Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:41, реферат
По аналогии с процессом социализации Политическая социализация понимается как оснащение индивида опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре. В ходе взаимодействия личности с политической системой происходит два ряда процессов. С одной стороны, система самовоспроизводится, рекрутируя и обучая новых своих членов. Политическая социализация играет в этом процессе роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике
Введение стр.2
1. Особенности индивида как субъекта политики стр.3
2. Понятие и сущность политической социализации стр.5
3. Типы политической социализации стр.9
4. Этапы политической социализации стр.10
5. Агенты политической социализации стр.11
Заключение стр.14
Список использованной литературы стр.17
Введение
1. Особенности индивида как субъекта политики
стр.3
2. Понятие и сущность политической социализации
стр.5
3. Типы политической социализации
4. Этапы политической социализации
5. Агенты политической социализации
стр.11
Заключение
Список использованной литературы
Политическая социализация [греч. politika
— искусство управлять и лат. socialis — общественный]
— процесс включения индивида в политическую
систему. По аналогии с процессом социализации
Политическая социализация понимается
как оснащение индивида опытом предыдущих
поколений, закрепленным в политической
культуре. В ходе взаимодействия личности
с политической системой происходит два
ряда процессов. С одной стороны, система
самовоспроизводится, рекрутируя и обучая
новых своих членов. Политическая социализация
играет в этом процессе роль механизма
сохранения политических ценностей и
целей системы, дает возможность сохранить
преемственность поколений в политике.
С другой стороны, требования системы
переводятся в структуру личности, интериоризуются
последней. В результате политическая
социализация формируются политическое
сознание и политическое поведение личности,
происходит становление личности как
гражданина. При этом понятие "Политическая
социализация" шире, чем "политическое
воспитание" или "просвещение",
так как оно включает в себя не только
целенаправленное воздействие наличности
доминирующий идеологии и политических
институтов, но и стихийные влияния, и
собственную активность индивида.
Личность обладает способностью выбирать
из предложенного ей набора политических
позиций те, что отвечают ее внутренним
предпочтениям и убеждениям. Механизмы
Политической социализации функционируют
на нескольких уровнях взаимодействия
человека с политической системой.
Основной целью контрольной
работы является изучение механизма
и раскрытие сущности политической социализации
личности. Исходя из поставленной цели,
сформулированы следующие
основные задачи:
- изучение особенностей личности как
субъекта политики;
- определить понятие и сущность политической
социализации;
- проанализировать основные типы политической
социализации;
- охарактеризовать основные этапы политической
социализации;
- изучить функционирование агентов политической
социализации.
1. Особенности индивида
как субъекта политики
В своем реальном,
повседневном выражении политика всегда
представляет собой совокупность различного
рода действий (акций) и взаимодействий
(интеракций) конкретных
субъектов (акторов) в сфере их конкурентной
борьбы за государственную власть. Чаще
всего в качестве критериев выделения
политических субъектов называются либо
их конкретные действия в данной сфере,
либо степень их реального влияния на
принятие политических решений и их реализацию
и государственную политику в целом, либо
степень их организационной оформленности.
Если же руководствоваться наиболее широким
и прагматичным подходом, то под субъектами
(акторами) политики можно понимать всех
тех, кто принимает реальное участие во
властном взаимодействии с государством,
независимо от степени влияния на принимаемые
им решения и характер реализации государственной
политики. Каждый из действующих субъектов
способен применять специфические способы
и методы воздействия на центры принятия
политических решений, а следовательно,
обладает и собственными возможностями
влияния на власть и относительно самостоятельной
ролью в формировании и развитии самых
разных политических процессов. Как известно,
в политике действует множество всевозможных
субъектов. Однако к основным можно отнести
лишь субъекты трех типов: индивидуального
(микроактора), группового (макроактора)
и институционального (организационного
актора).
Роль индивида в политике
крайне специфична. По сути дела, олицетворяя
статус человека как относительно самостоятельного
и свободного существа, чьи интересы и
возможности так или иначе противостоят
обществу и государству, индивид (личность)
символизирует смысл и ценность любой
коллективной деятельности. В этом плане
отношения государства и индивида выражают
отношения власти и человека — этих двух
противоположных начал социальной жизни
и двух самостоятельных источников общественной
власти.
