Достаточно
детально исследуется современное
понимание конституционного регулирования
общественных отношений, как в отечественной
науке, так и зарубежной, на основании
чего делаются выводы относительно конституционных
оснований соматических гарантий прав
человека, а также предположения относительно
дальнейшего развития идеи конституционного
регулирования соответствующих отношений.
Определяющим
фактором при решении вопросов конституционного
закрепления соматических гарантий
прав человека должна быть готовность
населения к восприятию правового регулирования
в отношении телесности человека, которое
осуществляется в конкретном государстве,
так как только в этом случае право достигает
своих целей и действует эффективно.
Основные
положения диссертационного исследования,
выносимые на защиту:
1.
Понимая под гарантиями конституционных
прав человека условия и средства
как юридического, так и неправового
(политического, экономического, духовного)
характера, обеспечивающие реализацию
и защиту конституционных прав человека,
предлагается следующий вариант обозначениях
их места в правовом статусе личности.
Юридические гарантии конституционных
прав человека, закрепленные в Конституции,
входят в основы правового положения человека
и гражданина. Те же гарантии наряду с
юридическими гарантиями конституционных
прав человека, содержащихся в иных источниках
конституционного права, включаются в
конституционно-правовой статус личности.
И, наконец, вся совокупность юридических
гарантий конституционных прав человека
включается в общее понятие правового
статуса личности, а взятая в единстве
с неправовыми гарантиями конституционных
прав выходит за пределы понятия «правовой
статус личности».
2.
Исследование соматического аспекта
гарантий конституционных прав
человека предполагает изучение той
совокупности юридических инеюридических условий
и средств, которая обеспечивает реализацию
и защиту конституционных прав человека
в части возможностей самостоятельного
распоряжения человека своим телом.
3.
Посредством гарантирования конституционное
право личности не только переходит в
плоскость реального осуществления, но
и происходит определение (конкретизация)
его содержания. Общие положения о гарантияхконституционных
прав человека, включая их классификации,
в полной мере применимы к гарантиям конституционных
прав человека, рассматриваемым с позиций
соматического аспекта.
4.
Юридические соматические гарантии
конституционных прав человека
могут содержаться как в конституционном праве,
так и иных отраслях. Однозначно о наличии
конституционных соматических гарантий
прав человека позволяет говорить только
факт их включения в текст конституции.
Помимо наличия соответствующих норм
в тексте конституции, о наличии конституционных
оснований может свидетельствовать также
факт признания соматических притязаний
в иных источниках национального права,
обладающих конституционно-правовым содержанием,
или в актах официального толкованияконституции
(конкретная модель зависит от конституционно-правовых
особенностей развития отдельной страны).
5.
Можно выделить две базовые модели
конституционных соматических гарантий
прав человека. В первом случае (таких
государств меньшинство) отдельные соматические
притязания нашли свое конституционное
закрепление. Такое закрепление возможно
посредством признания отдельных субъективных
соматических прав-гарантий или установления
иных форм конституционного гарантирования
либо политики государства в сфере, обусловленной
телесностью человека.
Во
втором случае (подавляющее большинство
современных конституций) в самом тексте
конституции о соматических притязаниях
ничего не говорится, соответствующие
отношения регулируются действующим законодательством.
Однако в силу конституционного толкования
из первоначального текста конституции,
содержащего основные права, выводятся
соматические притязания правового характера,
получающие конституционно-правовой уровеньгарантированности и
защиты.
6.
В России соматические гарантии
прав человека, в целом, не получили
конституционно-правового закрепления:
Конституция Российской Федерации
соответствующих положений не содержит
(за исключением разве что положений об
обладании человеком прав и свобод с момента
рождения, что является, в частности, основанием
для правомерности проведения абортов),
они не выведены Конституционным Судом
из перечисленных в Конституции основных
прав (как, например, в США). Вместе с тем,
Конституционный Суд пошел по пути толкования
отдельных прав человека (например, относительно
человеческого достоинства) в достаточно
широком виде (что характерно, например,
для немецкой практики толкования конституционных
установлений о правах исвободах). Закономерным
продолжением такого пути следует отметить
выведение, например, права на достойное
отношение к телу человека после смерти.
