Политическая социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:26, реферат

Описание работы

Политология, или политические науки, в своем стремлении возродить себя как самостоятельную отрасль социального знания включают в себя обширный комплекс достаточно обширных знаний — от международных и правовых до прикладных политических исследований.
В каком же соотношении политическая социология находится с названными политическими науками, с одной стороны, и с социологией — с другой?

Работа содержит 1 файл

Политическая социология как наука.docx

— 36.61 Кб (Скачать)

    6) политических конфликтов;

    7) внешнеполитической деятельности;

    8) социально-политического прогнозирования. 

    Специальный раздел политической социологии должны составлять методы и процедуры исследования политических отношений, процессов, явлений. 

    Политическая  социология теснейшим образом связана  с другими науками: историей, социальной психологией, политологией, юриспруденцией. Ей свойственны те же функции, что  и социологии в целом. 

    Говоря  об основных направлениях научных исследований политической социологии, можно отметить в качестве таковых следующие: 

    1. Диагноз социально-политического  развития и социально-политических  ситуаций, определение показателей  политической стабильности общества, выявление условий и причин, вызывающих  “функциональные расстройства”  политической системы и нахождение  путей их преодоления. 

    2. Выявление и анализ политических  интересов социальных групп, движений, организаций, разработка путей  и способов обеспечения их  политического согласия. 

    3. Социально-политическая экспертиза  принимаемых решений. 

    4. Прогнозирование возможных политических  изменений, выявление зон политической  напряженности и предотвращение  возможных конфликтов. 

    5. Разработка технологии преодоления  кризисных ситуаций. 

    6. Определение путей выхода из  возникшего конфликта (внутри  страны или на международной  арене). 

    В целом в понятийный аппарат политической социологии входят такие понятия, как  “социально-политические процессы”, “социальный механизм власти”, “социально-политическая стабильность”, “политическое согласие”, “поддержание социального порядка”, “политическое взаимодействие”, “социально-политический конфликт”, “социально-политический кризис”, “политическое сознание”, “политическое поведение”, “политическое  движение”, “политическая позиция”, “лидерство”, “заинтересованная группа”, “оппозиция”, “политический интерес”, “политический риск”, “политический  экстремизм”, “политическая культура”, “политическое давление”, “политическая  идеология”, “политическое сотрудничество”, “электоральное поведение”. 

    Иначе говоря, есть понятия, которые разрабатываются  преимущественно в рамках политической социологии, и понятия, общие для  социологии, юриспруденции, политологии (например, государственный аппарат, политический процесс, политическая культура, политический конфликт и т. п.). 

    Что более актуально из того, чем занимается политическая социология? Какие проблемы политической деятельности и политических отношений приобретают сейчас наибольшую важность? В их числе можно назвать  следующие: 

    1. Социальные аспекты демократизации  общественной жизни, легитимность  власти.

    2. Социальное партнерство и достижение  политической стабильности.

    3. Реформы и методы деятельности  политических институтов в условиях  многопартийности.

    4. Власть и политическое участие  разных групп населения.

    5. Выборы и политическое поведение  масс.

    6. Социально-политические представления  и ценности разных групп населения,  их эволюция.

    7. Основные тенденции в массовом  политическом сознании.

    8. Механизмы власти, их социальная  обусловленность, тенденции изменения,  повышение эффективности работы  федеральных и местных органов  власти.

    9. Политическая культура как процесс,  ее социально-экономическая обусловленность.

    10. Показатели оценки социально-политической  ситуации, возможные пути ее оптимизации.

    11. Бюрократия, ее социальные источники  и границы влияния.

    12. Типология политических лидеров,  рейтинг их популярности.

    13. Политическое доминирование и  оппозиция.

    14. Социальная напряженность и политический  протест.

    15. Социальные истоки политических  движений и национальное самосознание.

    16. Политический экстремизм и сепаратизм.

    17. Политические партии и борьба  за власть.

    18. Политические конфликты и гражданское  согласие.

    19. Политический плюрализм и его  перспективы.

    20. Социально-политические аспекты  регионализации и федерализма.

    21. Политические элиты и децентрализация  власти. 
 

    Особую  значимость приобретают сегодня  проблемы политической стабильности общества и конструктивной направленности политической активности масс, их консолидация во имя  действительного решения назревших  проблем. 

    Сегодня возникают новые проблемы и коллизии, в частности, в связи с деятельностью  оппозиционных политических сил  и отношением к ним президента и правительства.  

    В структуре политической социологии одним из ее разделов должно быть изучение внешнеполитической деятельности. Это  объясняется прежде всего той ролью, которая отводится ей в решении проблем как выживания человечества, так и обновления общества.  

    В процессе осознания населением реальных внешних и внутренних угроз происходят изменения в общественной психологии и в общественном мнении, что так или иначе влияет на политическое поведение людей, усиливая потенциал протестных движений и общее недовольство. 

    Социально-политические представления являются основными  компонентами массового сознания, по которым можно судить о его  состоянии и господствующих в  нем тенденциях. Именно в них отражается нормативно-ценностный подход различных  групп населения (и населения  в целом) к деятельности политических институтов и организаций, всей политической системы, к принципам и нормам ее функционирования. Радикальные изменения  в системе политических ценностей, интересов, установок способны вызвать  состояние напряженности в политическом сознании, инициировать возникновение  “конфликтных потенциалов”. Своевременное  их обнаружение средствами социологии имеет не только научную, но и практически-политическую ценность. 