Организуя совместную жизнь людей, государство
тем не менее всегда выступает как начало
подавления и принуждения людей к поддержанию
определенных политических порядков и
форм поведения. Государство — это символ
повиновения и принуждения человека к
обязательному для него поведению и в
этом смысле является агентом неизбежного
ограничения его свободы и прав. Со своей
стороны, индивид выступает как начало
свободного и естественного волеизъявления.
Имея определенные притязания к государству,
связывая с ним возможности реализации
своих интересов и перспективы, человек
все же остается тем существом, которое
обладает собственной программой жизнеутверждения
и самовыражения. И если государство способно
избрать любой путь своей эволюции, то
человек всегда будет стремиться к защите
собственного достоинства и свободы, счастья
и жизни.
Государство и индивид
взаимодействуют между собой как два
взаимосвязанных и одновременно в известной
степени взаимооппозиционных начала социальной
жизни. Каждый из них не только обладает
различными правами и возможностями, но
и олицетворяет два различных источника
и принципа организации власти в обществе.
Конечно, человек и власть меняются, меняются
и их интересы, а главное — возможности
в преобразовании социума. И все же сложившаяся
практика говорит о том, что принципиальные
отношения между ними сохраняются. Государство
остается внешней для индивидуальной
жизни силой, обладающей по отношению
к личности важнейшими принудительными
прерогативами, правами и полномочиями.
Однако и человек в ряде демократических
стран становится высшей социальной ценностью
политических отношении, направляя государственною
политику
2. Понятие и сущность
политической социализации
Стабильное функционирование
политической системы общества, сохранение
целостности социального
В современной политической науке не существует
общепринятого представления о содержании,
длительности и стадиальности процесса
политической социализации. Чаще всего
под политической социализацией понимают
процесс усвоения индивидом выработанных
обществом политических ориентаций, установок
и моделей политического поведения, обеспечивающих
его адекватное участие в политической
жизни общества.
Важнейшей функцией
политической социализации является
достижение личностью умения ориентироваться
в политической системе, выполнять там
определенные функции. В противном случае
человек не может эффективно отстаивать
свои социальные и политические интересы.
Политическая социализация представляет
собой весьма сложный процесс взаимодействия
индивида и политической системы. С одной
стороны, политическая социализация включает
целенаправленное воздействие политической
системы на индивида и представляет процесс
передачи индивиду существующих в обществе
политических ориентаций, ценностей и
моделей политического поведения.
С другой стороны, политическая социализация
включает и собственную активность индивида,
то есть преобразование предлагаемых
обществом норм политической культуры
в свои собственные ценности и установки.
В этом отношении влияние политической
системы на политическое формирование
личности в некоторой степени зависит
от внутренних убеждений индивида.
Обычно выделяют три
основных уровня политической
социализации.
На социальном уровне (всего общества
в целом) на политическое формирование
личности определяющее значение оказывают
социально-экономические и политические
отношения, уровень политической культуры.
На социально-психологическом уровне
политические ценности передаются индивиду
большими и малыми социальными группами,
к которым он принадлежит. На внутриличностном
уровне в качестве механизмов политической
социализации выступают психические особенности
субъекта - мотивы, ценностные ориентации,
установки, которые управляют поведением
личности в политике.
Основные факторы
политической социализации
Политическая социализация – это процесс
усвоения человеком опыта, норм и традиций
политической культуры. Это часть общей
социализации личности, ее приобщения
к социальному опыту, становления членом
общества. В процессе политической социализации
формируется политическое сознание личности,
ее установки, вкусы, предпочтения в сфере
политической жизни.
На политическую социализацию личности
оказывают влияние разнообразные факторы.
