Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 23:12, контрольная работа
Цель моего реферата - разобраться в многообразии политических режимов, отличиях этого понятия от формы правления и формы государственного устройства, государственного режима. Рассмотреть основные политические режимы.
Начну с определения политического режима. В широком смысле слова политический режим характеризует реальное распределение политической власти и влияние в государстве и обществе. В этом значении он представляет собой определенный способ функционирования политической системы общества, который позволяет отличать одно государство от другого. В более узком значении слова политический режим характеризуется как совокупность способов и методов осуществления государственной власти (демократические и недемократические политические режимы).
В первой главе я дал определение понятию политического режима, разобрался в его сущности.
Введение………………………………………………………………………………………….2стр.
1. Сущность политического режима……………………………………………..3стр.
2. Классификация политических режимов……………………………………5стр.
3. Типы политических режимов…………………………………………………….7стр.
3.1. Тоталитаризм…………………………………………………………………………….7стр.
3.2. Авторитарные режимы……………………………………………………………..9стр.
3.3. Демократические режимы……………………………………………………….12стр.
Заключение………………………………………………………………………………………13стр.
Список используемой литературы………………………………………………….14стр.
При тоталитарном режиме государственная власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии, властной организации или военной хунте. Главой государства и правительства, как правило, пожизненно становится неподотчетный лидер, концентрирующий в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. Население страны практически отстраняется от участия в системе управления государством, поскольку представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права: в гитлеровской Германии, например, часть депутатов рейхстага, могла быть назначена непосредственно фюрером, тогда как остальные «избирались» нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше «эмиссарами» либо утрачивают самостоятельность.
С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур — армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического принуждения.
Для «идеального» тоталитаризма
наиболее характерна однопартийная
система или же существование
под жестким контролем
Характерная особенность
тоталитарного режима — отмена или
приостановка на неопределенный срок
действия конституции. При этом указы
Главы государства, распоряжения структур
исполнительной власти или армейские
директивы приобретают силу закона.
Демократические права и
3.2. Авторитарные режимы
Авторитарные режимы,
выражая интересы соответствующих
социальных слоев и групп, определенного
политического класса, обычно содействуют
развитию рыночных отношений в экономике
и социуме при общем
«Не допуская сильной оппозиционной политической деятельности, авторитарные режимы сохраняют известную автономию личности и общества в неполитических сферах. При авторитаризме, например, может отсутствовать строгий контроль со стороны властей над производством, образованием, культурой Вмешательство в экономику обычно носит ограниченный характер, может направляться как на поддержку национального капитала, так и олигархических групп, связанных с режимом».
Особую разновидность авторитаризма представляют политические режимы в некоторых государствах Арабского Востока, где и сегодня сохраняется традиционная форма правления — абсолютная или дуалистическая монархия. Для таких монархий характерно отсутствие или декоративный характер представительных органов, сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, занимающего трон в установленном порядке престолонаследия. Монарх обладает монопольным правом издания законов, по-своему усмотрению назначает и освобождает от должности чиновников, распоряжается средствами государственной казны. При этом население страны практически не оказывает влияния на законотворчество и не участвует в контроле за управлением.
Воздействие авторитаризма
на ход социального развития далеко
неоднозначно и обнаруживает немало
достоинств, наиболее ощутимых в экстремальных
ситуациях. Несомненно, авторитарная власть
обладает высокой способностью обеспечить
общественный порядок и в случае
необходимости сконцентрировать усилия
и ресурсы на решении таких
назревших проблем, как, например, осуществление
ускоренной экономической модернизации.
Однако в подобных условиях именно
отсутствие у граждан возможностей для
политического выражения своих разнообразных
интересов и становится наиболее уязвимой
стороной авторитарных режимов. Именно
об этом свидетельствует опыт Республики
Корея, о. Тайвань и других «новых индустриальных
стран», где после двух-трех десятилетий
быстрого экономического развития «конструктивный
потенциал» авторитаризма начинает исчерпываться
и, по-видимому, наступает время определенных
демократических реформ. Повышение образовательного
и культурного уровня населения ряда,
ранее экономически отсталых регионов
мира, рост численности среднего класса
и его политического сознания, растущий
поток информации и новых идей, усиление
международных контактов в условиях глобализации
— все это является стимулом к осуществлению
тех или иных демократических преобразований.
3.3. Демократические режимы
Понятие демократия
(от греч. demos и kratos — «народовластие»)
означает разновидность режима, власти
(государственной или
Демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культурой. «Характерные черты демократических режимов:
1) признание народа
в качестве источника власти:
выборность основных органов
власти и должностных лиц, их
подотчетность избирателям;
2) провозглашение
основных демократических прав
и свобод; равенство всех граждан
перед законом; легальное
3) построение государственного
устройства по принципу «
4) создание необходимых
условий для развития «
В современных условиях весьма распространена модель представительной, плюралистической демократии. В соответствии с ней в обществе преобладают мощные организованные группы, а правительство играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто само выступает как одна из таких групп. Каждая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации и достижению компромиссов, с тем, чтобы как можно полнее удовлетворить желания наиболее могущественных групп.
Современные демократические
режимы далеки от идеала. Они не исключают
возможности использования в
той или иной «экстремальной»
ситуации авторитарных методов властвования.
В любом демократическом
В современных демократических
государствах законодательство закрепляет
наличие у граждан тех или
иных прав и свобод, но не всегда определяет,
каким образом они будут
Мерилом действенности
демократического режима является обеспечение
прав и свобод человека и гражданина,
возможности участия людей в
политике, уровень и продолжительность
жизни населения, степень прогресса
и процветания общества.
Заключение
В первой главе своей работы я раскрыл сущность понятия политического режима, разобрался в отличиях от политической системы, государственного режима.
Во второй главе
показал пример классификации политических
режимов. Сделал вывод, что используя
указанные типологии, мы неизбежно
прибегаем к теоретической
В третьей главе мной были рассмотрены основные политические режимы: тоталитарные, авторитарные, демократические.
Таким образом, можно
сказать, что в мире происходит постоянная
эволюция политических режимов. Рассматривая
динамику их развития, можно отметить,
что в целом в современную
эпоху действует определенная тенденция
к увеличению числа демократических
режимов. Ряд режимов являются переходными:
от авторитарных к демократическим
или авторитарными с
Список используемой литературы: