практика их реализации имеет длительную и достаточно сложную историю.
Начало разработки проблемы
соотношения государственной
Платон, разрабатывал теорию идеального государства, писал о том, что в обществе должно существовать разделение труда между тремя сословиями - философами, стражами и ремесленниками. При этом он полагал, что такое государство является законным и что законы должны четко и детально регламентировать все стороны жизни членов такого общества и регулировать их деятельность.
В современной юридической науке разработаны основные признаки правового государства, характеризующие его как специфический вид государства.
Одним из главных признаков является отсутствия в обществе властных структур, стоящих вне и над органами государственной власти. Все государственно-властные полномочия должны принадлежать и осуществляться только публичными органами государства. Какие другие органы и организации не могут быть наделены правом осуществлять публичную политическую власть.
Второй характерной чертой правового государства является разделение властей. Оно представляет собой средство взаимного контроля за законностью деятельности различных ветвей власти и недопустимости узурпации одной ветвью всей полноты власти в государстве.
Следующим важным
признаком правового
Еще одним из условий
существования правового
В правовом государстве законодательство должно соответствовать праву народа, а система органов государственной власти - иметь правовую организацию..
Последним по счету,
но не по значимости является принцип
взаимной ответственности государства
и личности. Сущность данного принципа
правового государства
Одновременно граждане
также должны выполнять обязанности
по отношению к государству, возложенные
на них правом, а государство имеет
право требовать от граждан выполнения
обязанностей в соответствии с предусмотренными
законом условиями и с
Государство в свою
очередь должно выполнять возложенные
на него законом обязанности по отношению
к гражданам, такие, например, как
защита прав и свобод, имущества, неприкосновенности
личности и т.д. С другой стороны,
граждане обязаны выполнять законные
требования государства, его органов
и должностных лиц. Обязанности
на граждан могут быть возложены
и непосредственно законом. Например,
конституционная обязанность
Таким образом, в
правовом государстве главным
Правовое государство не существует и не может существовать вне связи с экономикой страны, ее социальными, культурными, нравственными и правовыми условиями, которые оказывают большое влияние на его формирование и функционирование.
Экономической основой правового государства является многоукладная экономика, действующая на основе рыночных законов, равенство всех форм собственности, развития частнопредпринимательской деятельности.
Социальной основой выступает развитое гражданское общество, которое объединяет свободных граждан, их формирование, другие негосударственные структуры, действующих независимо от государства на основе правовых и иных социальных норм.
Культурной основой
выступает достаточно высокий уровень
образования населения и
Нравственную основу образуют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства, свободы личности, уважение ее прав.
Правовой основой
выступает совершенное
Государство со времени своего появления являлось социальным образованием и выполняло определенные общесоциальные функции. Однако содержание этих функций, их направленность во многом определялась характером самого государства. Так, если государство было классовым, то многие социальные задачи решались с позиций господствующего класса, а если власть принадлежала небольшой группе, клану, то на переднем плане стояли задачи и цели клана.
Одновременно любое государство было вынуждено решать и общесоциальные задачи. Одной из основных социальных функций, которую выполняло государство с момента своего возникновения, была функция спасения человечества от самоуничтожения в результате внутренних противоречий, раздоров, кровавой борьбы и междоусобицы. Борьба за землю, недвижимость, другие материальные ценности между группами людей, кланами была жестокой и безкомпромиссной. Государство столь же жесткими, карательными методами наводило порядок, расправлялось с разбойниками, ворами, погромщиками, бунтовщиками.
Данную функцию
выполняли специальные
Эта функция может быть названа функцией обеспечения внутренней безопасности государства, сохранения мира и определенного порядка в стране.
Второй исторический
социальной функцией государства являлось
обеспечение его внешней
При рассмотрении функций по обеспечению внешней, внутренней, экономической и иной безопасности следует различать безопасность самого государства, как определенной структурной и функциональной организации, и безопасность общества в целом.
Безопасность государства
заключается в поддержании
Основным условием
безопасности государства является
разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную, а также
наличие сдержек и
При разделении властей законодательные органы, издавая законы, определяющие функции, полномочия и характер деятельности государственных органов всех ветвей власти, порядок их взаимодействия, способ финансирования и т.д. Исполнительная власть действует на основании, в соответствии и во исполнение этих законов. Судебная власть осуществляет конституционный контроль за деятельностью законодательной и исполнительной властей, соблюдением ими требований Конституции и законов.
При рассмотрении функций по обеспечению внешней, внутренней, экономической и иной безопасности следует различать безопасность самого государства, как определенной структурной и функциональной организации, и безопасность общества в целом.
Безопасность государства
заключается в поддержании
Основным условием
безопасности государства является
разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную, а также
наличие сдержек и
При разделении властей законодательные органы, издавая законы, определяющие функции, полномочия и характер деятельности государственных органов всех ветвей власти, порядок их взаимодействия, способ финансирования и т.д. Исполнительная власть действует на основании, в соответствии и во исполнение этих законов. Судебная власть осуществляет конституционный контроль за деятельностью законодательной и исполнительной властей, соблюдением ими требований Конституции и законов.
Безопасность общества
представляет собой самостоятельное
явление, отдельное от безопасности
государства. Она обеспечивается такой
политикой государства, благодаря
которой в обществе не возникает
противостояния, социальных конфликтов,
классовой или межнациональной
борьбы и насилия. Эта политика характеризуется:
социальной справедливостью, обеспечивающей
мирное сосуществование различных
слоев, классов, религий, наций; равноправием
граждан, организаций и государства
во взаимоотношениях друг с другом;
возможностью разрешения политических
и иных конфликтов в судебном порядке
независимым судом; экономической
свободой деятельности граждан и
коммерческих частных структур, равноправием
всех форм собственности, судебной защитой
экономических прав; политическим плюрализмом,
многопартийностью, наличием оппозиционных
партий, свободой слова, печати; открытостью
общества, отсутствием секретных
карательных и иных силовых структур,
публичной деятельностью
В странах с нерыночной
экономикой учреждения социальной сферы
могут быть не только непосредственно
государственными, но и находиться
на балансе государственных
Данное различие социальных государств в определенной степени является условным, поскольку в каждом из названных видов могут присутствовать элементы других видов. Возможно деление и по другим основаниям. Однако необходимо отметить, что современные социальные государства во многом отличаются друг от друга по методам, формам и характеру социальной деятельности, что дает достаточные основания для их деления на виды.
Информация о работе Понятие и признаки правового государства