В качестве основных среди них, можно
выделить следующие:
- усилия политической системы по политическому
просвещению и вовлечению граждан в политическую
жизнь; это – социализирующее воздействие
образовательных учреждений, влияние
официальной пропаганды, пропаганды политических
партий и движений, влияние средств массовой
информации;
- стихийное влияние на политическое сознание
и поведение личности социальной и политической
практики на макроуровне – международных
и внутриполитических реальностей, глобальных
проблем современности, экономической
и социальной ситуации, отдельных политических
событий;
- влияние микросреды – семьи, школы, круга
формального и неформального общения,
отдельных личностей; в молодежной среде
существенное значение имеют неформальные
группы и молодежная субкультура в целом;
- личное участие индивида в общественно-политической
жизни, его собственный социальный опыт.
В процессе практической политической
активности происходит переход полученных
знаний в убеждения, их проверка личным
опытом.
Институты политической социализации
принято подразделять на политические
и неполитические. К первым относят
государственные и специализированные
политические институты, партии, организации
и движения. Ко вторым – семью, систему
образования, работу, круг неформального
общения, церковь, средства массовой информации.
Политическая социализация личности начинается
в раннем детстве и продолжается всю жизнь.
В самом общем виде в ней можно выделить
два этапа. Первый этап – это становление
личности, ее формирование в качестве
гражданина и получение права участия
в выборах. На этом этапе происходит накопление
политических знаний, усвоение основных
политических ценностей и ориентаций.
На втором этапе политическая социализация
продолжается уже с подключением опыта
собственной политической практики, освоением
новых социальных и политических ролей.
В дальнейшем для разных индивидов этапное
значение могут иметь переломные моменты
в динамике общественно-политических
изменений, повороты собственной политической
судьбы и т.п.
С результатами политической социализации
тесно связано политическое участие граждан.
Под этим понятием подразумевается участие
в политике автономных, частных граждан,
не являющихся политическими лидерами
или функционерами властных или партийных
структур. Политическое участие предполагает
преодоление отчуждения личности от власти
и политики, ее активное вовлечение в политический
процесс. Развитие добровольных, демократических,
законных форм политического участия
считается важным показателем демократичности
политической системы.
Вместе с тем проблема оптимальной меры
участия рядовых граждан в политической
жизни (особенно в сфере политико-властных
решений) по-разному решается в современных
концепциях демократии. Сторонники элитарной
демократии исходят из того, что управление
современным обществом требует высокого
профессионализма и компетентности, поэтому
необходимо свести к минимуму давление
рядовых граждан и их организаций при
принятии решений органами власти. Сторонники
расширения демократического политического
участия рассматривают его как одну из
основных ценностей демократического
общества, как способ самовыражения и
самореализации личности, как средство
легитимации политической власти, защиты
от бюрократизма и чрезмерного централизма.
Политическая активность граждан в
демократическом обществе проявляется
в основном в участии в голосовании на
выборах представительных органов государственной
власти и выборных должностных лиц на
местном и общенациональном уровнях, в
референдумах, в участии в местном самоуправлении.
В ходе предвыборных кампаний большое
число граждан вовлекается в различные
формы практической активности – сбор
подписей, встречи с кандидатами, митинги
и т.д. Демократические конституции предусматривают
и различные формы прямого давления граждан
на органы власти при принятии решений,
в частности, законные формы демонстраций,
митингов, сбора подписей под петициями,
непосредственные контакты с официальными
лицами.
Политическая активность граждан различна.
В стабильном демократическом обществе
она в наибольшей степени проявляется
в деятельности политических лидеров,
функционеров и активистов политических
партий. Основная масса населения проявляет
умеренный интерес к политике и ограничивается
голосованием на выборах и эпизодическим
участием в мероприятиях местных органов.
Определенная часть граждан по различным
причинам проявляет политическую апатию
и, как правило, не участвует в политической
жизни.
Резкое повышение политической активности
происходит в периоды политической нестабильности.
Однако такая активность носит нередко
деструктивный характер и может быть признаком
общественного кризиса.
3. Типы политической
социализации
В зависимости
от характера взаимодействия политической
системы и индивида выделяются различные
типы политической социализации. Обычно
рассматривают четыре типа политической
социализации: гармонический,
плюралистический, конфликтный,
гегемонистский.
