Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:32, контрольная работа
Цель моей работы изложить теорию, сравнить и раскрыть сущность, и особенности политических режимов.
Данная работа подразделена две логические части. В первой части объясняется понятие термина «политический режим», его сущности и основных признаков. И дается классификация политических режимов и принципов их разделения на демократические и недемократические и небольшая сравнительная характеристика разных видов политических режимов.
Введение
Понятие политического режима.
Классификация политических режимов.
Сравнительная характеристика основных политических режимов.
Тоталитаризм.
Авторитаризм.
Тоталитаризм и авторитаризм.
Демократия.
Заключение
Следовательно, тоталитаризм как тип политического режима имеет такие черты:
данного режима;
будущего;
и оправдание любых форм насилия;
информационного пространства определенному политическому лидеру или партии.
Образцы тоталитарных политических режимов – власть А.Гитлера в Германии, Б.Муссолини в Италии, В.И.Ленина и И.В.Сталина в СССР, Мао Цзэдуна в Китае, Ф.Кастро на Кубе, Пол Пота в Камбодже. Многие историки утверждают, что без подобных лидеров не было бы и тоталитаризма, т.е. режима во главе с харизматической фигурой – «фюрера», «дуче», «вождем народа» и «великим кормчим». Это вело массы к культу личности и слепому поклонению властителю, который стремился не только к тотальному переустройству собственного государства, но и мира в целом. Известны развернутые планы такой перестройки мира: «Моя борьба» Гитлера, собрание сочинений Ленина и Сталина, цитатники Мао.[5]
Авторитаризм — форма власти, сосредоточенной в руках одного человека или в одном властном органе; проявляется в форме принуждения подчиненных к исполнению воли руководителя, сопровождается подавлением самостоятельности подчиненных.
Признаки авторитарного режима:
При авторитаризме в обществе могут иметься также институты, присущие демократии, но основными признаками, которые отличают авторитаризм от демократии, являются: преимущество в деятельности государственных органов метода администрирования (при авторитаризме редко применяется компромис по самым важным политическим проблемам); концентрация власти в руках одного или нескольких органов государственной власти; органы исполнительной власти имеют функции нормотворчества; суженность сферы гласности и выборности государственных органов. Общей чертой всех авторитарных государств является сильная исполнительная власть.
В зависимости от целей выделяются различные виды авторитаризма, например, авторитаризм стабилизационный, целью которого является сохранение существующего порядка, альтернативный, присущим странам, которые отвергли демократические основы развития общества. Зачастую авторитаризм встречается в странах, которые переходят от тоталитаризма к демократии.
Характерно, что при авторитаризме существует и гражданское общество, а в самом обществе четкой регламентации испытает преимущественно политическая сфера. При этом политическом режиме возможно наличие в обществе легальной оппозиции, и если при тоталитаризме необходимо постоянно доказывать режиму свою личную преданность и лояльность, то при авторитаризме преданность не обязательна - главное, чтобы граждане открыто не выступали против режима. При авторитаризме нет унифицированной идеологии. Вдобавок, по причине разрушения репрессивного аппарата и несформированности демократических институтов мобилизационные возможности его применения практически отсутствуют, а само общество характеризуется высшей степенью инертности, чем при других политических режимах. Несмотря на то, что правящие структуры открыты для различных группировок, власть при авторитаризме концентрируется в руках правящей элиты, избирательная система приспосабливается к решениям исполнительной власти, демократические принципы не становятся абсолютной ценностью, значительная власть находится в руках силовых структур, принципы законности и конституционности практически всегда искажаются. Некоторые ученые рассматривают авторитаризм как переходный режим от тоталитаризма к демократии. Авторитарными странами были в различные исторические периоды Советский Союз и Италия.
