Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:48, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать вопрос политических режимов, их сущность и сравнительный анализ. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:
- раскрыть понятие политического режима;
- изучить общее особенное в организации либерального и демократи

Содержание

Введение 3
1. Политический режим: определения и связь с политической системой общества 4
2. Демократические политические режимы 5
3. Авторитарные политические режимы 8
4.Тоталитарные политические режимы 10
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

К.р Политология.docx

— 25.70 Кб (Скачать)

                      

                                            ПЛАН

Введение                                                                                                                  3

1. Политический режим:  определения и связь с политической  системой           общества                                                                                                                   4

2. Демократические политические режимы                                              5                                                                                                       

3. Авторитарные политические режимы                                                    8

4.Тоталитарные политические режимы                                           10

Заключение                                                                                                     12

Список литературы                                                                                         13 

 

       ВВЕДЕНИЕ

      В настоящее время проблема политических режимов является предметом серьезных  научных дискуссий правоведов и  политологов. Характеристика данного  элемента формы государства позволяет  оценить уровень развития основополагающих политических институтов в стране, методов и средств осуществления  политической власти, наконец, соответствие механизмов политического управления современным международным стандартам демократического правления. В то же время значимость предмета нашего исследования в теоретическом аспекте, очевидная  необходимость изучения содержания этого государственно-политического  явления для практического осуществления  процесса демократизации государства, актуального для Республики Беларусь, требует создания специального понятийного  аппарата.

      Цель  данной работы – исследовать вопрос политических режимов, их сущность и  сравнительный анализ. Для достижения поставленной цели представляется необходимым  решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:

      - раскрыть понятие политического  режима;

      - изучить общее особенное в  организации либерального и демократического  режимов;

      - раскрыть понятие и основные  черты тоталитаризма;

      - исследовать специфические особенности  авторитарных политических режимов. 

      Основным  методом достижения поставленных целей  является изучение учебной литературы по политологии и конституционному праву отечественных и российских учёных.

 

1. Политический режим: определения и связь с политической системой           общества 

      В научной литературе существует большое  количество определений политического  режима. В государственно-правовой науке:

      Политический  режим – совокупность средств  и методов в осуществлении  государственной власти.

      В политической науке понятие политического  режима очень тесно связано с  категорией “политическая система” и рассматривается, как правило, только в связи с особенностями  развития и функционирования политических систем, хотя соотношение этих понятий  вызывает в политической науке существенные разногласия. Иногда их рассматривают  как синонимы. Иногда понятие политического  режима вообще не выделяют. Иногда политическую систему и политический режим  разводят довольно далеко друг от друга.

      Дать  универсальное определение политического  режима достаточно сложно. Определение, данное политологом Ж.Л. Кермонном: “Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период”.

      В научной литературе распространенным является подход, согласно которому политический режим представляет собой функциональный компонент политической системы. При  таком подходе политический режим  включает в себя методы, способы, направление  развития политических отношений. В  современном обществе - это конституционно-правовые принципы и структуры, институциональные  и политические нормы, - основные ценности, которые регулируют работу политической системы 

      Можно сказать, что политический режим - это  способ функционирования и взаимосвязи  основных элементов политической системы общества. Такое соотношение политической системы и политического режима напоминает принцип нотного ряда или мозаики, когда всего из семи нот или одинаковых маленьких фигурок можно сложить любую мелодию или любой узор. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы.

      Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений  об основных системах власти.  

2. демократические плитические системы:общая характеристика,разновидности и их особенности 

      В большинстве учебников по конституционному праву обычно выделяется лишь три  вида государственных или политических режимов - демократические, авторитарные и тоталитарные. В других специально выделяется дополнительно и либеральный  режим, что представляется более  правильным и последовательным. Если ограничиться лишь самым общим подразделением указанных режимов, то их можно подразделять на  демократические и недемократические. Но раз уж вторые разграничиваются на авторитарные и тоталитарные, выражающие различную степень их недемократичности, то, оставаясь последовательными, необходимо и демократический тип государственной  власти подразделить по степени демократичности  и на собственно демократический  и либеральный, или либерально-демократический.

      Вполне  естественно, что собственно, последовательно  демократический и либерально-демократический, либеральный государственно-политические режимы имеют немало общего в главном  и основном, что позволяет им относиться к одному и тому же демократическому типу государственной власти. В то же время между ними имеются и существенные видовые различия, которые требуют их научного разграничения. Поскольку либеральный режим в этой связи выступает как разновидность демократического типа государственно-политического властвования, постольку его можно именовать и либерально-демократическим.