    Реальное  воздействие реформ на международную  обстановку предполагает постоянный научный  анализ происходящих изменений, в том  числе и в сфере массового  политического сознания. Знать и  правильно выражать то, что народ  сознает, было и останется важнейшим  условием успеха во всех сферах созидания  и прежде всего в процессе преодоления  затянувшегося системного кризиса. В этом также может и должна сказать свое слово политическая социология. 

    Иначе говоря, общие для социологов проблемы качества исследовательской деятельности актуальны и для специалистов в области политической социологии. Тем более на нынешнем этапе ее становления и развития. 

  1. Современный этап развития политической социологии
 

     Вторая  мировая война укрепила сложившиеся  в США, Англии, Франции и некоторых  других странах тенденции развития политической социологии. Американская традиция эмпирического изучения политики и общества стала распространяться по миру: многие ученые оказались под  влиянием ее представлений о политических интересах, институтах, механизмах, политическом процессе.

     Политическая  социология активно реагировала  на обозначившиеся во второй половине XX в. общественные явления. Воплощалась в жизнь идея дальнейшей демократизации политической жизни, получил распространение подход А. де Токвиля к государству как своего рода «консенсусу» верхов и низов относительно форм и техники властвования. Государство переставали рассматривать исключительно как орган господства имущих классов над неимущими, как орган подавления и угнетения. Расширялось социально-политическое пространство для действий гражданского общества, индивидов.

     К концу XX в. не только создававшиеся «снизу» объединения отдельных общин в штаты и федерации, но и государства с традиционно сильным центром видели в гражданском обществе свою опору. Избиратели формально стали главными субъектами принятия политических решений, особенно по распределению финансовых и иных ресурсов. Крупные социологи XX в. (Т. Парсонс, П. Бурдье, А. Шютц, Н. Луман, И. Валлерстайн, Н. Смелзер, У. Бек, Э. Гидденс и др.) в теориях, концепциях, определявших развитие мировой социологической мысли, широко использовали данные, полученные исследователями политической сферы.

     Укрепилась  убежденность ученых и практиков, что  XX век действительно является веком народных масс. Интенсифицировались и обрели новый уровень исследования общественного мнения и электоратного поведения граждан, действующих в политике субъектов личностей, партий (М. Дюверже), движений, политических групп. От социологического описания отдельных составляющих политического процесса ученые шли к анализу политических систем, в том числе к анализу компаративному. Углубленному анализу подверглись проблемы политических конфликтов (С. Липсет), прежде всего в парных терминах «конфликт-консенсус». При этом — в отличие от российской практики 1990-х годов — исследовались не только собственно «конфликты», сколько возможности их «разрешения». Симптоматично в этом смысле появление в 1974 г. международного «Журнала разрешения конфликтов». Социологи активно занялись изучением политической психологии, поведения индивидов, групп и масс в политических процессах.

     Кроме того, начались исследования общин, муниципалитетов  как механизмов подготовки и реализации политических решений и законов (С. Липсет). Новую роль стали выполнять средства массовой информации. Выступив в качестве важной составляющей политического процесса, четвертой власти в обществе, СМИ заняли одно из центральных мест в политической социологии. Результаты этих исследований становились частью законодательного процесса, например принятие в ряде стран актов, регулирующих «лоббизм».

     Совершенствовался инструментарий исследований. Идеи структурного функционализма Т. Парсонса, сформулированные до Второй мировой войны, легли в  основу формирования системного подхода, системного анализа социологами  политической практики.

     Научно-техническая  революция открыла перед политической социологией новые горизонты. Утвердились научные стандарты инструментария социологических исследований: размеры выборок; наряду с опросами изучение документальных досье; контент-анализ печатных изданий и документов; стандартизированные интервью; фокус-группы; эксперименты и др. Так, в 1947 г. Ф. Мереи (США) провел эксперимент с группой детей дошкольного возраста, позволивший установить прирожденные способности к лидерству в группах и формы реализации этих способностей.

     Компьютеризация исследовательских центров, специализированные банки данных, Интернет и информационные сети повысили производительность труда  научных работников, точность производимых замеров, технологий и инструментария полевых исследований. Выросло их число, появились возможности компаративных  исследований по стандартным программам в ряде стран, четкого выявления  специфики и общего в политических процессах и явлениях разных стран. Использование компьютеров и  пакетов ЭВМ-программ позволило активнее включать данные социологии в прогностику и футурологию. Электронные средства связи придали социологии еще более заметную роль в политической повседневности и политических процессах.

     Экспертные  оценки, полученные с участием политических социологов, стали учитываться и  при реализации социальных и иных государственных программ. Таким  образом, политика находится в диалоге  с науками об обществе.  

  1. Заключение
 

     Центральное место в политической социологии во все большей мере начинает занимать человек, в том числе человек  политический, и как член групп, сообществ  и организаций, включая политические, и через сознание и поведение  человека в политике. В условиях демократии политическая социология за точку отсчета берет индивида, вследствие чего значимость последнего как объекта познания возрастает.

Информация о работе Политическая социология как наука