Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:56, доклад
В последнее время события, происходящие на российской политической арене вызывают особый интерес. После дезорганизации Советского Союза и ликвидации тоталитарной системы его бывшие республики так же попали в полосу тяжелого экономического кризиса, а в некоторых местах события доходили до открытых столкновений. В этих условиях надо ясно представлять роль партий в политической системе.
Введение.
1. Формирование политических партий и их функций.
1.1. Сущность, основные признаки политических
партий.
1 .2. Происхождение партий.
2. Структура и место партий в политическом процессе.
2.1 Институциализация партий.
2.2 Типология партий и партийных систем.
Заключение.
Список литературы.
1) Партии авангардного типа, появившиеся в ходе развития рабочего движения. Для них характерны повышенные требования к вступающим в партию, детальная регламентация деятельности и внутренней жизни партии, строгая партийная дисциплина и т. д. Главный объект их политики – трудящиеся массы, повседневная работа по их социальному просвещению и организации во имя торжества справедливости. С. Коэн считает, что если авангардная партия приходит к власти, она быстро становится частью административной системы, ее номенклатурой, действительно, история знает немало подобных примеров. Так, в силу причин объективного и субъективного характера в государствах
социалистического
выбора авангардные партии превратились
в ведущее звено командно-
2) Партии, предназначенные главным образом для избирательных кампаний (сбора средств для их проведения, выдвижения кандидатов, организации агитации в их поддержку и т. д.). Как правило, такие партии не имеют фиксированного членства, партийных билетов, обязательных членских взносов. Они формируются за счет добровольных пожертвований корпораций, частных лиц, общественных организаций и ассигнований из государственного бюджета. Таковы, например, две ведущие партии США – Республиканская и Демократическая. Их нельзя назвать организациями в строгом смысле этого слова, отмечают американские политологи Т. Р. Дайс и Л. Х. Цейглер. Чтобы к ним принадлежать, достаточно на выборах поддерживать их кандидатов. Как политические организации они активизируют свою деятельность в связи с проведением выборов в центральные и местные органы власти. Но поскольку такие выборы практически бывают каждый год, эти партии ведут работу почти постоянно на уровне своих немногочисленных органов управления.
3) Парламентские партии. Их основные функции схожи с задачами вышеназванных партий. Однако они более многообразны и охватывают весь спектр парламентской деятельности: разработку стратегии и тактики избирательных кампаний, программ, реализации которых они будут добиваться в органах власти; изучение общественного мнения об обстановке в различных регионах и в стране в целом, оценку формальных и неформальных лидеров; подбор и выдвижение кандидатов, их подготовку к участию в избирательной кампании, а затем и к деятельности в системе государственных органов; идеологическую и организационную работу по обеспечению победы кандидатов на выборах; решение технических и финансовых вопросов, связанных с выборами; организацию противодействия конкурирующим партиям и их кандидатам; контроль за деятельностью избранных депутатов и их фракций в парламенте, муниципалитетах и т. д. Парламентские партии имеют компактную организационную структуру и постоянно функционирующие органы управления. Принципы их внутренней жизни допускают существование различных течений и даже фракций. Этот вид партий характерен для многих стран мира. К парламентским можно отнести и большинство партий, возникших в последние десять лет в нашей стране. Их лидеры считают, что основную роль в парламентских партиях играют элита и фракция в парламенте. Члены же партий и даже активисты лишь обслуживают парламентские фракции. При этом сторонники такой точки зрения в нашей стране ссылаются на опыт зарубежных государств. Но их опыт говорит и о другом. Несомненно, в парламентских партиях компетентное и авторитетное руководство и фракция в органах власти несут на своих плечах значительную часть партийных функций. Вместе с тем у рядовых членов есть каналы для воздействия на политику элиты и парламентские фракции, если эта политика не отвечает их интересам. Это, например, неуплата членских взносов, выход из партии, саботирование мероприятий в поддержку ее кандидатов, участия в обсуждении на местах проектов программ, резолюций, подготовленных партийным руководством, а также разработка своих проектов документов для общенациональных конференций, съездов.