Однако на настоящий момент Суд ограничил
своиправокорректирующие функции. В российской
доктрине же нередко устанавливается
непосредственная связь отдельных соматических
правомочий сконституционными правами
человека.
7.
В связи с тем, что юридические
гарантии конституционных прав
включают в себя как конституционные,
так и иные гарантии, к соматическим гарантиям
конституционных прав можно отнести и
положения действующего законодательства,
в котором некоторые соматические притязания
выражены, в частности, в форме субъективных
прав. Так, Закон РФ «О трансплантации
органов и (или) тканей человека» прямо
называет права донора, изъявившего согласие
на пересадку своих органов и (или) тканей.
Непосредственно в качестве субъективных закреплены некоторые
репродуктивные права: каждаясовершеннолетняя женщина
детородного возраста имеет право на искусственное
оплодотворение и имплантацию эмбриона
(ч. 1 ст. 35 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан),
каждая женщина имеет право самостоятельно
решать вопрос о материнстве (ч. 1 ст. 36
Основ).
8.
Тенденции в законодательном регулировании
соматических гарантий конституционных
прав следующие:
1)
усовершенствование имеющихся механизмов
реализации и защиты конституционных
прав человека в части соматических
правомочий;
2)
расширение перечня соматических
гарантий;
3)
тенденция, существующая наряду
с первыми двумя и выражающаяся
в непризнании возможности человека
самостоятельно распоряжаться своим
телом.
На
наш взгляд, все три названные
тенденции будут сохраняться, с
усилением либо первых двух, либо третьей
тенденции, возможно, будет иметь место
цикличность, сменяемость данных направлений
друг другом.
Теоретическая
ценность работы и ее практическое
значение. Работа содержит ряд положений,
которые могут быть использованы
ходе дальнейшего развития теории,
антропологии и философии права, теории
конституционного права. Вместе с тем,
выводы, которые сделаны в работе, могут
учитываться в ходе осуществления деятельности правоприменительных и
правоохранительных органов по реализации
Конституции РФ, а также при совершенствовании
правового регулирования отношений в
сфере телесности человека.
Апробация
результатов исследования. Диссертация
подготовлена на кафедре конституционного
права Юридического института Иркутского
государственного университета. Там
же проводилось ее обсуждение. Отдельные
положения диссертационного исследования
выносились на обсуждение на ряде конференций,
среди которых ежегодные конференции
преподавателей и студентов Юридического
института ИГУ (2004 - 2006 гг.), международная
конференция «Традиции и новации в системе
современного российского права» (организатор
- Московская государственная юридическая
академия, апрель 2005 г.), международная
конференция, посвященная 75-летию юридического
факультета Белорусского государственного
университета (г. Минск, октябрь 2005 г.),
ряд других.
Основные
положения диссертации содержатся
в опубликованных научныхстатьях и
тезисах докладов.
Материалы
исследования используются в учебном
процессе Юридического института ИГУ
при преподавании курсов конституционного
права РФ, конституционного права зарубежных
стран, в научной работе студентов.
Структура
диссертации. Структура работы определена
ее целью и задачами исследования.
Диссертация состоит из введения,
трех глав, включающих шесть параграфов,
заключения и списка используемой литературы.
Исследование
вопроса соматического аспекта гарантий конституционных
прав человека потребовало решения ряда
смежных задач, причем многие из весьма
актуальных вопросов, так или иначе связанных
с человеческой телесностью с точки зрения
ее конституционно-правового осмысления,
так и остались за рамками настоящего
исследования, ограниченного целью и предметом
данной работы.
Безусловно
значимыми могли бы быть более
детальные исследования вопросов, затронутых
в настоящей работе, с философско-правовых
позиций. Во многом благодаря той ситуации,
которая сложилась в современном философском
знании относительно человеческой экзистенции,
места человека в мире, смысла существования,
и стало возможным изучение человеческой
телесности различными науками, в том
числе и юридическими. Изменения в общественном
осознании указанных вопросов, глобальные
перевороты в медицине, в развитии технологий
и социальных практик оказали неизгладимое
влияние на восприятие тела человека со
стороны его самого, государства и права.
