Политико-психологические методы исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:00, контрольная работа

Описание работы

Объект исследования. Метод контент-анализа как метод политико-психологических исследований.
Предмет исследования. Исследовательские возможности, условия, границы и процедуры применения метода контент-анализа в политико-психологических исследованиях.
Степень научной разработанности проблемы: следует отметить, что теоретическая разработка данной методики является достаточно проработанной, практические исследования, основанные на теории, пользуются широким спектром применения.

Работа содержит 1 файл

политическая.doc

— 116.00 Кб (Скачать)
gn="center"> Заключение

     Документальной  называют любую информацию, фиксированную  в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- ими  кинопленке. В этом смысле значение термина отличается от общеупотребительного: обычно документом мы называем лишь официальные материалы.

     Достоверность информации в первую очередь зависит  от источника доступного документа. Разные источники обладают своего рода заведомой степенью достоверности  сообщаемых сведений. Во всех случаях  первичные данные надежней вторичных. Поэтому официальный личный документ, полученный из первых рук, более надежен и достоверен, чем неофициальный, безличный и к тому же составленный на основе других документов.

     При использовании вторичных документов важно установить их первоисточник. Это можно делать выборочно, с тем, чтобы оценить общую погрешность вторичных материалов.

     Контент-анализ - это перевод в количественные, показатели массовой текстовой (или  записанной на пленку) информации с  последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берельсоном. Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, особенно А. Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Вихалемм, Б. Л. Грушин, Т. М. Дридзе, М. Лауристинь.

     Контент-анализ — это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям  и задачам исследования характеристик  текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.). Основными задачами контент-анализа являются.

     1. Выявление и оценка характеристик текста как признаков отдельных сторон исследуемого объекта.

     2. Выяснение причин или условий, повлиявших на соответствующие особенности текстового сообщения.

     3. Оценка эффекта воздействия сообщения на аудиторию, установление адресных точек такого воздействия.

     Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют:

     Итак, смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими посылками программы.

     Единицы счета могут и совпадать и  не совпадать с единицами анализа. Контент-анализ текста может быть весьма многосторонним, причем одновременно используются несколько единиц анализа  и несколько единиц счета.

 

Приложение 1

      КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ  ПОКАЗАТЕЛИ ТЕСТА  ИНАУГУРАЦИОННЫХ  РЕЧЕЙ Д.А. МЕДВЕДЕВА  И Б.Х. ОБАМЫ 

Количество Д.А. Медведев Б.Х. Обама
Английский  Русский
1 Слов 548 2398 2079
2 Знаков 3970 13258 14171
3 Абзацев 18 35 35
4 Длительность 6 мин. 20 сек. 22 мин. 49 сек.
 
 

      РЕЙТИНГ, ОЦЕНКА И ДИНАМИКА

      ДОМИНИРУЮЩЕЙ  СИМВОЛИЧЕСКОЙ ТРАДЫ

      (Инаугурационная  речь Президента  РФ Д.А. Медведева) 

Категории анализа

в языке текста

(единицы  счета)

Fm Va Rs Ac Доминирующая  символическая триада
+ +/- - К-символ А-символ Д-символ
Политика  и международные отношения
1 Россия - Родина 2 0.16 3 2     дом, земля родная, любимая  служить, должна стать
2 Россия –  государство (нация) 2 0.23 1 2     страна лучшая, великая

справедливым  и заботливым

обеспечить
3 Демократия  –

права и свободы

2 0.19 2     2 ценность высшая уважать, охранять
4 Мировой порядок 1 0.04 7   1   диалог равноправный укреплять
Экономика и социальная сфера
1 Развитие 2 0,15 4 2     поддержка высокие строить
2 Кризис                   
Культура  и духовная сфера
4 Образование (наука) 1 0,09 5   1   стандарты хорошее получать
5 Здравоохранение (медицина) 1 0,05 6   1   услуги качественные обеспечить
 

 

Приложение2 

      РЕЙТИНГ, ОЦЕНКА И ДИНАМИКА

      ДОМИНИРУЮЩЕЙ  СИМВОЛИЧЕСКОЙ ТРАДЫ

      (Инаугурационная  речь Президента  США Б.Х. Обамы) 

Категории анализа

в языке текста

(единицы  счета)

Fm Va Rs Ac Доминирующая  символическая триада
+ +/- - К-символ А-символ Д-символ
Политика  и международные отношения
1 Америка - Родина 1 0,16 3 1     надежда, патриот великий сохранили, донесли
2 Америка – государство

(нация)

2 0,18 2 2     ответственность процветающая, могущественная трудиться, отстаивать
3 Демократия  –

права и свободы

                 
4 Мировой порядок 1 0,22 1 1     осторожность, уважение новые искать
Экономика и социальная сфера
1 Развитие 1 0,15 4 1     работа масштабные преобразовать
2 Кризис  2 0,13 5     2 конфликт ослабленная угрожать
Культура  и духовная сфера
4 Образование (наука) 1 0,07 6     1 задачи своей не справляются
5 Здравоохранение (медицина) 1 0,06 7     1 услуги дорогое обходится
 
 
 
 
 

Примечание:

Fm – частота упоминания категории анализа

Va – объем  упоминания категории анализа

Rs – суммарный рейтинг (сумма Fm и Va)

Ac – оценочный контекст категории анализа (субкатегории: «положительная оценка» (+), «нейтральная оценка» (+/-) и «отрицательная оценка» (-). «+» формируется за счет информации позитивного и проблемно-сочувственного характера; «+/-» формируется  за счет информации нейтрального характера; «-» формируется за счет информации негативного и проблемно-осуждающего характера.

К-символ – когнитивный  символ (частотное характерное существительное, присваиваемое категории анализа)

А-символ – аффективный  символ (характерное частотное прилагательное)

Д-символ – деятельностный символ (характерный частотный глагол)

 

Библиографический список

    1. Андреева  Г. Социальная психология. Учебник для  высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. С. 79.
    2. Барсамов В. А. Контент- анализ газетных материалов // Социс – 2006 - №2
    3. Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения / Под ред. М.В. Горбаневского. – М.: СТЭНСИ, 2003. с. 22_39.
    4. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007. – 272 с.
    5. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. Справочник. М.: Инфра-М, 2008.
    6. Клуппт М.А. Демографическая политика как предмет контент-анализа // Социологические исследования. 2007. № 6.
    7. Козлова Н.Н. Методология анализа человеческих документов // Социологические исследования. М.: 2009. – 354 с.
    8. Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисловие А.К. Соколова. М.: Весь Мир, 2007.
    9. Материалы МНСК за апрель 2008 г. Новосибирск , изд-во СибАГС., 2008. - 145 с.

Информация о работе Политико-психологические методы исследования