4) Партия-община или партия-клуб. Она представляет собой массовую организацию, объединяющую граждан не только по принадлежности к какой-либо политической платформе, сколько по общности взглядов, интересов, культурных запросов. В такую партию люди вступают, чтобы удовлетворить потребности в общении, обсуждении насущных, жизненно важных проблем с близкими по духу. К этой группе можно отнести организацию «зеленых», объединения защитников исторических памятников, «синих» (борются за коренное улучшение социальной экологии), всевозможные ассоциации, клубы по интересам. В последние годы происходит их политизация. Многие из партий-общин, или партий-клубов, становятся активными субъектами избирательных кампаний, участниками массовых политических акций. Например, в Германии «зеленые» объединили свои организации, официально провозгласили создание политических партий защитников природной и социальной экологии, которые активно включились в парламентскую борьбу.
5) «Карманные» партии – небольшие по численности организации, созданные, как правило, несостоявшимися лидерами «под свою» программу для реализации своих эгоистических устремлений. Подобные партии функционируют на уровне немногочисленного руководства и прежде всего самого лидера, не имея очерченной социальной базы. В них лидеры, писал политолог Р. Михельс, пользуются столь неограниченным влиянием, что влиять на членов партии можно только повлияв на лидера.
Можно привести примеры и других типологий политических партий. Так, М. Дюверже различал кадровые и массовые партии, в зависимости от возникновения выделяют партии парламентско-электорального происхождения и партии внепарламентские (предполагающие приобретение власти неконституционным путем); по месту в политической системе партии подразделяют на правительственные и оппозиционные и т. п.
Если говорить о современных тенденциях развития политических партий, необходимо отметить появление нового типа партий – «партия – хватай всех» («общенародная», «интерклассовая», «партия избирателей»). Партии этого типа стремятся при помощи неидеологизированной программы мобилизовать наибольшее число избирателей различной социальной и профессиональной принадлежности.
Механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление образует партийную систему. Партийные системы различаются в зависимости от числа включенных в них парий и их масштаба. Существуют два основных типа партийной системы: двухпартийная (США, Великобритания) и многопартийная. Для характеристики партийной системы в рамках тоталитарных режимов часто применяется термин «однопартийная система», однако это не совсем корректно, поскольку в странах, где действует только одна партия, партийная система как таковая отсутствует. В многопартийных системах либо доминирует одна партия, служащая стержнем коалиционных правительств (Франция, Италия), либо доминирующая партия отсутствует (Бельгия).
Характеризуя основные политические партии современной России, следует отдать предпочтение классификации по функционально-организационным критериям, поскольку особенности российской политической жизни таковы, что лишь парламентские партии поддаются однозначной идентификации, в то время как идеологические, социально-классовые признаки партии представляются достаточно размытыми. Другими словами, в России субъектом политики является лишь парламентская партия.
Итак, перечислим
основные парламентские партии России
– объединения, созданные для
участия в выборах в
Имея в виду эту цель, эффективность деятельности данных партий можно оценивать по итогам голосования 19 декабря 1999 года по партийным спискам на выборах в Государственную Думу, когда КПРФ получила 24,22% голосов избирателей, «Единство» – 23,37 %, ОВР – 12, 64 %, «Союз правых сил» – 8, 72 %, «Яблоко» – 6,13 % и «Блок Жириновского» – 6,08 %.
При этом длительно функционируют, т. е. имеют опыт образования парламентской фракции на основе партийных списков, прошедших в Думу в силу преодоления 5 % барьера, только три партии из вышеперечисленных.
Это КПРФ, «Яблоко»
и партия Жириновского, выступавшая
в 1995 году в качестве избирательного
объединения под названием ЛДПР
– Либерально-демократическая
В 1995 году лишь 4 партии преодолели 5 % барьер, четвертой был НДР («Наш дом – Россия»), возглавляемый премьер-министром В. Черномырдиным.
В 1999 году функцию
«партии власти», т.е. субъекта политики,
представляющего собой
То же самое
можно сказать и об идеологии
и социальной базе избирательного объединения
«Отечество – Вся Россия», которое
сыграло бы роль партии власти при
ином соотношении сил в
Сходны и идеологические
тенденции, присущие ОВР и «Единству»:
пропаганда «центризма», сознание того
факта, что ярко выраженная идеология
может отпугнуть хорошо социально
и идеологически
Можно сказать,
что ОВР и «Единство» иллюстрируют
в нашей классификации пример
«партия – «хватай всех», но только
с небольшой поправкой: «Единство»,
будучи «группой поддержки» В. Путина
– лидера, чей рейтинг связан
с позицией, занятой им в борьбе
с чеченскими экстремистами, сделало
акцент на идее национального возрождения
России, используя рост русского национального
самосознания. Под последним следует
понимать, во-первых, нарастающее в
последние годы недовольство значительной
части русского населения России
тем, что русские якобы находятся
в униженном положении по отношению
к представителям ряда других национальностей.
