СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 2
Сущность и функции политического лидерства
3
- Лидерство как социальное явление 6
- Функции политического лидерства 8
- Типология политического лидерства 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
16
ВВЕДЕНИЕ
Вне всякого сомнения, проблема политического
лидерства стала одной из главных
в курсе политологии.
Понять причины повышенного
интереса к проблеме политического
лидерства несложно. В настоящее
время общество, различные политические
партии и движения буквально заняты поиском
ярких политических лидеров. Отсюда и
рост научно-познавательного интереса
к данной проблеме.
При этом особое значение
проблеме политического лидерства
придается в политологии, где
лидерство рассматривается в качестве одного из важнейших элементов
механизма регулирования отношений индивидов,
социальных групп и институтов в сфере
политики. В этой связи важнейшими исследовательскими
вопросами нам представляются следующие:
- сущность политического лидерства как социального явления;
- роль лидерства в функционировании политических систем, которую оно играет посредством выполнения определенных функций;
- типология политического лидерства.
1. Сущность и функции политического лидерства
Лидер (ведущий, руководитель, вождь). Лидер - 1) глава, руководитель политической партии, общественной организации, 2) лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в каком-либо сообществе.
Согласно формулировке в философском словаре, лидер - один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид (или часть социальной группы) берёт на себя функции координации и направления действий всей группы, которая ждёт, принимает и поддерживает его действия (т.е. обязывается подчиняться). Исходя из этого, можно сделать вывод, что лидер- это член группы, принимающий на себя большую меру ответственности в достижении групповых целей, чем остальная часть группы.
Лидерство присуще всем человеческим общностям, оно является древнейшей формой организации жизни людей. На ранних стадиях развития преобладающей являлась личностная форма лидерства, когда функции руководителя группы выполняло одно лицо. В дальнейшем стали возникать различные формы коллективного лидерства, когда руководящую функцию в группе выполняет какой-либо коллективный орган, или ведущее место в системе общественных отношений занимает социальная группа, класс, партия или государство, если мы говорим о системе государства.
С развитием институциональных форм общественных жизни стали различать лидерство формальное и неформальное.
Формальный лидер назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой и приобретает таким путём официальный статус руководителя.
Неформальный лидер - это член группы, который в своём поведении наиболее полно отвечает групповым ценностям и нормам. И поэтому пользуется наибольшим авторитетом у своего окружения.
На уровне научного анализа принято различать роли руководителя и лидера.
Руководитель обладает регламентированными правами и обязанностями по отношению к остальным членам группы, включая и возможность наложения санкций. Руководитель не всегда является лицом, которое обладает наибольшим авторитетом в группе. Однако, несмотря на это, его полномочия в группе остаются прежними.
Лидер может и не обладать статусом руководителя. Однако он всегда непременно личность, индивидуальность. Он занимает ведущее положение благодаря своим неординарным личностным качествам. Но в то же время неформальное лидерство нестабильно и его необходимо постоянно поддерживать.
В современной политической науке существует множество подходов к пониманию сущности лидерства:
1. Теория черт (Э.Богардус). Лидерство этой теорией рассматривается как чисто социально-психологический феномен. Лидер - это человек, который обладает особой совокупностью таких черт, как интеллект, характер, организаторские способности, коммуникабельность, такт, чувство юмора, умение привлекать к себе внимание, принимать и исполнять решения и т.д. Способность быть лидером врождённая и присуща ограниченному количеству людей.
2. Ситуационный подход (Э.Фромм, Д.Рисман) рассматривает лидерство как функцию определённой ситуации, когда тот или иной индивид выходит в лидеры благодаря тому, что в большей степени соответствует требованиям момента, интересам конкретной социальной группы. Именно конкретные обстоятельства определяют отбор политического лидера, предопределяют его поведение, принимаемые им решения.
3. Функциональный подход (Д.Эдингер). Лидерство - это такое положение в обществе, которое характеризуется способностью одной личности направлять и организовывать коллективное поведение всех его членов. Лидер в силу своих способностей выполняет ряд общественных функций в обществе: управление, регулирование, контроль политических отношений.
