Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:27, лекция
Первый период начался в античные времена и продолжался до Нового времени. Впервые знания о политике начали анализироваться и обобщаться Платоном, Аристотелем в Древней Греции. Философы определяли политику как государственное и общественное управление Полисом. В странах Востока участие граждан в политике было ограничено, поэтому специальные труды об управлении государством там не создавались.
Из-за такого положения появилось две точки зрения на место личности в политических отношений. Согласно первой граждане должны принимать участие в жизни государства и контролировать бюрократию. Это подход Западных стран. По второй точке зрения обычный человек не должен стремиться участвовать в политической жизни. Это прерогатива профессионалов. Такой подход характерен для стран Востока. Там считалось, что при таком положении вещей политики не будут идти на поводу у народа.
Политология как наука прошла в своем становлении три этапа.
Первый период начался в античные времена и продолжался до Нового времени. Впервые знания о политике начали анализироваться и обобщаться Платоном, Аристотелем в Древней Греции. Философы определяли политику как государственное и общественное управление Полисом. В странах Востока участие граждан в политике было ограничено, поэтому специальные труды об управлении государством там не создавались.
Из-за такого положения появилось две точки зрения на место личности в политических отношений. Согласно первой граждане должны принимать участие в жизни государства и контролировать бюрократию. Это подход Западных стран. По второй точке зрения обычный человек не должен стремиться участвовать в политической жизни. Это прерогатива профессионалов. Такой подход характерен для стран Востока. Там считалось, что при таком положении вещей политики не будут идти на поводу у народа.
В настоящее время трактовка политики несколько отличается. Она определяется как деятельность по управлению государством, а также отношения между людьми и властью. Политикой также называют искусство завоевывать массы умением убеждать.
Второй период складывания науки о политике охватывает Новое время и длится до середины XIX в. Большое значение для формирования политологической мысли имели труды Макиавелли, Гоббса, Спинозы, Локка, Руссо. В этот период формируются важнейшие знания и представления о политике, власти и государстве. Вехой научной мысли стала работа Н. Макиавелли «Государь», в которой он поднял вопрос о соотношении морали и политики. По его мнению, политика должна быть вне морали («цель оправдывает средства»).
Третий период развития научных знаний о политике начался с конца XIX века. Так началась современная политология. В это время политология выделилась в самостоятельную науку. Участие граждан в политической жизни Европы существенно возросло с введением выборов. Появилась необходимость управлять новыми процессами.
В 1857 г. в Америке при Колумбийском университете возникла 1-я школа наук о политике. В 1949 г. по инициативе ЮНЕСКО учредили международную ассоциацию политических наук.
В это время формулируется предмет, объект, научные задачи политологии. В большинстве стран эта научная дисциплина была внесена в список предметов для изучения в высших учебных заведениях.
Политология как наука связана со многими другими науками и учебными дисциплинами: философией, юриспруденцией, социологией, экономикой, этнографией, историей, психологией, географией и др.
Политология развивается в двух направлениях – как теоретические знания и как прикладная наука, ориентированная на достижение практически значимых результатов. В связи в этим методы, используемые политологией, также делятся на теоретические и прикладные. Их перечень весьма обширный: общелогические методы (анализ, индукция, моделирование, т.д.), системный метод, бихевиористский метод, социологический метод и др.
К примеру, сравнительная политология, являясь одним из направлений политологии, в качестве основного метода использует метод сравнения. Она занимается изучение политики, сравнивая и сопоставляя однотипные явления, которые происходят в разных областях политической жизни (политические партии, процессы, отношения, институты, режимы, политическая культура и т.д.)
Субъекты политики
– это государство, социальные группы
(классы, слои), организации политического
характера (партии, профсоюзы), политическая
элита.
Политика – одна из наиболее острых
тем обыденного, современного массового
и научного сознания. Особенно возрастает
роль и значение политики в критические
эпохи. В переходных, быстро меняющихся
и противоречивых процессах современной
российской общественной жизни резко
возрастает потребность обоснованного
решения политических проблем.
Подчинение политики интересам человека
и человечества невозможно без её научного
осознания. Потребность в научных знаниях
о политике человечество ощущало всегда.
Помочь в решении этих вопросов призвана
политология. Изучение политологии в современном
динамичном социуме необходимо всем гражданам
демократического государства, чтобы
узнать его основные политические механизмы
и уметь влиять на них в своих интересах.
Термин «политология» произошел от слов
«politika» и «logos» (слово) и означал в греческом
варианте государственные и общественные
дела, искусство управлять государством.
Это область взаимоотношений и различных
видов деятельности людей по осуществлению
общих интересов с помощью разнообразных
средств, основным из которых является
политическая власть. Политология как
наука охватывает многообразные проявления
мира политических явлений: практику политической
жизни, объективную политическую реальность,
субъективную политическую деятельность,
образы политического мышления, теорию
политической деятельности.
Возникновение и развитие
политической науки.
Политология как наука сформировалась
не сразу.
При рассмотрении вопроса об эволюции
политических идей необходимо отметить,
что в своем развитии политология несколько
основных периодов:
1. Античная политическая мысль (Платон,
Аристотель и др.).
2. Политические идеи Средневековья и Нового
времени.
3. Политические концепции Х1Х-ХХ вв.
Попытки осмысления политической жизни
делались уже в глубокой древности. Первые
формы специализированного отображения
и осмысления мира политики сформировались
2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно
в религиозно-мифологической форме. Их
основу составляли идеи о божественном
происхождении и организации власти.
Постепенно, в ходе практики люди научились
подмечать в политической жизни устойчивые
связи и зависимости. В результате политическая
мысль стала приобретать форму теории.
С середины 1-го тысячелетия обнаружилась
тенденция к большей рационализации политических
представлений, зарождению отдельных
систематизированных учений.
Появляются первые политические категории,
дефиниции (определения), а затем и целые
концепции, носящие философско-этическую
форму. Этот процесс связан прежде всего
с творчеством Конфуция, Платона. Аристотеля.
Первое систематизированное представление
о политике и государстве изложено Платоном
(437–347 гг. до н. э.) в работах «Государство»,
«Законы» и др. Идеальное справедливое
государство представляет собой правление
лучших и благородных. В нем гармонично
сосуществуют три основных сословия общества
– правители (философы), стражи и ремесленники.
В нем правит закон - владыка над правителями.
Идеальному государству, по Платону, противостоят
несовершенные формы реального государства:
Тимократия – власть честолюбивых, жадных
и грубых правителей, переродившихся в
рабов своих низменных страстей.
Олигархия – власть узкой группы богатых
правителей, при которой бедные не участвуют
в управлении государством.
Демократия – власть всех, не имеющая
должной системы управления. Из нее вырастает
еще одна несовершенная форма - тирания
– власть одного. Это наихудший тип государства,
ибо в нем царят беззаконие, насилие и
произвол.
Политические идеи Платона были подняты
на новую высоту его учеником Аристотелем
(384 – 322гг. до н. э.). В работе “Политика”
он предлагает анализ существующих в его
время форм государства. При этом он отмечает,
что само государство есть форма общежития
людей, способ организации общественных
связей и отношений, ибо “человек – есть
животное политическое”. В государстве
должна действовать власть закона и бесстрастный
порядок. Граждане государства обязаны
уметь исполнять воинскую, административную,
судебную и жреческую функции.
Аристотель выделяет правильные и неправильные
формы государства. В правильных формах
истинная цель и смысл деятельности власти
состоят в осуществлении общего блага,
в неправильных – реализуется воля и выгода
только правителей.
К правильным Аристотель относил такие
формы государства, как:
Монархия – единоличная власть государя,
могущая быть абсолютной либо патриархальной.
Аристократия – власть лучших людей, более
предпочтительная, чем монархия. Она утверждается
в странах, в которых высоко ценится личное
достоинство людей.
Полития (республика) – выборная власть
многих (большинства).
К неправильным формам были отнесены:
Тирания – власть жадного, корыстного
правителя, преследующего только собственную
выгоду и корыстные интересы.
Олигархия – власть группы недостойных
богачей, радеющих лишь о собственной
выгоде.
Демократия – власть бедноты, составляющей
большинство народа. По классификации
Аристотеля существует пять разных видов
демократии, худшей из которых он считает
охлократию – власть толпы.
