Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Цель моего реферата - разобраться в многообразии политических режимов, отличиях этого понятия от формы правления и формы государственного устройства, государственного режима. Рассмотреть основные политические режимы.

Начну с определения политического режима. В широком смысле слова политический режим характеризует реальное распределение политической власти и влияние в государстве и обществе. В этом значении он представляет собой определенный способ функционирования политической системы общества, который позволяет отличать одно государство от другого. В более узком значении слова политический режим характеризуется как совокупность способов и методов осуществления государственной власти (демократические и недемократические политические режимы).

В первой главе я дал определение понятию политического режима, разобрался в его сущности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2стр.

1. Сущность политического режима……………………………………………..3стр.

2. Классификация политических режимов……………………………………5стр.

3. Типы политических режимов…………………………………………………….7стр.

3.1. Тоталитаризм…………………………………………………………………………….7стр.

3.2. Авторитарные режимы……………………………………………………………..9стр.

3.3. Демократические режимы……………………………………………………….12стр.

Заключение………………………………………………………………………………………13стр.

Список используемой литературы………………………………………………….14стр.

Работа содержит 1 файл

политология 3 курс.docx

— 40.22 Кб (Скачать)

При тоталитарном режиме государственная власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии, властной организации  или военной хунте. Главой государства  и правительства, как правило, пожизненно становится неподотчетный лидер, концентрирующий  в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. Население страны практически  отстраняется от участия в системе  управления государством, поскольку  представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права: в  гитлеровской Германии, например, часть  депутатов рейхстага, могла быть назначена непосредственно фюрером, тогда как остальные «избирались» нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше «эмиссарами» либо утрачивают самостоятельность.

С установлением  тоталитарного режима правящие круги  не только не скрывают, но и открыто  демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления  проводимому курсу. Значительно  активизируется деятельность и вмешательство  во все сферы общественной жизни  силовых структур — армии, полиции  и органов безопасности. В экономической  сфере, как правило, господствует монопольный  контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных  и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном  секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического  принуждения.

Для «идеального» тоталитаризма  наиболее характерна однопартийная  система или же существование  под жестким контролем нескольких партий и «официальных» профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных  партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены либо находиться в глубоком подполье, применяя нелегальные  методы борьбы, либо действовать в  эмиграции. Противники режима подвергаются полицейскому террору в том смысле, что для их заключения в тюрьму, концлагерь или физического уничтожения обычно не требуется даже формальных юридических процедур.

Характерная особенность  тоталитарного режима — отмена или  приостановка на неопределенный срок действия конституции. При этом указы  Главы государства, распоряжения структур исполнительной власти или армейские  директивы приобретают силу закона. Демократические права и свободы  граждан существенно ограничиваются, интересы личности оказываются подчиненными «высшим» интересам нации, общества или реализации какой-либо идеологической доктрины.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Авторитарные режимы

Авторитарные режимы, выражая интересы соответствующих  социальных слоев и групп, определенного  политического класса, обычно содействуют  развитию рыночных отношений в экономике  и социуме при общем директивном  контроле над ними. Эти режимы используют широкий ряд политических методов  и приемов сохранения своей власти и руководства обществом. Среди  них: создание соответствующей политико-правовой базы режима, использование государственных  ресурсов для обеспечения благоприятных  результатов выборов, формальный (или  направляемый) политический плюрализм, который выражается в том, что  власти прибегают к избирательному запрещению или временной приостановке деятельности некоторых партий, общественных объединений, профсоюзов и т.д. Характерен также контроль над основными  средствами массовой информации, которые  выступают апологетами режима.

«Не допуская сильной  оппозиционной политической деятельности, авторитарные режимы сохраняют известную  автономию личности и общества в неполитических сферах. При авторитаризме, например, может отсутствовать строгий контроль со стороны властей над производством, образованием, культурой Вмешательство в экономику обычно носит ограниченный характер, может направляться как на поддержку национального капитала, так и олигархических групп, связанных с режимом».

Особую разновидность  авторитаризма представляют политические режимы в некоторых государствах Арабского Востока, где и сегодня  сохраняется традиционная форма  правления — абсолютная или дуалистическая монархия. Для таких монархий характерно отсутствие или декоративный характер представительных органов, сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, занимающего  трон в установленном порядке  престолонаследия. Монарх обладает монопольным  правом издания законов, по-своему усмотрению назначает и освобождает от должности  чиновников, распоряжается средствами государственной казны. При этом население страны практически не оказывает влияния на законотворчество и не участвует в контроле за управлением.

Воздействие авторитаризма  на ход социального развития далеко неоднозначно и обнаруживает немало достоинств, наиболее ощутимых в экстремальных  ситуациях. Несомненно, авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечить общественный порядок и в случае необходимости сконцентрировать усилия и ресурсы на решении таких  назревших проблем, как, например, осуществление  ускоренной экономической модернизации. Однако в подобных условиях именно отсутствие у граждан возможностей для политического выражения своих разнообразных интересов и становится наиболее уязвимой стороной авторитарных режимов. Именно об этом свидетельствует опыт Республики Корея, о. Тайвань и других «новых индустриальных стран», где после двух-трех десятилетий быстрого экономического развития «конструктивный потенциал» авторитаризма начинает исчерпываться и, по-видимому, наступает время определенных демократических реформ. Повышение образовательного и культурного уровня населения ряда, ранее экономически отсталых регионов мира, рост численности среднего класса и его политического сознания, растущий поток информации и новых идей, усиление международных контактов в условиях глобализации — все это является стимулом к осуществлению тех или иных демократических преобразований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3. Демократические режимы

Понятие демократия (от греч. demos и kratos — «народовластие») означает разновидность режима, власти (государственной или общественной), которая избирается большинством народа (прямо или через представителей) в интересах его основных социальных групп и конкурирующих политических сил, реализуется при его определенном участии и косвенном контроле. «Наиболее емко и кратко суть идеального представления о демократии выразил  А. Линкольн, обозначив ее как «власть  народа, власть для народа, власть посредством  самого народа»». Сущность демократии состоит в том, что она представляет собой такую форму правления при посредстве народа, когда власть, как правило, осуществляется профессиональными политиками.

Демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах с устойчивыми  традициями демократии, либерализма  и плюрализма, активистской политической культурой. «Характерные черты демократических  режимов:

1) признание народа  в качестве источника власти: выборность основных органов  власти и должностных лиц, их  подотчетность избирателям; подконтрольность  и ответственность государственных  органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями;

2) провозглашение  основных демократических прав  и свобод; равенство всех граждан  перед законом; легальное существование  плюрализма во всех сферах  общества (эконономической, социальной, политической, информационной и  др.), наличие развитой дву- или  многопартийности;

3) построение государственного  устройства по принципу «разделения  властей»;

4) создание необходимых  условий для развития «среднего  класса», выступающего социальной  основой демократического режима, недопущение резких «разрывов»  в уровнях доходов различных  социальных и этнических групп,  создания механизмов их реального  доступа к материальным, духовным  и иным благам и ценностям  общества».[8]

В современных условиях весьма распространена модель представительной, плюралистической демократии. В соответствии с ней в обществе преобладают  мощные организованные группы, а правительство  играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто  само выступает как одна из таких  групп. Каждая группа действует в  собственных интересах, а правительство  способствует координации и достижению компромиссов, с тем, чтобы как  можно полнее удовлетворить желания  наиболее могущественных групп.

Современные демократические  режимы далеки от идеала. Они не исключают  возможности использования в  той или иной «экстремальной»  ситуации авторитарных методов властвования. В любом демократическом государстве  сохраняется аппарат принуждения  и насилия, который может быть использован для подавления массовых антиправительственных выступлений. Однако в условиях развитой демократии подобные действия властей достаточно редки. Обычно взаимоотношения государственных  институтов с гражданским обществом  основываются на пониманий того факта, что судьба «народных избранников» в конечном счете зависит от воли избирателей. И, для того чтобы получить или сохранить уже имеющиеся властные полномочия, необходимо заручиться поддержкой большинства населения, продемонстрировав преимущества не только своей программы, но и личных качеств по сравнению с оппонентами. На первый план выдвигается тактика политического маневрирования, успех которого во многом зависит от умения властей сыграть на общественном мнении, найти соответствующие способы снятия социальной напряженности и, несмотря на уступки в поисках достижения того или иного компромисса, контролировать экономическую и политическую ситуацию в стране.

В современных демократических  государствах законодательство закрепляет наличие у граждан тех или  иных прав и свобод, но не всегда определяет, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции  право на труд не является гарантией  от безработицы, а для того чтобы  воспользоваться свободой слова  или печати, необходимо располагать  определенной денежной суммой для оплаты эфирного времени или публикации объявления в прессе, не говоря уже  об издании собственной газеты. Средства массовой информации могут не только содействовать реализации права  на свободу слова, но и выступать  в качестве одного из инструментов воздействия на общество в интересах  наиболее могущественных социальных сил.

Мерилом действенности  демократического режима является обеспечение  прав и свобод человека и гражданина, возможности участия людей в  политике, уровень и продолжительность  жизни населения, степень прогресса  и процветания общества. 
 
 
 
 

Заключение

В первой главе своей  работы я раскрыл сущность понятия  политического режима, разобрался в  отличиях от политической системы, государственного режима.

Во второй главе  показал пример классификации политических режимов. Сделал вывод, что используя  указанные типологии, мы неизбежно  прибегаем к теоретической идеализации  потому, что всякий реально существующий политический режим представляет определенное сочетание двух противоположных.

В третьей главе  мной были рассмотрены основные политические режимы: тоталитарные, авторитарные, демократические.

Таким образом, можно  сказать, что в мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Рассматривая динамику их развития, можно отметить, что в целом в современную  эпоху действует определенная тенденция  к увеличению числа демократических  режимов. Ряд режимов являются переходными: от авторитарных к демократическим  или авторитарными с демократическими тенденциями развития. Для большинства  стран СНГ характерны переходные режимы с элементами формальной и (или) «управляемой демократии». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. Ирхин Ю.В. «Политология», Политология: учебник / Ю.В. Ирхин. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  2. Шамхалов Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учебник – М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2005. – 727с.
  3. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. . Политология.: Уч. пособие. – М.: Гардарики. 2005 – 474 с.
  4. Политология: Учебник/ Ю.В.Ирхин, Москва, 2006.
  5. Демилов А.И., Долгов В.М. «Политология» М. изд.2 , Гардарики, 2007
  6. Цыганков П. «Современные политические режимы: структура, типология, динамика». М.2005.
  7. Политические режимы // Электронная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wikipedia.org. Дата доступа – 16.10.2010.
  8. Божанов, В.А. Политология: мир современной политики / В.А. Божанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство деловой и уч. лит-ры, 2008. – 320 с.

Информация о работе Политические режимы