4. Теория определяющей роли последователей (Ф.Стэнфорд). Лидер - это инструмент в руках группы, которая его выдвинула для защиты своих интересов и превращает в марионетку, действующую по потребностям толпы и по её критериям. Главное значение приобретает не анализ деятельности лидера, а его последователей.
5. Компенсаторная теория (А.Адлер, Г.Лассуэлл). Стремление к лидерству рассматривается, как стремление компенсировать свою личную неполноценность в какой-то области (физической, психической, моральной и т.д.). Борьба за власть (соответственно за лидерство) рассматривается как борьба за самоутверждение, за достижение ведущих позиций в обществе с целью компенсировать все свои переживания
Важно отметить, что лидерство в политологии, и прежде всего, политическое лидерство, рассматривается как один из важнейших механизмов регулирования отношений людей, социальных групп и институтов в сфере политики.
В связи с этим представляется необходимым рассмотреть сущность лидерства как социального явления, а также специфические функции, осуществляемые политическими лидерами.
1.1 Лидерство как социальное явление
Как отмечает В.А. Бобков,
существует разброс мнений в определении
самого понятия «политическое лидерство».
Одни исследователи
делают акцент на взаимовлияние субъектов
политического процесса при совместной
деятельности в политической сфере общества.
Другие исследователи концентрируют
внимание на эффективности результатов
деятельности и в этом видят суть
данного явления.
Третьи считают лидерство
одним из механизмов интеграции групповой
деятельности, регулирования отношений между людьми, искусством
установления консенсуса индивидов, социальных
групп, политических институтов, общества
в целом (Блондель Ж.).
Под лидером нередко
понимают индивида, за которым данное
общество признает право на принятие
решений и который несет ответственность за их последствия.
Считают, что лидер должен тонко чувствовать
убежденность людей в важности если не
прямого участия, то своего вклада в процесс
принятия решений.
В отечественных словарях
лидер – это глава политической
организации, партии, профсоюза.
Представляется, что в
современных условиях лидерами являются
авторитетные субъекты политического
процесса, не обязательно занимающие
высокие командные посты, но способные
к консолидации различных социальных
групп для решения проблем общественного развития. При этом
следует подчеркнуть, что лидер может
завоевать авторитет при наличии следующих
условия:
- если у него есть четкая программа деятельности, концепция своего политического поведения. Однако это не любые пришедшие на ум программа и концепция. Они должны соответствовать тенденции социального прогресса;
- если его отличает знание проблем, связанных с реализацией программы, и готовность нести личную ответственность за результаты и методы работы по ее воплощению в жизнь;
- если он способен создать систему политического руководства и управления, обеспечивающую возможность вести за собой группу последователей на реализацию принятой программы развития;
- лидер должен уметь создавать такой морально-психологический климат, который бы обеспечивал наиболее благоприятные условия политической жизни. Этот климат предполагает относительно устойчивый эмоциональный фон, объединяющий настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношение друг к другу, работе и окружающей действительности.
Овладеть искусством лидерства способен
не каждый субъект политики. Им может быть
только личность, но не любая, а отличающаяся
самостоятельностью мышления, способностью
генерировать идеи, выражать настроения
масс, ставить интересы общества выше
личных.
Таким образом, в
политологии вопрос политического лидерства
на сегодняшний день остается открытым,
выражаясь в разбросе мнений по данной
категории.
1.2 Функции
политического лидерства
Лидеры призваны решать
широкий круг общественно-политических задач. Иными словами, в осуществлении
политического процесса они выполняют
определенные функции. Поскольку политический
процесс в своем развитии проходит ряд
последовательных этапов, то и функции
лидера можно представить в виде определенных
ступеней (фаз) в его деятельности. Например,
Роберт Такер выделяет в деятельности
политического лидера три взаимосвязанные
фазы-функции. Первая – диагностическая
функция: люди ожидают от лидеров авторитетной,
точной и своевременной оценки ситуации
в группе, обществе. Вторая – предписывающая,
или функция выработки линии поведения:
на этой стадии лидеры определяют политическую
стратегию, т.е. направление действия в
интересах группы или сообщества, которое
будет разрешать проблемную ситуацию.