Гармонический тип социализации отражает
психологически нормальное взаимодействие
индивида и властных институтов и характеризуется
рациональным уважительным отношением
личности и политической системы. Такой
тип предполагает наличие культурно-однородной
среды, зрелых демократических традиций
и гражданского общества.
Плюралистический
тип политической социализации отличается
опосредованным характером взаимодействия
личности с политической системой. Значительное
количество разнородных политических
субкультур обусловливает первоначальную
политическую социализацию индивида в
рамках определенной социальной группы.
Тем не менее, подобное многообразие не
препятствует достижению в обществе консенсуса
на основе признания всеми участниками
политического процесса либерально-демократических
ценностей.
Конфликтный тип политической социализации
формируется на основе межгрупповой борьбы
и противостояния. Приверженность индивида
интересам своей группы затрудняет достижение
консенсуса с другими гражданами и властью.
В таких обществах, как правило, высока
степень политического насилия, жесткой
борьбы между носителями разных политических
субкультур.
Гегемонистский тип характеризуется
негативным отношением индивида к любым
социальным и политическим системам за
исключением собственной. Такой тип формирует
политическую культуру личности исключительно
на ценностях одной социальной группы,
религиозной системы или политической
идеологии. Гегемонистский тип обычно
характерен для закрытых политических
систем (КНДР, Куба), которые антагонистичны
в отношении иных ценностей.
4. Этапы политической социализации
Политическая
социализация осуществляется на протяжении
всей жизни человека. В зависимости
от отношения индивида к политическому
процессу (личное участие или неучастие)
обычно выделяют три основных этапа
политической социализации личности.
"Допартиципаторный" - индивид еще
не принимает личного участия в политическом
процессе. Данный этап охватывает период
ранней дошкольной фазы дотрудовой стадии
общей социализации и частично фазу школьного
обучения. Для него характерна преимущественно
"первичная" политическая социализация.
Именно в это время закладываются основы,
усваиваемой индивидом политической культуры.
В свою очередь, этот этап подразделяется
на ряд последовательно сменяющих друг
друга стадий.
Американские политологи Д.Истон и Дж.Деннис
выделяют четыре таких
стадии: "политизации", "персонализации",
"идеализации" и "институализации".
Первая из них, охватывающая примерно
первые пять лет жизни ребенка, характеризуется
тем, что у индивида формируется осознание
политической власти как более важной,
чем власти родителей. В этом возрасте
информацию о политике ребенок получает
преимущественно от родителей. На второй
стадии политическая власть ассоциируется
в сознании ребенка через фигуры как крупных
политических лидеров общенационального
масштаба (президент, премьер-министр,
лидеры крупнейших политических партий),
так и лиц, олицетворяющих власть в повседневной
жизни (полицейский). Третья стадия характеризуется
образованием на основе сложившихся ассоциаций
уже более устойчивого эмоционального
отношения к политической системе. В рамках
четвертой стадии ребенок переходит от
персонифицированного представления
о власти к институциональному, то есть
к восприятию власти через обезличенные
институты (государственные структуры,
партии), что свидетельствует об усложнении
его политических представлений и переходу
к самостоятельному ведению политики.
Особенность первичной социализации заключается
в том, что человеку приходится адаптироваться
к политической системе и нормам политический
культуры, еще не понимая их сущности и
значения. Поэтому усвоение норм политической
культуры в рамках этого этапа происходит,
прежде всего, на эмоциональном уровне.
5. Агенты политической социализации
Передача политических
ценностей, установок и моделей политического
поведения осуществляется посредством
воздействия на индивида конкретных людей
и формальных институтов, получивших название
агентов политической социализации.
Агенты политической социализации подразделяются
на политические и
неполитические. В реальной жизни действие
политических и неполитических агентов
политической социализации тесно переплетается.
На первом этапе политической
социализации важнейшую роль играет
семья, которая формирует у ребенка психологическую
основу политических ориентаций, установок
и моделей политического поведения. Именно
семья на долгое время остается основным
источником социализирующей информации.
В странах с довольно стабильной политической
системой (США, Великобритания) существует
сильная корреляция политических ориентаций
детей и их родителей. Воспитываясь в семье,
ребенок рано входит в контакт и с другими
агентами политической социализации.
