Политические учения Древней Греции и Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:14, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – познакомиться с политическими учениями нескольких выдающихся философов Древнего Рима и Древней Греции, дать им характеристику.
При выполнении работы были поставлены задачи рассмотреть направление политической мысли таких греческих мыслителей как Платона, Аристотеля и некоторых представителей старших софистов. А также изучить работы, посвященные политическим учениям Древнего Рима - Юлиана Цицерона, Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..3
I.Политические учения Древней Греции………………………………………….5
1) Развитие демократических учений. Старшие софисты………….6
2) Учение Платона о государстве и законах……………………………….7
3) Политические учения Аристотеля………………………………………..10
II. Политические идеи Древнего Рима………………………………………….12
Общая характеристика
1) Политико – правовые идеи Цицерона………………………………..14
2) Политико – правовые взгляды Аврелия Августина…………….16
3) Политические идеи Фомы Аквинского……………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………………….21
Библиография…………………………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

контр.по политологии.docx

— 42.94 Кб (Скачать)

   Аристотель отрицал возможность существования идеального государства, так как полагал, что государство результат естественного развития, а не божественного промысла. Главная цель государства - достижение “лучшей жизни”, общего блага для всех граждан. Задача политологии как науки о государстве заключается в том, чтобы научить политического деятеля искусству государственного управления, показать ему какой государственный строй при данном состоянии общества является наиболее пригодным.

   Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство – высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит знаменитое изречение философа, "по природе своей есть существо политическое".[3,с.176]

    Политическое сообщество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели.

   Под людьми и гражданами им подразумевались только свободные жители греческих полисов. Варваров и рабов он просто не считал за людей, достойных общения на равных с гражданами государства. Неразвитые в духовном отношении, варвары не способны к государственной жизни; их удел – быть рабами у греков. Аристотель, таким образом, открыто защищал в политической теории интересы рабовладельцев. Государство представлялось ему объединением свободных граждан, совместно управляющих делами рабовладельческого общества.

   В обоснование рабства Аристотель приводит несколько доводов. Решающий среди них – естественные (природные) различия между людьми. На страницах "Политики" неоднократно подчеркивается, что рабство установлено природой, что варвары, обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. Аристотель призывал порабощать варваров силой, охотиться на них, как на диких животных.

    Аргументацию рабства "от природы" дополняют доводы экономического порядка. Рабство, с этой точки зрения, вызвано потребностями ведения хозяйства и производственной деятельности.

   Аристотель  выступал решительным противником  обобществления имущества. Частная собственность, подобно рабству, коренится в природе и является элементом семьи. Общность имущества он находил, кроме того, экономически несостоятельной, препятствующей развитию в человеке хозяйственных наклонностей. "Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим".

    Политический идеал Аристотеля — государство, в котором только закон есть сила, а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя, возникающая из сочетания олигархии и демократии, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.

«Идеальная форма – полития, где правит большинство в интересах общей  пользы».[2,с.40] Здесь доминирует средний элемент, то есть не  только  средний класс,  но  и умеренность во всем.

II. Политические идеи Древнего Рима. Общая характеристика.

    Политическая история Древнего Рима делится на два крупных периода: республику и империю. Римская республика просуществовала около пяти столетий, с 6 до 1 в. до н.э. На всех этапах она была рабовладельческой по своему историческому типу и аристократической по форме правления.

   Центральными органами республики были сенат, народные собрания, магистраты. Высшие органы занимались представителями узкого круга знатных фамилий. Им же принадлежали крупные земельные угодья.

   Рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития в римском обществе. Начиная с III в. до н.э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н.э.

   Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с политико-правовыми учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось не только тем, что идеологические концепции в этих странах формировались на основе однотипных социально-экономических отношений, но и глубокой преемственностью в развитии их культуры. Древний Рим, долгое время остававшийся на периферии Античного мира, вынужден был подтягиваться до уровня передовых полисов Греции, перенимать ее культуру. Завоевание Римом греческих полисов положило начало эллинизации римского общества, т.е. широкому распространению греческой культуры среди римлян.[3,с.209]

    Политико-правовые учения в Древнем Риме формировались на основе философских направлений, которые были перенесены из Греции. В своих наставлениях по философии римские мыслители обычно воспроизводили греческие учения, изменяя и приспосабливая их применительно к римским условиям. При разработке политических концепций римские авторы опирались на заимствованные из греческих источников представления о формах государства, о соотношении закона и справедливости, о естественном праве и др. Новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслителей заключались в том, что ими были выдвинуты идеи, соответствующие отношениям зрелого рабовладельческого общества. Можно выделить два круга идеологических представлений, в которых наиболее ярко проявилось своеобразие римской политико-правовой мысли.

   К первому из них следует отнести изменения в политической теории, обусловленные развитием отношений частной собственности и рабства. Возникновение крупной земельной собственности и концентрация богатства, которые сопровождались углублением социальных конфликтов, поставили господствующие классы перед необходимостью усилить правовую защиту имущественных отношений.

   Осознание этой потребности вызывало повышенный интерес к правовым средствам закрепления своего господства, порождало представления о том, что государство служит для защиты имущества и держится на согласии граждан относительно права. В произведениях сторонников рабовладельческой знати общим местом становятся определения раба как вещи, как «говорящего орудия» и т.п.

   Ко второму кругу следует отнести изменения в политической теории, отражавшие перестройку государственного механизма в эпоху империи, когда республиканская форма правления была заменена промонархическим режимом. Правящая верхушка отказалась в этот период от политических идеалов, которым следовала полисная аристократия. Для официальной идеологии Римской империи характерны идеи космополитизма, мирового владычества римлян, а также концепции неограниченной императорской власти и государственный культ правящего императора.[3,с.221]   

  1. Политико – правовые идеи Цицерона (106—43 гг. до н.э.).