Многие новые направления в восприятии
телесности представляются деструктивными
и разрушающими, направленными против
человека как такового, против духовности,
семьи, стабильности социальных связей,
вместе с тем, они являются и выражением
духа независимости и свободы, который,
как заключают многие представители философии,
антропологии, психологии и социологии,
внутренне присущ человеческой личности.
Затрагиваемые выбранной темой вопросы
характеризует постоянная противоречивость:
дихотомия тела и души, свободы и ограничений,
изменчивости и стабильности, правового
регулирования или полного запрета со стороны
установленных государством, общеобязательныхнорм.
Определяя
соматические гарантии конституционных
прав человека как совокупность правовых
и неправовых условий и средств, направленных
на обеспечение реализации и защиты конституционных прав
человека в части признанных обществом
и государством возможностей определенного
поведения, выражающихся в полномочиях по
распоряжению человека своим телом, мы
даем характеристику явлению, окончательно
• не актуализированномуправоведением,
и не имеющему до конца адекватной легальной
реакции. Имеется в виду комплексное юридическое
восприятие телесной проблематики со
стороны права. Вопрос в данном случае
лежит в плоскости целесообразности, ведь
далеко не любое учение, философская теория
или постулат современных естественных
наук требуют признания со стороны права.
Для права важно поведение человека, которое
представляется значимым с позиций общества,
которое требует правового регулирования,
входит в его сферу. А такое поведение,
обусловленное телесной составляющей
человеческой личности, имеет место, и
современное состояние юриспруденции требует
новых подходов в решении возникающих
вопросов.
Развитие
современного конституционализма неразрывно
связано с правами человека, принципиальные
изменения в правовом положении человека
игражданина находят свое отражение в конституциях стран
мира. Однако имеет место привязка отдельных
конституционных положений к вопросам,
прямо к ним и не относящимся, что отмечается
как в практике конституционного правосудия,
так и в доктринальном истолковании. Указанное
явление рельефно проявилось в вопросах
человеческой телесности. Оценить его
однозначно достаточно сложно. С одной
стороны, возникает угроза стабильности
конституционных установлений, возможно,
даже снижение уровня защиты положений,
прямо под таковой находящихся, но с другой
стороны решаются достаточно актуальные
вопросы и нередко полученные таким образом
решения устраивают большинство субъектов
соответствующих отношений.
На
настоящий момент единообразных подходов
относительно гарантирования конституционных
прав (в части соматических составляющих
соответствующих правомочий) нет. Пожалуй,
стоит отметить, что не сложился сколько-нибудь
детальный и комплексный подход в сугубо конституционномрешении
возникающих проблем. Хотя конституционную сущность
эвтаназии, трансплантационной медицины,
сексуальных и репродуктивных прав, возможности
перемены пола признают многие видные
ученые-конституционалисты, тексты современных конституций в
большинстве своем соответствующих положений
не содержат. За исключением пункта - двух
встатье (статьях) некоторых конституций,
достаточно детального регулирования
соматических гарантий конституционных
прав человека в гибкой конституцииШвейцарии,
правового регулирования порнографии
в неконсолидированной конституции Швеции
и относительно комплексного подхода
к человеческой телесности в недействующей на
настоящий момент Конституции Европейского
Союза, говорить о непосредственном регулировании
отдельных вопросов соматических гарантий
конституционных прав человека в современных
конституциях на настоящий момент, пожалуй,
нельзя. Однако нередко связи основных
законов отдельных стран и положений действующего
законодательства устанавливаются конституционными судами.
В связи с этим мы выделяем две базовые
модели конституционных оснований соматических
гарантий прав человека.
В
первом случае отдельные соматические
притязания нашли своеконституционное закрепление
посредством признания отдельных субъективных
соматических прав-гарантий человека
или установления иных конституционно-правовых
гарантий либо политики государства в
сфере, обусловленной телесностью человека.
Во втором случае (подавляющее большинство
современных конституций) в самом тексте
конституции о соматических притязаниях
ничего не говорится, соответствующие
отношения регулируются действующим законодательством,
но в силу конституционного толкования из
первоначального текста конституции выводятся
новые правомочия, получающие конституционно-правовой
уровень признания, а соответственногарантированности и
защиты.