Это чувство рождается у
Использование националистических настроений в высшей степени свойственно и «Блоку Жириновского». В какой-то степени это тоже проправительственная партия, играющая роль оппозиции «партии власти» «для вида» (чтобы «партия власти» не выглядела монополистом в глазах избирателей), а на деле служащая ей опорой и дублером. Если оставить за скобками великодержавный шовинизм, своеобразно эпатируемый партией Жириновского, ей, как и другим проправительственным партиям, тоже свойственно отсутствие идеологии.
Ярко выраженной
идеологией обладает Коммунистическая
партия РФ. Она доминирует на левом
фланге политического поля России и
опирается на работников бюджетной
сферы. В предвыборной платформе
КПРФ изложена программа политического
развития страны, которая предполагает
достичь три главные цели: спасти
российский народ от вымирания, укрепить
государственную целостность
КПРФ была бесспорным победителем на Думских выборах 1995 года, она образовала крупнейшую фракцию в Думе (157 мандатов из 450). Однако даже в союзе с Аграрной партией России и фракцией «Народовластие» КПРФ не имела в Думе и простого большинства (212 мандатов из 450). Поэтому работа КПРФ строилась на компромиссной основе.
Характерен пример с ежегодно повторявшейся историей принятия бюджета. Правительство вносило свой проект бюджета, левые его блокировали, потом правительство шло на какие-то уступки, и левые голосовали за бюджет. А затем правительство просто не выполняло закон о бюджете, проводя ту политику, которую считало нужной. КПРФ терпела эту практику, боясь поставить вопрос о вотуме недоверия правительству, так как не хотела дать повод президенту распустить Думу, где левые были столь широко представлены. Оправданием такой тактики служил тот факт, что коммунисты все-таки добивались определенных результатов, связанных с увеличением финансирования промышленности, поддержкой сельского хозяйства, социальной сферы. Они блокировали ряд законопроектов, которые ущемляли интересы трудящихся. Без левых депутатов в Думе правительство «молодых реформаторов», возглавивших впоследствии «Союз правых сил», чувствовало бы себя куда более вольготно в проведении монетаристского курса по рецептам Международного валютного фонда.
«Союз правых сил» также стремится однозначно определиться как идеологическая партия, декларируя принцип, позволяющий строго сегментировать свой электорат: «основа экономического развития страны – частная собственность». Свою социальную опору правые видят в предпринимателях и квалифицированных специалистах.
Объединение «Яблоко» является старожилом на поле правоцентристских сил. Созданное накануне выборов 1993 года Г. Явлинским, оно вошло в состав Думы первого созыва, набрав 7,86 % голосов, а затем повторило свой успех на думских выборах 1995 года, получив 6,89 % голосов избирателей. Первоначально «Яблоку» был присущ центризм, свойственный проправительственным партиям: на президентских выборах 1996 года «яблочники» в конечном итоге поддержали Б. Ельцина, после выборов Явлинский не раз выражал готовность войти на определенных условиях в правительство Черномырдина. Но постепенно «Яблоко» все более и более дистанцировалось от правящего режима, понимая его растущую непопулярность в народе. Все эти годы «яблочники» проводили достаточно грамотную политику, выступая как партия «демократической оппозиции режиму».
Таким образом, в России на данный момент действует многопартийная система. Однако даже довольно цивилизованный вариант многопартийности порождает определенные трудности. Непрерывное противодействие оппозиции отвлекает внимание правящей партии на межпартийную борьбу. В свою очередь у оппозиционной партии вырабатывается стереотип преимущественно негативной оценки политики законодательных и особенно исполнительных органов власти. Нередко узкопартийный эгоизм заслоняет общегосударственные интересы, подталкивает партии на использование нежелательных методов и средств достижения своих целей. В результате происходит резкое обострение межпартийных отношений, они приобретают деструктивный характер.
Информация о работе Политические партии и их роль в жизни общества