Политические учения эпохи Возраждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:04, реферат

Описание работы

Возрождение (Ренессанс) — эпоха духовного и культурного преобразования Западной Европы. Этот период в истории Западной Европы отличался прежде всего засильем гуманистических идей и, естественно, научной направленностью. Гуманизм XV—XVI вв. не стал движением, охватившим широкие массы народа. Культура Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей разных стран Европы,

Работа содержит 1 файл

Политические учения эпохи Возрождения.docx

— 21.32 Кб (Скачать)

Политические учения эпохи Возрождения

Возрождение (Ренессанс) — эпоха  духовного и культурного преобразования Западной Европы. Этот период в истории  Западной Европы отличался прежде всего засильем гуманистических идей и, естественно, научной направленностью. Гуманизм XV—XVI вв. не стал движением, охватившим широкие массы народа. Культура Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей разных стран Европы, связанных общими научными, философскими, эстетическими интересами, общавшихся при помощи общеевропейского языка того времени — латыни.Большинство гуманистов отрицательно относились к религиозным движениям, в том числе реформационным, участники которых, в свою очередь, признавали только религиозную форму идеологии и были враждебны деизму и атеизму.

Виднейшим представителем эпохи Возрождения, выступавшим против тирании религии  в жизни общества, был итальянский  мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.). Основными сочинениями мыслителя были «Государь», «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия», «О военном искусстве», «История Флоренции».

Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных  ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях  участников политической жизни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее  или, по примеру древних, определить средства и способы действий, полезных в настоящем. «Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что  было... Это происходит от того, —  пояснял Макиавелли, — что все  человеческие дела делаются людьми, которые  имели и всегда будут иметь одни и те же страсти, и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты».

Макиавелли впервые ввел в политическую лексику понятие «stato», которым он обозначил общее понятие государства независимо от его конкретных форм. Государство — это дело рук человеческих. Государство — это целостное образование, которое образовано подчиненностью управляемых управляющим, состоящее из законов и скрепленное политической властью.

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое  отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх  или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь — в презрение. В центре внимания Макиавелли — реальная способность правительства повелевать подданными. В книге «Государь» и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств. Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, как неустанно повторял Макиавелли, посягать на имущество подданных, ибо это неизбежно порождает ненависть.

Макиавелли выделял три правильные формы правления (монархия, аристократия, демократия) и три неправильные (тирания, олигархия и распущенность).

Новация Макиавелли сводилась к  утверждению, что все государства  по форме либо республики, либо монархии.

Наилучшей формой правления Макиавелли считал умеренную республику, сочетающую достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении). Особенность учения Макиавелли в том, что смешанную республику он считал результатом и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп. «В каждой республике всегда бывают два противоположных направления: одно — народное, другое — высших классов; из этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы».

Республиканский строй призван  для достижения компромисса между  народом и знатью: аристократия необходима — из нее выдвигаются государственные  деятели, военачальники, чиновники. Между  тем народ выступает своего рода гарантом неподкупности и соблюдения закона. Для него не характерны честолюбивые устремления знати. Суть «смешанной республики» в том и состоит, что система государственных  органов включает аристократические  и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защищая  интересы соответствующей части  населения, сдерживает посягательства другой его части на эти интересы.

Каждое государство время от времени захватывают смуты. В  этих случаях Макиавелли допускает  введение диктатуры. Много места, прежде всего в работе «Государь», Макиавелли отводит правителю, выявлению тех  качеств, которыми он должен обладать. При этом допускается использование  всех средств, в том числе и  аморальных. Для укрепления и расширения государства политик должен уметь  решаться на злодейство, подлость и  предательство, ибо в политике единственным критерием оценки действий правителя  является укрепление власти, расширение границ государства. «Пусть обвиняют его  поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хорошими». Такое  соотношение политики и морали, решение  которого получило название «макиавеллизма», и принесло автору всемирную известность. Сущность макиавеллизма, названная  оплотом имморализма — безразличия  к добру и злу, заключена в  выводе о том, что государь должен, когда обстоятельства не дают ему  другого выбора, прибегать к безнравственным  средствам. При этом следует казаться хорошим, но не бояться быть плохим.

Макиавелли выстроил целостную  стратегию политического искусства. Он говорит, что действия и поступки государя стоит оценивать не морально, а судя по их результатам и общественной пользе. Здесь можно прибегать  к каким угодно средствам —  от военной силы до коварства и  обмана.

По Макиавелли, все средства хороши, если цель — благо государства, завоевание и удержание власти.

Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение: благодаря  законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет. Ненарушаемость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа. Но для Макиавелли право — орудие власти, по его мнению, «служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать война, военная организация и военная наука, «ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого».

Макиавелли стоит за соблюдение законов, которое необходимо для  обеспечения общественной безопасности. «Когда народ увидит, что никто  не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной  и довольной». Но Макиавелли стоит  за хорошие за¬коны, которые, естественно, должны обеспечивать провозглашенную ими свободу деятельности людей.

В качестве средства регуляции Никколо Макиавелли рассматривал религию — могучее средство воздействия на умы и нравы людей. По этой причине мудрые законодатели часто ссылались на волю богов. По мнению Макиавелли, религия должна быть на службе государства, а не наоборот. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Макиавелли, однако, не одобряет современное ему христианство, проповедующее смирение, самоуничижение, презрение к делам человеческим. Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство. Католическая церковь держала и держит страну раздробленной. Рассматривая религию как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества. Не политика на службе религии, а религия на службе политики — такой взгляд резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении Церкви и государства.

