Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:43, контрольная работа
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характер имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.
Легитимность означает признание населением данной власти, её права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Легитимность власти означает, что её поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.
Принципы легитимности могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.
Классификация типов легитимного политического господства М. Вебера
Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде". В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них3.
Традиционная легитимность
Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти.
Традиционная власть была
характерна для древних восточных
империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай),
для средневековой Европы. Традиционная
легитимность присутствует и в современных
политических системах. По своей мотивации
она схожа с отношениями в
патриархальной семье, где младшие
повинуются старшим. Поэтому, как считал
М. Вебер, полезно сохранять
В традиционном обществе М. Вебер выделял различные виды: геронтократическое (власть старейшин), патриархальное (власть вождя племени), патримониальное (власть монарха) и султанизм.
Харизматическая легитимность
В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления, распространен харизматический тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер.
Это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Соломон, Александр Македонский, Цезарь и др.). Элементы харизмы были у Ленина,
Сталина, Гитлера, Рузвельта, Черчилля.
Харизматический тип властвования
развивается в условиях, где нет
свободы, в революционных условиях.
Харизматический авторитет не связан
нормами или правилами. Он зависит
не столько от идей, сколько от приверженности
масс, их веры в особые качества вождя,
от их преклонения перед ним. Со своей
стороны, лидер полагает, что выполняет
"историческую миссию", поэтому
требует поддержки и
Разновидностью
Легальная или рационально-правовая легитимность
Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа господства являются: установление норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники – бюрократия. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Именно Вебер сформулировал основные требования к чиновникам, актуальные и по сей день:
1) лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу;
2) имеют твердо определенную компетенцию;
3) работают в силу контракта (на основе свободного выбора);
4) работают в соответствии со специальной квалификацией;
5) рассматривают свою службу как единственную или главную профессию;
6) подчиняются строгой, единой служебной дисциплине и контролю.
Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает свободно волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона, ограничение сферы деятельности государства.
Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Она предполагает строгое соблюдение законов всеми структурами общества, в том числе и государственными органами, доступ к политическим институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя.
Среди трех выделенных М. Вебером "чистых" способов легитимности власти — традиционного, харизматического и легального, приходится выбирать их двух последних.
Практика показывает, что к стабильной легитимности ведет лишь рационально-правовой способ, при котором доверие и уважение к власти основывается на признании законными ведущими к ней путей. В обществе формируется согласие относительно "правил игры" на политической арене. Такое согласие может стать основой стабильности режима.
Рационально-правовой способ предполагает высокую политическую культуру населения, определенное дистанцирование государства от общества. Поэтому большинство государств, возникающих революционным путем, на первом этапе основываются на харизме как на более простом способе. Для поддержания легитимности харизматическому режиму надо постоянно демонстрировать свою эффективность или проводить репрессии.
Существуют и другие типы легитимности, например, идеологическая легитимность. Её значение заметно возросло в связи с активным включением в политику широких слоев общества вследствие расширения их избирательных прав, образования партий, а также с развитием средств массовой коммуникации (телевидения, радио, газет, журналов и т.д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету народа.
Возможно также появление этнической легитимности, то есть формирование властных структур по национальному признаку. Этническая легитимность развивается при высокой активности лиц коренной национальности, манипуляции идеей национального государства. Этническая легитимность не имеет исторической перспективы, ибо ведущей тенденцией мирового развития является конституционный, рационально-правовой тип легитимности.
М. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики власти. Это своеобразный символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан и означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения.
Эти идеальные типы легитимности М. Вебер классифицировал с точки зрения мотива подчинения. На практике в чистом виде вышеперечисленные типы не существуют. Они перемешаны, взаимно дополняют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности.
Заключение
Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Власть представляет собой совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральное место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство — необходимый общественный институт.
Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.
Политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических является источником и основой этой политики, то есть власть - первооснова политики.
Список литературы
2. Зуев В.И. власть в системе политических категорий , Государство и право, 1992.
3. Унпелев А. Г., Политическая власть, демократия, личность, Москва, 1994.
4. Мухаев Р.Т., Политология, Москва, Издательство «ПРИОР», 1997.
5. Политология, Хрестоматия , под ред. М.А. Василика, Москва, Гардарики, 2000.
6. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии: Учебник. — Москва, Аспект Пресс, 2000.
7. Пугачев В.П., Соловьев А.И., Введение в политологию, учебник, Москва, Аспект Пресс, 2003.
8. Политология, учебник , под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторо-ва, Москва, Юрайт, 2005.
9. Конституция Российской
Федерации, Сибирское
1 Унпелев А. Г., Политическая власть, демократия, личность, Москва, 1994.
2 Конституция Российской Федерации, Сибирское университетское издательство, Новосибирск, 2004.
3 Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии: Учебник. — Москва, Аспект Пресс, 2000.