Сначала это детские дошкольные учреждения,
а затем и школа, которая играет не менее
важную роль, чем семья в процессе политического
становления личности.
Школа не только дополняет, но и в чем-то
может перестраивать политическую информацию,
полученную ребенком в семье. В школе политическая
социализация осуществляется по двум
направлениям. Во-первых, прямая политическая
социализация через преподавание гуманитарных
дисциплин, где рассказывается о принципах
политического устройства страны, объясняются
права и обязанности граждан. Во-вторых,
латентная, опосредованная. Место школы
в процессе политической социализации
личности в значительной степени определяется
характером политической системы общества.
Американская школа, например, воспитывает
молодых американцев в духе "американской"
исключительности и мессианизма. В то
же время учащиеся американских школ с
детства ориентируются на достижение
согласия в сфере внутриполитических
отношений. В Китае с ранних лет детей
в школе воспитывают в духе безоговорочного
уважения к политическим лидерам, официальной
идеологии. Формирование подобных политических
установок крайне важно для воспроизводства
господствующей в обществе политической
культуры и обеспечения стабильности
функционирования политической системы.
Важнейшим агентом политической социализации
является внесемейное ближайшее окружение,
персонифицированное в друзьях, группе
сверстников. В определенных ситуациях
воздействие этого агента может быть сильнее,
чем семьи и школы.
Подобное влияние является одним из источников
девиантного политического поведения.
В современном мире уже на первом этапе
политической социализации важнейшим
агентом политической социализации являются
средства массовой коммуникации (СМК):
пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись,
компьютерные сети. Средства массовой
коммуникации выполняют задачу внедрения
норм господствующей политической культуры
в сознание человека. Наиболее сильное
влияние на политическое становление
личности оказывают телевидение и радио.
Вместе с тем СМК могут быть использованы
и для политического манипулирования
- скрытого управления политическим сознанием
и поведением людей с целью принуждения
их действовать вопреки собственным интересам.
CМИ воздействуют на процесс формирования
общественного мнения по наиболее важным
и актуальным политическим проблемам.
Второй этап политической
социализации – партиципаторный - начинается
еще на дотрудовой стадии общей социализации
и по существу охватывает несколько циклов
человеческой жизни - овладение профессией,
служба в армии, трудовая деятельность,
создание семьи. В целом ряде стран учащиеся
старших классов и студенты принимают
участие в политической жизни общества.
Это довольно сложный период становления
личности. В этом возрасте происходит
осознание собственного "Я" как осмысления
своего места в жизни, сопровождающееся
подчеркнутым стремлением к независимости
и самостоятельности, непослушанием взрослым,
в том числе и родителям. В результате
выстраивается параллельная система ценностей,
не пересекающаяся с взглядами родителей,
а частично и с взглядами сверстников.
Для этого этапа характерна так называемая
"вторичная" политическая социализация.
Ее особенности заключаются в том, что
индивид уже освоил приемы переработки
информации и модели политического поведения
и способен противостоять групповому
воздействию. Поэтому главную роль начинает
играть так называемая обратная социализация,
которая характеризуется тем, что человек
сам может выбирать и усваивать определенные
политические ценности и установки. Таким
образом, индивид становится субъектом
собственной политической социализации.
В силу этого вторичная политическая социализация
выражает непрерывную само коррекцию
человеком своих ценностных представлений,
предпочтительных способов политического
поведения. На партиципаторной стадии
число агентов политической социализации
расширяется. В формировании политических
взглядов индивида важную роль начинают
играть политические партии и движения,
общественные организации, церковь, деловые
круги, армия.
Третий этап политической
социализации - постпартиципаторный
- начинается у разных индивидов и социальных
групп в различные периоды жизни, чаще
всего в пенсионном возрасте. Он характеризуется
значительным ослаблением политической
социализации. В этом возрасте люди, если
не происходит каких-либо экстраординарных
событий в личной жизни или в жизни общества,
обычно не меняют сложившихся и устоявшихся
политических взглядов.
Информация о работе Политическая социализация понятие, этапы, основные типы