Авторитарный режим - это «компромисс» между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от Т. к Д., равно как от Д. к Т. Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическому признаку, а к демократии — по экономическому, т.е. люди, не имея политических прав, имеют всю полноту экономических прав.
| Тоталитаризм | Авторитаризм |
Харизма | Высокая | Низкая |
Роль лидера | Лидер как функция | Лидер как индивидуум |
Ends of power | Public | Private |
Коррупция | Низкая | Высокая |
Идеология | Присутствует | Отсутствует |
Ограничение плюрализма | Отсутствует | Присутствует |
Легитимность | Присутствует | Отсутствует[6] |
Понятие “демократия” употребляют для определения типа политической культуры, определенных политических ценностей, политического режима. В узком понимании демократия имеет только политическую направленность, а в широком - это форма внутреннего устройства любой общественной организации. Слово “демократия” в современном языке имеет несколько значений. Первое значение связано с этимологией, происхождением этого термина. “Демократия” переводится с древнегреческого как “народовластие” или, используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, “правление народа, избранное народом и для народа”.[7]
Основными признаками демократического политического режима является наличие конституции, которая закрепляет полномочия органов властей и управление, механизм их формирования, определяет правовой статус личности и принцип равенства перед законом, а также раздел власти на законодательную, исполнительную и судебную. Для демократии характерными являются свободная деятельность политических и общественных организаций, обязательная выборность органов властей, размежевание государственной сферы и сферы гражданского общества (последняя должна иметь свои формы активности и выражение), экономический и политический плюрализм (плюрализованной является также идеологическая сфера, запреты касаются лишь античеловеческих идеологий). При демократии форма мобилизации легитимная, политические решения всегда альтернативны, законодательная процедура четкая и сбалансированная, а властные функции имеют вспомогательный характер.
Демократия характеризуется сменой лидеров, лидерство может быть как индивидуальным, так и коллективным, но оно всегда имеет рациональный характер. Демократический режим характеризуется высоким уровнем общественного самоуправления, в отношениях между властями и обществом преобладает консенсус. Одним из главных принципов демократии является многопартийность, в политическом процессе всегда участвует и оппозиция, которая вырабатывает альтернативные политические программы и решения, выдвигает будущих лидеров.
При демократическом политическом режиме главная функция оппозиции - определение иных направлений развития общества и постоянная конкуренция в правящей элите. Существенными признаками демократии являются электоральные соревнования, возможность артикуляции интересов, нацеленность на консолидацию общества. При демократии государство существует ради граждан, а не наоборот, создаются условия для дальнейшего развития гражданского общества. Кроме всего вышеупомянутого, демократия и в политическом, и в общечеловеческом понимании уже является магистральным путем, своеобразным идеалом будущего развития общества и человеческой цивилизации в целом.
В зарубежной и отечественной политической науке относительно демократии исследуются функции государства, степень участия масс в управлении и тому подобных, разработано много теорий и моделей демократического развития.
Модель “элитарной” демократии создал В. Парето. Он утверждал, что с переходом общества к индустриальной стадии развития появится необходимость создания специального управленческого аппарата, без которого демократия невозможна. Актуальность модели В.Парето была доказана историческим развитием общества и отброшена лишь в 40-50-х гг. XX ст., когда в политической деятельности обосновался либерализм.
Плюралистическую модель демократии создал А.Бентли, основное содержание которой заключалось в том, что любые группы, которые имеют собственные интересы, влияют на власть, стараясь таким образом осуществить реализацию своих целей через политическую деятельность. Модель А.Бентли была отвергнута из-за опасности дестабилизации и паралича власти.
Главной чертой демократии Р. Даль считает постоянную реакцию правительства на потребности своих граждан. Эта реакция находится в прямой зависимости от трех прав (возможностей) граждан:
1) формулировать свои потребности;
2) информировать о своих интересах других граждан или правительство при помощи индивидуальных или коллективных действий;
3) иметь предпочтения (потребности), которые определяли бы деятельность правительства и не подвергались бы дискриминации из-за своего содержания или источника.
Демократия отличается от других режимов как степенью реализации гарантий или значительными размерами допустимой оппозиции (т. е. политической конкуренции), так и пропорцией населения, которое обладает правом контроля за деятельностью правительства и состязания с ним – правом участия в политической конкуренции.
Поскольку демократия имеет более двух указанных измерений, а также потому, что в мире нет полностью демократизированных систем, Р. Даль заменяет понятие «демократия» на более точный, по его мнению, термин – «полиархия».
Полиархия описывается Р. Далем как политический режим, характеризующийся следующими семью институтами:
1) выборные власти, облеченные правом контроля над правительственными решениями;
2) свободные и справедливые выборы, в которых редко встречаются злоупотребления;
3) избирательное право, распространяющееся практически на все взрослое население;
4) право всех взрослых граждан претендовать на избрание;
5) свобода выражения мнения;