Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 01:20, реферат
Политические отношения - взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью. Выделяют следующие типы политических отношений :
отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус); отношения подчинения господства и эксплуатации. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
1. СУЩНОСТЬ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И
Политические отношения - взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью. Выделяют следующие типы политических отношений :
отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус); отношения подчинения господства и эксплуатации. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными.
Политический
процесс - это совокупность действий
субъектов политики, их взаимодействие
по использованию политической власти
для реализации своих политических
концепций, идей и интересов. Политический
процесс раскрывает движение, динамику,
эволюцию политических явлений, конкретное
изменение их состояний во времени
и пространстве. Политический процесс
представляет собой целостное явление:
стихийное, имеющее иррациональный
характер, зависящее от воли и характера
людей, прежде всего политических лидеров;
логически разворачиваемую
Основными акторами политического процесса являются: политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, олитические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, индивиды.
Факторы политического процесса: «внутренние» и «внешние». К «внешним» относятся среда (социально-экономические, социокультурные и прочие условия) и ее воздействие, системные, но «внешние» для данного политического процесса политические обстоятельства, такие как правила и условия политической игры, «внешние» политические события и т.п. К «внутренним» можно отнести такие параметры, как характеристика акторов, их целей и намерений, распределение властных ресурсов, логика и «сюжетика» политического процесса.
2. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1. Базовые и периферийные.
2. Явные или скрытые.
3. Открытые и закрытые
4. Стабильные и переходные
5. «Западные» и «незападные»
6. С различным циклом протекания.
Стадии политического процесса или режимы его протекания: Первая стадия - конституирование, становление политической системы. Вторая стадия - функционирование. Третья стадия - развитие. Четвертая стадия - разложение, упадок.
Политическая модернизация - совокупность приемов и средств совершенствования политической системы государства, повышения ее эффективности.
История политических модернизаций знает два основных пути ее осуществления : либеральный; консервативный.
Политическая технология - это совокупность используемых средств и приемов достижения результата политического процесса.
Политическое управление - это процесс принятия и приведения в жизнь политических решений.
Политическое решение - это сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий.
Фазы
принятия и реализации политических
решений: -постановка проблемы; формулирование
альтернативных решений; сравнительный
анализ и выбор наиболее эффективного
решения; формулирование государственного
решения и его легити¬мация; реализация
принятых решений; контроль за реализацией
и осуществление «обратной
В соответствии
с различными уровнями общностей
выделяются: интересы, выражающие фундаментальные
тенденции развития (это интересы
класса, нации, общества в целом); частные
интересы (отдельных социальных групп).
Для политических интересов характерны:
экономическая обусловленность; связь
с механизмом и способом осуществления
власти в обществе; относительная
самостоятельность. Оформление групповых
интересов и реализация их в сфере
политики включает взаимосвязь следующих
элементов: источники политического
участия (их объективная основа в
характере социальной стратификации);
самоорганизация группы, представляющая
собою процесс преобразования ее
потребностей в определенные политические
цели, обеспечение целостности
Способы выражения интересов
Прямые действия Участие в избирательном
процессе
Организованное
представительство интересов
митинги, демонстрации,
пикетирование,
забастовки выдвижение и поддержка кандидатов,
оказание финансовой помощи кандидату, партии, избирательному блоку политические партии,
группы интересов,
общественно-политические
движения,
группы давления
Политическая культура – это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников политической системы к объектам политической системы, базирующихся на определенном уровне политической идеологии и общественной психологии. Политическая культура представляет собой типичные для определенного общества идеальные представления о политике включающие понимание того, какой должна быть политика и как она должна функционировать. Таким образом, политическая культура определяет отношение людей к политической жизни, их установки в отношении власти; предопределяет взаимоотношения человека, общества и государства. В структуре политической культуры можно условно выделить 2 компонента:
Культура политического сознания;
Культура политического поведения.
Культура политического сознания представляет собой типичный для определенной социальной общности комплекс политических представлений, ценностей, убеждений, установок и ориентаций, включенных в политическую деятельность.
Политические
представления – это образы политических
объектов, которые формируются сознанием
человека как непосредственно на
основе индивидуального опыта, так
и посредством социального
Политические убеждения – являются осознанными потребностями личности, побуждающими ее к определенным действиям в сфере политики.
Политические ценности – нравственные принципы, нормы, идеалы политической жизни, значимые для отдельных индивидов и социальных групп.
Устойчивость
политическому сознанию придают
политические традиции – исторически
сложившиеся, передаваемые из поколения
в поколения и сохраняющиеся
в течение длительного времени
нормативные образцы
Политические
установки характеризуют
Политические
ориентации – это установки, основанные
на системном представлении
Политическая социализация
В политически организованных обществах человек всегда вольно или невольно включен в систему политических отношений, является носителем политической культуры.
Политическая
социализация – это процесс включения
человека в политику, формирования
у него определенного отношения
к власти и политической активности
на основе усвоения определенной системы
знаний, норм и ценностей, т.е. политической
культуры общества. Политическая социализация
является одной из составляющих общественного
процесса социализации человека. Усваивая
посредством социального
приобретение индивидом умения ориентироваться в политическом пространстве;
приобретение им навыков выполнять определенные роли в политической системе.
Роли, которые выполняет человек в политической системе, могут быть самыми разнообразными: подданный, избиратель, компетентный наблюдатель, компетентный критик, функционер политической партии или политизированной общественной организации, государственный чиновник, политический деятель, политический лидер и т. п. Способность их выполнения в политической системе во многом зависит от меры и характера политической социализации личности. Мера политической социализации отдельного человека индивидуальна. Но вместе с тем она внутренне обусловлена действием трех факторов:
возрастом человека;
наличием у него того или иного субъективного опыта;
способностью к самостоятельным формам мышления и поведения в сфере политики.
Комплексное;
воздействие отмеченных факторов определяет
стадию политической социализации: первичную
и вторичную. Первичная стадия характеризует
выработку начального отношения
к сфере политики посредством
восприятия политической информации через
мнения и оценки окружающих, появление
первого самостоятельного опыта взаимодействия
с властями. Содержание первичной стадии
составляет усвоение индивидом выработанных
обществом политических ценностей, установок,
норм, ориентации; закрепление в структуре
индивида стереотипов политической культуры
общества. Вторичная стадия связывается
с расширением самостоятельного политического
опыта, с умением вырабатывать индивидуальные
политические суждения, формировать позиции,
способные противостоять давлению коллективного
мнения, с участием в специализированных
политических объединениях и организациях.
Вторичная социализация характеризует
становление индивидуальной политической
культуры личности, ее способность к самостоятельной
выработке политических ценностей, установок,
норм, ориентации. Среди великого множества
факторов политической социализации особая
роль принадлежит социальным, институтам,
оказывающим целенаправленное влияние
на формирование политического сознания
и поведения граждан. Такие институты
обозначаются в политологии в качестве
институтов политической социализации.
К ним относятся семья, школа, церковь,
средства массовой информации, общественные
объединения и организации, политические
партии, государственные органы и учреждения.
Влияние институтов политической социализации
на членов общества осуществляют конкретные
люди (родители, учителя, священники, журналисты,
пропагандисты, агитаторы, информаторы
и т. п.), которых называют агентами политической
социализации. Политическая социализация
представляет собой непрерывный процесс,
который начинается в раннем детском возрасте
и продолжается всю жизнь человека. Его
содержание составляет обретение и утрата
индивидом тех или иных политических качеств.
В процессе политической социализации
можно выделить пять типичных этапов,
которые различаются между собой особенностями
формирования и развития сознания человека,
степенью влияния тех или иных факторов
его жизни и деятельности, энергетическим
потенциалом индивида, степенью воздействия
тех или иных социальных институтов.
Существует несколько типов политической социализации:
Гармонический – нормальное взаимодействие человека и институтов власти, рациональное отношение индивида к государству, осознание им своих гражданских обязанностей.
Гегемонистский – негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей».
Плюралистический
– признание человеком
Конфликтный – формируется на основе межгрупповой борьбы, противостояния взаимозависимых интересов, цель политического участия его представители видят в сохранении лояльности к своей группе и поддержке ее в борьбе с политическими противниками.
Политическое решение в политической деятельности: понятие, сущность
Принятие политических решений - центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных отношений. Коротко говоря, принятие решений - это технологическое преобразование политической власти в управление социальными процессами.
По
существу, данный процесс присутствует
как на «входе», так и на «выходе»
политической системы. При этом увеличение
требований населения, социальное «возмущение»
среды расширяют масштаб
Политическое решение правомерно рассматривать как основной элемент управления, состоящий в определении цели и механизмов (средств) ее реализации. Это своего рода, принимаемое субъектом политического действия постановление, направленное на осуществление политических мероприятий с целью достижения определенного результата.
Политическое решение - это всегда процесс, начинающийся с появления политической проблемы и заканчивающийся с ее разрешением, снятием. Разумеется, в случае принятия действенных мер Соловьев А. Принятие государственных решений. Учебное пособие. М.: КноРус, 2006. 344 с..
Политическое решение - это и способ реализации интересов каких-либо участников политических событий Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000. 378 с.. Политическая жизнь общества не сводится к взаимоотношениям только властителей и подчиненных. Она есть взаимодействие интересов различных участников политических событий, преследующих свои цели. Их реализация возможна посредством проведения ряда политических мер, действий и, в частности, через политические решения.