     В римском рабовладельческом обществе господствующее положение занимала землевладельческая аристократия. Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон. Свое политико-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах "О государстве" и "О законах". В духе аристократических учений своего времени Цицерон настаивал на том, чтобы государственная власть была вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению «мирового божественного разума». Государство могло бы стать вечным, уверял мыслитель, если бы люди жили по заветам и обычаям отцов. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных интересов граждан.

    Цицерон признает равенство всех людей от природы и возможность достижения мудрости каждым, кто получит образование. Цицерон, говоря о народе в своем определении государства, имел в виду исключительно землевладельцев и крупных торговцев. Имущественные и социальные различия между людьми, с этой точки зрения, возникают не от рождения, а в силу установившихся в обществе отношений. "Частной собственности, – заявлял Цицерон, полемизируя с последователями Аристотеля, – не бывает от природы". Она возникает на основании либо давнишнего завладения, либо победы в войне, либо закона и соглашения. Положительно оценивая значение богатства и договоров в жизни общества, Цицерон приходит к выводу, что государство "держится на кредите".

   В трактовке Цицерона право выступает основой государства, его определяющим началом. Государство в таком понимании оказывается уже не только моральным сообществом свободных граждан, но и правовым сообществом. Предложенное Цицероном понятие государства сыграло значительную роль в последующем развитии политико-правовой теории.

   Ссылаясь на греческих мыслителей, Цицерон различает три основные формы государства: царскую власть – монархию, власть оптиматов – аристократию и власть народа – демократию. Среди них лучшей, по мнению Цицерона, является монархия. Наиболее совершенной и устойчивой формой правления Цицерон считал смешанное государство, сочетающее начала монархии, аристократии и демократии. Политический идеал Цицерона – аристократическая сенатская республика.

   Заслуга Цицерона состоит в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношения управляющих и управляемых: “Под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане”. Тем самым он заложил основы теории правового государства.

  1. Политико – правовые взгляды Аврелия Августина (354—430г).

   Заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии христианской церкви в эпоху рабовладения было учение епископа Аврелия Августина, прозванного православной церковью "Блаженный", а католической – признанного святым и учителем церкви. В его трудах изложены основные положения теократической доктрины, оказавшей глубокое и долговременное воздействие на политико-правовое учение церкви. Главной проблемой, занимавшей его было отношение церкви к государству, духовной власти к светской. Августин формулирует теократическую идею – преобладание власти Бога и Церкви над государством, примат духовной власти перед властью светской. Бог – высшая ценность[5,с.18]

    Светская и церковная власти различны, каждая из них обладает суверенитетом, независимостью. Но они должны оказывать друг другу поддержку: государство — защищать церковь от ее врагов, а церковь — воспитывать паству в духе лояльности к государству. В то же время, церковная власть — высшая, так как духовная сфера выше мирской.

    В произведении "О граде божием" Августин писал, что в мире существует два государства: "божий град"- церковь и "град земной"- государство. Церковь "странствует по земле, имея цель на небе", "церковь и теперь есть царствие небесное". Только к ней подходит определение государства, данное Цицероном, так как лишь в церкви – право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. Оправдание государства в том, утверждал Августин, что оно поддерживает земной, временный порядок, причем и тут государства разные: есть два вида земных царств. Одни - организации насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетворяют грех, несправедливость, насилие, "общество нечестивых". Другие царства - это "христианские государства", власть которых основана на заботе о подвластных.[3,с.244]

    Августин – один из первых церковников, призывавших насильственно приобщать к христианской церкви, вооруженным путем искоренять ереси.  Августин писал, что церковь теперь "не только приглашает к добру, но и принуждает к нему".  Источник зла – свободная воля людей, влекущая их от единства к множеству. В делах веры это очень опасно: "Прежде чем понимать, мы должны верить". Еретики хуже отравителей, они – враги единства. Коль скоро цель христианского государства – благо, государство, если неверие не поддается убеждению, должно "принуждать людей, а не учить".

   Он  выдвинул новый довод в обоснование рабства. Рабство не создано ни природой, ни правом народов – "имя рабства заслужила вина, а не природа". Источник рабства – прегрешение библейского Хама: "Грех – первая причина рабства, и это бывает не иначе, как по суду божию, у которого нет неправды". Источник рабства отдельных людей – военный плен, причем и это имеет оправдание, поскольку войны, по учению Августина, не противоречат божьим заповедям. Божественным установлением являются и частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых. Практически образцом этого идеала явилось рабовладельческое христианское государство, управляемое при участии духовенства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны. Оправдывая последние, Августин дал обстоятельное толкование заповеди "не убий". Его перетолкование свелось к тому, что "ее отнюдь не преступают те, которые ведут войны по полномочию от бога".

    Теократические идеи сформулированные и обоснованные в учении Августина, в определенной мере осуществились в Восточной Римской империи (Византии). Тесный союз церкви и государства, переплетение их механизмов создали теократическую империю, задержавшую распад рабовладельческого строя вместе с укреплением церковной организации.[5,с.47]

  1. Политические идеи Фомы Аквинского. (1224-1274гг.)

   Идея права активно использовалась как религиозной, так и светской политической мыслью. Созданием такой теории церковь обязана Фоме Аквинскому. «В конечном счете, всякая власть исходит от Бога» .[7, с. 13]

   Фома – первый схоластический учитель церкви. Он связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина) и философию Аристотеля, став признанным официальным философом католической церкви. Его политические взгляды изложены в работе “О правлении государей”, в комментариях к “Политике” и “Этике” Аристотеля.

Информация о работе Политические учения Древней Греции и Рима