Макиавелли отделял политику от морали. Политика (учреждение, организация  и деятельность государства) рассматривалась  как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые  должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из Святого Писания  или сконструированы умозрительно. В произведениях Макиавелли политика не только отделялась от морали, но и  противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и не должном, постыдном и похвальном, человечном и бесчеловечном, позорном и почетном. Поступки основателей государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов, политических деятелей вообще должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства. «Государства, — писал Макиавелли, — создаются и сохраняются не только при помощи военной силы; методами осуществления власти являются также хитрость, коварство, обман».

Политико-правовые теории М. Лютера и  Ж. Кальвина

Реформация ставила перед собой  цель обновить на основе Евангелия  жизнь каждого христианина. Реформация отвергла идею католической церкви об обязательном посредничестве духовенства  между человеком И Богом. Главным очагом европейской Реформации была Германия.У истоков Реформации в Германии стоял доктор богословия Мартин Лютер (1433—1546 гг.). Его главными работами являются «Лекции о Послании к римлянам», «Девяносто пять тезисов», «Разговор об отпущениях и милости», «К христианскому дворянству немецкой нации», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина».

Лютер первым выступил против католицизма, прикрепив к вратам виттенбергской церкви свои знаменитые 95 тезисов. В основе его доктрин лежали следующие постулаты: источником веры может быть только Библия, но не догмы, придуманные церковью; религия — личное дело самого мирянина, но не церковной епархии; — равенство паствы и духовенства между собой и равной их обязанности повиноваться Богу;

— демократизация уклада церковной  жизни;

— отмена индульгенций (отпущение  грехов за деньги) и т. д.

Один из исходных пунктов лютеровского учения — тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправ¬дывается ею лично перед Богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея «всесвященства»). Только лишь Богу — существу совершеннейшему — обязаны люди (от пап и князей до последнего крестьянина и плебея) повиноваться рабски, служить верноподданнически. В сравнении с Богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы.

Возможность верующих быть внутренне  религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается согласно М. Лютеру мирским порядком. Действенность  этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на Божественное право. Будучи в конечном счете производным от воли Божьей, естественное право тем не менее представляет собой качественно иной феномен, чем право Божественное. Опирающейся на него светской власти естественное право дозволяет управлять единственно внешним поведением людей, имуществом, вещами. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся, по М. Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов.

Позднее Лютер вовсе пришел к  выводу о необходимости отрицания  существующей католической церкви. Церковь  присвоила себе роль обязательного  посредника между Богом и христианами, благодаря чему почитание Бога подменено  почитанием Церкви. Истинная вера —  это не показное молебствование в церкви, а доверие к Христу в сердце, которое может пробудить только Господь.

Основой политико-правовых трудов Мартина  Лютера стало учение о «Двух царствах», духовном и светском. Духовное царство  Бог создал для истинно верующих, а светское — для людей с  целью обеспечить внешний мир  и спокойствие. Необходимость государства (светского правления) обусловлена  греховной природой человека. Если бы мир состоял из истинно верующих людей, то потребность в государстве, законах, наказаниях отпала бы.

Более радикальным течением Реформации являлся кальвинизм, основателем  которого был швейцарский богослов Жан Кальвин (1509—1564 гг.). Под его  руководством в Женеве была осуществлена реформа Церкви в соответствии с  идеями, изложенными им в труде  «Наставления в христианской вере». Центральной идеей учения Жана Кальвина являлся догмат о Божественном предопределении, в соответствии с которым судьба каждого человека определена Богом. Если человек угоден Богу, значит, он преуспевает, если трудолюбив и покорен, Небо ему благоволит. Изменить свою судьбу, начертанную Всевышним, человек не может, но Божье отношение к себе он способен уяснить по тому, какова его жизнь. Кальвин призывает всех независимо от своего социального положения принять деятельное участие в общественно полезном труде и на основе полученных результатов уяснить свое место в соответствии с Божественной предопределенностью. «Предопределенность человека выше сословных и иных различий, если ты успешен — ты избран», — так рассуждали кальвинисты.

Из догмата об абсолютном Божественном предопределении для истинного  кальвиниста проистекал прежде всего долг целиком посвящать себя своей профессии, быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждения и расточительность. Из этого догмата также следовало, что благородство происхождения и сословные привилегии феодалов вовсе не столь важны, ибо не ими обусловливаются предизбранность и спасение человека.

Сам Ж. Кальвин, однако, в вопросах о государстве был очень осмотрителен. Осуждая феодально-монархические  круги за творимые ими насилия, произвол, беззакония и предрекая за это  правителям Божью кару, орудием которой  могут стать их собственные подданные, он в то же время всякую власть объявлял божественной. Право сопротивляться тирании Ж. Кальвин признавал  только за подчиненными государю органами власти, Церковью, представительными  учреждениями. Открытое неповиновение  и свержение тирана допустимы, на его взгляд, лишь тогда, когда исчерпаны  все способы пассивного сопротивления, исчерпаны все легальные формы  борьбы. Наихудшей формой правления  была для Ж. Кальвина демократия. Предпочтение он отдавал олигархической организации  управления государством.

Информация о работе Политические учения эпохи Возраждения