Третья – мобилизующая функция: лидеры
добиваются поддержки группы и предписанного
плана действий. Эти функции можно назвать
также соответственно диагностической,
политико-формирующей и политико-осуществляющей.
Все они присущи как лидерам, занимающим
ключевые посты в структуре государственной
власти, так и лидерам общественно-политических
организаций и движений.
В учебной литературе по политологии
можно встретить и более подробное перечисление
функций лидеров. Так, В.П. Пугачев и А.И.
Соловьев насчитывают шесть функций лидера:
- интеграция социальной группы, сообщества;
- нахождение и принятие оптимальных политических решений;
- социальный арбитраж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии;
- поддержание и развитие эмоциональной связи между политическим руководством и массами;
- инициирование общественного обновления, генерирование социального оптимизма, мобилизация масс на реализацию политических решений;
- легитимация политического режима, т.е. обеспечение его поддержки со стороны масс.
Таким образом, лидер – это авторитетный
член организации или социальной группы,
влияние которого позволяет ему играть
главную роль в принятии решений в политическом
процессе и конкретных ситуациях. «Идеальное»
лидерство есть сочетание трех основных
функций: «постановки диагноза», определения
направления действий и мобилизации.
2. Типология политического лидерства
В политологии существуют
различные классификации политических
лидеров. Многообразие классификаций
определяется многомерностью самого лидерства
как властеотношения и возможностью применять разные
подходы для выделения типов лидеров.
Довольно часто используется упрощенная
типология, основанная на противопоставлении
двух типов лидеров: лидеры «львы» и «лисы»
(Н. Макиавелли), «реальные» лидеры – менеджеры
(Р. Такер), «лидеры-преобразователи»
и «лидеры-дельцы» (Дж. Мак Грегор Бернс).
Дихотомический подход традиционен, но
действительность гораздо сложнее, поэтому
применяются и более сложные типологии
лидеров. Г. Лассуэлл предложил свою классификацию,
в основе которой – склонность лидеров
к определенной модели поведения. Лассуэлл
выделил лидеров-агитаторов, организаторов
и теоретиков. Лидеры-агитаторы
предпочитают воздействовать силой слова,
ораторским искусством, личным образом,
примером поведения. Лидеры-организаторы
отдают предпочтение работе с кадрами,
их привлекает использование возможностей
организации для усиления своего влияния.
Теоретики воздействуют силой интеллекта.
Есть лидеры, у которых четко можно выделить
сферу поведенческого предпочтения, но
есть и такие, где сделать это затруднительно.
Так, В.И. Ленин – лидер, у которого и агитаторское,
и организаторское, и теоретическое в
лидерстве было выражено одинаково ярко.
Интересной является
классификация, предложенная С. Хуком.
Критерием классификации С. Хук сделал степень воздействия лидеров
на события и способность ими управлять.
На этом основании он поделил всех лидеров
на две неравные группы. В первую вошли
лидеры, способные прекрасно ориентироваться
в ситуации и использовать ее. Это эвентуальные
лидеры, лидеры, использующие события.
И вторая, небольшая группа лидеров, способных
самостоятельно творить события, делать
историю по-своему, т.е. лидер, делающий событие.
Эти лидеры круто меняют исторический
процесс. В первую очередь С. Хук называет
в этой группе В.И. Ленина и Наполеона.
Вариант, предложенный М.
Вебером, базируется на идеальных типах
господства. На этой основе выделяются
и идеальные типы лидерства: традиционный лидер, лидер
харизматический и лидер рационального
типа. Традиционное лидерство основано на
обычае, утвердившейся традиционной норме.
Так, старший сын монарха после его смерти
сам становится монархом. Лидерство рационального
типа или бюрократическое лидерство легитимируется
законом. Лидер-чиновник выступает не
как личность, от которой исходит власть,
а как исполнитель определенной государственной
функции, символизирующей собой рациональное
управление. Власть харизматического
лидера легитимирована верой в его особый
дар, способности эффективно решать все
проблемы.