      Демократический государственно-политический режим  характеризуется приверженностью  не только действительно демократическим  целям и ценностям, но и достаточно полному и последовательному  использованию соответствующих  способов и методов их достижения в процессе осуществления государственной  власти. Как показывает исторический и современный опыт, наиболее адекватной почвой для утверждения таких  режимов служат социально  ориентированная  экономика,  достижении сравнительно высокого, общего жизненного уровня населения, гражданское общество, реализация принципов  социальной справедливости и социального  согласия и др. Не случайно, что подобные режимы прочно утвердились и успешно  функционируют сегодня в индустриально  развитых странах, в то время как  даже в тех развивающихся странах, которые избрали в целом демократический  путь развития, применение принципов, форм и методов демократии оказывается  объективно ограниченным низким уровнем  экономического развития, нищетой основной массы населения, острыми социальными  конфликтами, чрезвычайно низкой общей  и особенно политико-правовой культурой  граждан. Это, конечно, не значит, что  среди развивающихся стран нет  и не может быть стран с демократическим  режимом. Но даже тогда, когда это  имеет место, речь может идти реально  чаще всего о либеральной, либерально-демократической  разновидности такого режима и лишь в отдельных случаях о становлении  собственно демократического режима. И в большинстве постсоциалистических стран происходит сегодня именно процесс становления подлинно и  последовательно демократических  государственно-политических режимов.

      Говоря  обобщенно, для демократического государственно-политического  режима свойственны ряд общих  сущностных черт при всем многообразии конкретных форм его проявления. Важнейшие  из них состоят в следующем.

      1. Признание и гарантированное  осуществление народовластия, суверенитета  народа в качестве фундаментальной  основы всей государственной  и политической системы страны.

      2. Законодательное закрепление и  гарантированное осуществление  основных общепризнанных прав  и свобод человека и гражданина, обеспечивающие подлинную и высокую  свободу, автономность и активную  самодеятельность граждан. 

      3. Связанность государственной власти  правом и законом, подчиненность  им ее органов, т. е. правовой  характер этой власти.

      4. Разделение и равенство ветвей  государственной власти - законодательной,  исполнительной и судебной, использование  системы разнообразных сдержек  и противовесов в процессе  их взаимодействия. Эти ветви  власти одновременно независимы  друг от друга и взаимосвязаны. 

      5. Политический плюрализм, обеспечивающий, в частности, многопартийность.

      6. Политический плюрализм и многопартийность, предполагающие свободу организации  и деятельности оппозиции, периодическую  легальную и легитимную смену  у руля государственной власти  представителей различных партий  и движений, беспрепятственное выражение  мнения оппозиционных сил по  вопросам правительственной политики  и государственного управления, уважительное отношение к нему  и учет его при принятии  государственной властью политических  и управленческих решений и  т.д. 

      7. Политический плюрализм и многопартийность, органично связанные и с необходимостью  обеспечения идеологической свободы  и идеологического многообразия, включая свободу агитации и  пропаганды, гласность, независимость  средств массовой информации  и т.д. 

      8. Широкое реальное участие граждан  в осуществлении государственной  власти, т. е. применение принципа  партиципации как способа реализации  обратной связи государства с  населением.

      9. Децентрализация государственной  власти и развитие местного  самоуправления, позволяющие обеспечить  вертикальное разделение власти  и предотвратить монополизацию  этой власти вверху в ущерб  среднему и низшему звену государственной  системы. 

      10. Крайне узкое, строго ограниченное  законом применение насильственных  способов и методов осуществления  государственной власти  

                               3.авторитарные политические режимы 

      Руководство различными сферами жизни общества при авторитаризме не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической  инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия не требует демонстрации преданности  со стороны населения, ей достаточно отсутствия открытого политического  противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни  общества, поэтому авторитаризм подавляет  основные гражданские права.

      Для того чтобы сохранить неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим производит циркуляцию элит не путем конкурентной борьбы на выборах, а кооптацией (волевым введением) их в руководящие структуры. В  силу того, что процесс передачи власти в подобных режимах происходит не путем установленных законом  процедур замены руководителей, а насильственно, эти режимы не являются легитимными. Однако, даже несмотря на то что они  не опираются на поддержку народа, это не мешает им существовать в  течение длительного времени  и достаточно успешно решать стратегические задачи. Примером эффективных с точки зрения проведения экономических и социальных реформ могут быть названы авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах арабского Востока.

      Авторитаризм  не оспаривает права на автономное, разнообразное самовыражение общества, его групп. Это дало основание X. Линцу  интерпретировать авторитаризм как  способ правления “с ограниченным плюрализмом”. Он определил авторитаризм как консервативный тип власти, который, будучи не в состоянии сегодня  лишить права голоса широкие массы  населения, прибегает с этой целью  к глобальному или избирательному запрещению партий и массовых организаций. Причем запрещаются те организации, которые нарушают социальное равновесие между государством, бизнесом, церковью и т.д. Разрешается деятельность тех сил, которые поддерживают существующий статус-кво 

Информация о работе Политические режимы