Политическим идеалом Аристотеля является
смешанная форма государства, представляющая
собой синтез аристократии и политии,
в котором правит справедливый закон и
существуют отдельно законодательная,
административная и судебная власти. Эта
форма позволяет примирить бедных и богатых,
в равной мере осуществлять их основные
интересы.
Идеи древнегреческих мыслителей получили
дальнейшее развитие в творчестве мыслителей
Древнего Рима. Среди них выделяются политические
идеи Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до
н. э.). Он был первым разработчиком проблем
правового равенства граждан в государстве.
В трудах «О государстве», «О законах»
он писал, что государство и право появляются
не вдруг или по какому-то произволу, но
в соответствии с всеобщими требованиями
природы и велениями человеческой натуры.
Главную причину появления государства
в том, что по мере развития общества настоятельный
характер приобрела проблема защиты частной
собственности. Среди форм государства,
по мысли Цицерона, выделяется государство-республика,
которая основывается на велениях всеобщего
разума и справедливости, а также на согласии
по поводу общности интересов и прав граждан.
Вслед за Аристотелем Цицерон выделяет
следующие формы государства: монархию
– царскую власть, аристократию – власть
оптиматов, демакратию – власть народа.
Заслуга Цицерона состоит в том, что он
заложил правовой принцип во взаимоотношениях
управляющих и управляемых. Под воздействие
закона должны попадать все, а не только
некоторые избранные граждане. Тем самым
он заложил основы теории правового государства.
Во времена Средневековья политические
апеллировали к идее божественного сотворения
мира и, следовательно, политики и государства.
Выдающиеся политические мыслители времени
- Аврелий Августин-Блаженный (354–430 гг.)
и Фома Аквинский (1226 –1274 гг.).
Августин-Блаженный написал известный
трактат «О граде божием», в котором утверждал,
что человек, общество, государство и все
живое есть плоды божественного творения.
Ф. Аквинский подразделяет формы правления
на справедливые и несправедливые. Лучшей
формой он считает монархию, так как «один
управляет лучше, чем многие, потому что
они только приближаются к тому, чтобы
стать единым целым». По его мнению, церковь
управляет душами людей, а государство
– внешними действиями подданных. Но духовная
власть находится выше светской власти
государства над людьми.
Постепенно политическая мысль освобождается
от религиозного влияния и философско-этической
формы. Существенное изменение по отношению
к вопросам о происхождении и природе
государства произошло в эпоху Возрождения
и Нового Времени. Родоначальником этого
процесса стал Никколо Макиавелли (1469–1527
гг.). В своей теории он заменяет тезис
о божественном происхождении политики
и государства идеей их объективной исторической
предопределенности. К политике он подходит
как к опытной науке, утверждая, что в основе
политического поведения людей лежит
выгода и сила. Благополучие общества
Макиавелли связывает с твердой властью.
Он выделяет правильные формы государства
(монархия, аристократия, демократия),
целью которых является величие государства,
а также неправильные (тирания, олигархия,
«распущенность»), но при этом не отдает
предпочтения ни одной из них.
Окончательный разрыв со средневековыми
традициями теологического истолкования
природы политики и государства произошел
в условиях Нового Времени с появлением
и развитием теории естественного права
и общественного договора. Выдающимися
представителями нового подхода стали
Томас Гоббс (1588–1679 гг), Джон Локк (1632–1704
гг.) и Шарль Луи Монтескье (1689–1755 гг.).
Т. Гоббс изложил свою теорию в трактате
«Левиафан» (1651 г.). По его мнению, появлению
государства предшествовало естественное
состояние людей, которое характеризовалось
«войной всех против всех». По своей природе
человек от природы жаден и эгоистичен,
ищет не общения, а господства над другими
людьми. Поэтому жизнь людей в этих условиях
одинока, бедна, опасна и кратковременна.
Для выхода из естественного состояния
люди вынуждены искать мира. Для этого
нужен общественный договор об учреждении
государства. По этому договору люди добровольно
отказываются от всех своих естественных
прав в пользу одного правителя или политического
института, безоговорочно подчиняются
государственной власти.
Информация о работе Политология как наука условия и этапы становления