Автор: Артыш Салчак, 10 Июня 2010 в 00:18, реферат
При рассмотрении данного вопроса, прежде всего, необходимо
уяснить, что форма государственного устройства является составной частью такого сложного общественного явления как Форма государства.
Форма государственного устройства - это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.
Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства. Из всех известных форм государственного устройства выделяют:
- унитарные государства ;
- федерации ;
- конфедерации .
Однако конфедерацию нельзя отнести однозначно к формам государственного устройства, так как конфедерация - есть союз нескольких государств, суверенных, которые объединились на время для решения какой- нибудь общей проблемы.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСВЕННАЯ ПОЯРНАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА
СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Региональная политология»
На тему:
«Формы государственного устройства»
Санкт-Петербург
2010г
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Унитарное государство…………………………………………………
2. Федерация………………………………………………………
2.1 территориальная
федерация………………………………………………...
2.2 национальная федерация……………………………………………………7 стр
3. Конфедерация………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
При рассмотрении данного вопроса, прежде всего, необходимо
уяснить,
что форма государственного устройства
является составной частью такого сложного
общественного явления как
Форма государственного устройства - это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.
Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства. Из всех известных форм государственного устройства выделяют:
- унитарные государства ;
- федерации ;
- конфедерации .1
Однако конфедерацию нельзя отнести однозначно
к формам государственного устройства,
так как конфедерация - есть союз нескольких
государств, суверенных, которые объединились
на время для решения какой- нибудь общей
проблемы.
1. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно- территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
У унитарного государства существует ряд признаков, которые его характеризуют с различных аспектов.
На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно- территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Например, во Франции высшим и единым законодательным органом является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Высшая судебная власть в этой стране принадлежит Кассационному суду, а высшая исполнительная власть осуществляется президентом.
Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности. Однако, местные органы власти обладают весьма значительной самостоятельностью. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарное государственное устройство подразделяют на централизованное и децентрализованное. Государство считается централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы (например, Финляндия). В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением. Но также существуют смешанные системы (Япония), где глав администраций частично назначают и частично выбирают. В унитарных государствах могут организовываться национальные и законодательные автономии. Это связано с проживанием на территории данного государства небольших по численности национальностей. Все межгосударственные вопросы решает центральный орган, который официально представляет страну на международной арене.
Ещё одним признаком унитарного государства является наличие единой денежной и, соответственно, финансово-экономической системы, а также наличие единого государственного языка общения.
Государство имеет единые вооруженные силы и службу безопасности. Необходимо заметить, что в унитарном государстве зачастую едина и культура, то есть культурные и общественные ценности.
На
этом закончим рассмотрение унитарного
государства и перейдем к федерации.
2.
ФЕДЕРАЦИЯ
Федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, в конце-концов, географическим положением. Однако, несмотря на это, можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций.
1.
Верховная законодательная,
2. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации.
3.Территория федерации состоит их:
а) Субъектов, которые по-разному называются.
б) Соответственно, субъекты состоят из административно- территориальных единиц.
4.
Субъекты федерации могут
5. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства: гражданство субъекта и гражданство федерации.
6. Обычно от субъектов федерации выделяются представителей, которые являются членами представительной власти; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее - одну его часть (палату). Вторая часть законодательного органа федерации всегда избирается народом.
7.
Внешнеполитическую
Федерации
строятся по территориальному и национальному
признакам.
2.1.
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.
Такая
федерация характеризуется
Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются государствами, так как внутренние и внешние отношения данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией определяется конституционными нормами. Обычно в конституции устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органам власти. А все другие, неоговоренные в конституции вопросы, регулируются исключительно субъектом. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по согласованию.
Субъекты
федерации лишены права прямого
представительства в
Законодательство в территориальных федерациях не предусматривает, а в некоторых странах и запрещает выход из состава федерации без согласия всех остальных субъектов.
Вооруженные
силы в территориальной федерации
едины. Управление ими осуществляется
союзными органами. Глава федерации
является еще и главнокомандующим
(пример территориальной федерации - Германия).
2.2.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.
Национальные федерации - наиболее сложные образования. Им присущи все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт:
1)
Субъектами таких федераций
2)
Такого рода федерации
3)
Высшие государственные органы
национальной федерации
4)
Национальная федерация
5)
В национальной федерации особенностью
является правовое положение ее субъектов.
В такого рода федерации есть понятие
- “ Право наций на самоопределение”.
То есть право национального субъекта
по своему усмотрению выйти из состава
федерации, если он более не желает находиться
в союзе с другими субъектами федерации.
Причем, согласия субъектов федерации
на это, как правило, не требуется.
Отличия территориальной и национальной федераций.
Эти федерации, прежде всего, отличаются степенью суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Если в территориальной федерации субъекты не могут устанавливать дипломатических отношений с другими государствами, то субъект национальной федерации запросто это может делать.
Федерации
могут быть конституционными
и договорными или
3.
КОНФЕДЕРАЦИЯ
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
ПРИЗНАКИ:
б) Общее гражданство
в) Такого рода объединение суверенных государств не имеет единой армии, единого бюджета, единой системы налогов. Эти вопросы могут решаться едиными конфедеральными органами власти.