Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:42, контрольная работа
Политическая символика - неразделима ни с политикой вообще, ни идеологией в частности. Можно насчитать более 60 определений символа, они настолько многообразны, что напоминают спор об определении бога (божества тоже являются своеобразными символами, в том числе, и политическими).
Отмечу, что генетически, от греков, понятие символа было связано с идентификацией некоторой общности. И потому являлось общественно-политическим понятием, образуя возможность создания политической символики, как совокупности выразительных средств, придающих политической жизни, её действу, различным формам материализации политики явно понятный, или, наоборот, скрытый смысл
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….….3
Классификация политической символики………………………….……..4
Отношение общества к политическим символам…………………………7
«Национальная идея» и официальная символика российского государства…………………………………………………………………....15
Заключение…………………………………………………………………20
Список литературы……………………………
Следует отметить, что
политические символы, обладают свойствами
взаимного притяжения, остаётся только
умело их соединять. Так, политические
манифестации часто бывают приурочены
к какой-нибудь памятной дате, их проводят
возле значительных архитектурно-скульптурных
ансамблей, используя наглядно-агитационные
и ритуально-процессуальные средства,
музыку, транспаранты с условно-графической
символикой. И обстановка благоприятствует
внедрению в сознание людей символических
форм идеологии, рекрутированию новых
членов в те или иные организации. При
этом, политическая символика, как и язык,
выполняет функции коммуникации. Таким
образом, осуществляется создание понятийных
структур и иллюзий. Ведь важнейшее назначение
политической символики - собирать "под
- свои знамена" как можно больше людей.
Ориентировать их на цели данной организации.
Этим лишний раз доказывается, что символика
- это всего лишь инструмент для политики.
Но инструмент очень ценный, и поэтому,
нужно научиться грамотно им пользоваться,
и постоянно его совершенствовать. Не
менее важно и другое: вовремя распознать
использование политических символов
для манипулирования сознанием и идеологических
спекуляций.
Большой пласт политической символики связан с властными отношениями: "Когда oдни властвуют, другие находятся в подчинении, и появляется стремление провести различие между теми и другими в их внешнем облике, в их речах и знаках почёта".
B
этом отношении, в применении
политических символов, существует
"кастовость" обусловленная занимаемой
позицией в общественно-
- по горизонтали", как идентификация принадлежности к общности;
- по вертикали", как выстроенное отношение к элите.
Очевидно, в этом кроется еще одно из противоречий политики, как таковой. Знаки отличия, денежные знаки и знаки могущества, способствуют поддержанию иерархии, но при резкой смене основных символических ориентиров (революции, реформы) такие символы, могут превратиться в ничто. Поэтому считается, что активизация политического символизма приходится на переходные периоды истории, связанные с нестабильностью общественно-политического устройства. "Количество" политической символики, как основы идеологии, как средства идентификации и консолидации общности развивается прямо пропорционально росту материальной и духовной культуры (мы с Вами уже рассматривали символику, как связующий элемент, между идеалом и материей) и зависит от общественных потрясений только в этом контексте. Объём политической символики возрастает пропорционально увеличению населения планеты. Каждый человек несет свой, особый символический багаж, группы образуют новые организации, со своей символикой, разрабатывают новые идеологии и модифицируют старые, и это предполагает применение тех или иных символов. Людьми создаются материальные ценности, которые включаются в процесс символизации. Разумеется, какие-то знаки, переставая быть символами, переходят в разряд забытых, и уступают место другим, новым знакам.
Таким образом, необходимый o6ъeм политической знаковой системы, соответствующий структурам идеологий и материальной культуры в конкретном обществе, неизбежно будет заполнен. Политика не терпит знаково-символьного вакуума. Ядерное противостояние, носило в основном символический характер, тоже можно сказать о противостоянии между капитализмом и коммунизмом, Востоком и Западом. На место одних символьных форм приходят другие. Сейчас активизировались религиозные течения, появляются новые конфессии, новые идеологии, в их основе - те же символы. Символика служит и войне, и миру.
Во времена исторических переломов символика может менять свой количественный, качественный состав, принимать другие или новые формы. И в основном, её не становится больше или меньше, она просто меняется. У Советского Союза было не больше символики, чем у современной России. Но Советская символика, по крайней мере, официально, была ориентирована на одну цель и на одну o6щнocть людей. B этом скрывалась и её сила и её слабость. Совокупность современной российской политической знаковой системы, состоит из множества символических и идеологических образований, нередко обслуживающих весьма спекулятивные материальные и духовные интересы. У всех на виду нелогичность сегодняшнего переходного периода, с точки зрения политической символики. К примеру, на Красной площади отменены демонстрации, но на башнях мирно соседствуют красные звезды и золотые двуглавые орлы. Караул от Мавзолея Ленина перенесен к могиле неизвестного солдата, но тело вождя мирового пролетариата осталось на месте. Символы явно говорят о том, что новая идеология государства еще не выбрана, а старая - еще не ушла. Некоторый переходный, компромиссный вариант, представляет и наградная система, в которой, с одной стороны, возрожденный орден Андрея Первозванного, а с другой стороны, звание Героя России, аналога Героя Советского Союза. Как зеркало, символика отражает переходный характер современной политической системы России. Возвращение к имперской символике не способствовало разработке новой идеологии, которая как раз и должна быть основой лю6ых реформ. Печально, но под бело-сине-красным триколором (изначально, флагом торгового флота России) расцвела заморская торговля, а под двуглавым орлом "возродилась" война на Кавказе. И современная неопределенность с символикой не благоприятствует разрешению идеологического кризиса. Гармония знаковой и политической систем, обеспечивается только тогда, когда отрегулирована связь: "объект символа - символ - субъект, принимающий символ", когда отработана иерархия символов, составляющих основу идеологии.
Спoco6ы обучения языку политической символики, с течением времени в основном не изменились, помимо их естественного освоения, чаще всего применяются методы "кнута и пряника". B законодательстве подавляющего большинства государств предусмотрено наказание за осквернение национальных символов. Политики поощряют "позитивную" популяризацию политической символики, изучение в учебных заведениях, регулярное упоминание в СМИ. Появление на всенародных праздниках государственных флагов, способствует закреплению их положительного образа в сознании. Вывешивание флагов на административных зданиях внушает уважение к власти.
Не
без основания считается, что
символы выступают
Пик развития национальной и региональной геральдики в России, вовсе не случайно, совпадает c усилением политической poли субъектов Федерации.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что политическая символика является одной из важнейших составных частей политической культуры. А благодаря специфическому, подсознательному воздействию символов на человеческий разум, усиливается и их знаковая poль в политической рекламе.
«НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ» И ОФИЦИАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Прежде чем перейти непосредственно к описанию партийных эмблем, охарактеризую вкратце контекст, в котором происходит символическое самоопределение российских политических сил.
Исследуя процессы и перспективы национального строительства в России, норвежский исследователь Пол Колстё задался вопросом: «Что может сказать форма символического выражения нации в новых странах (как и в странах, вновь обретших независимость) о приоритетах и стратегиях “национальных строителей”»? Как видно из постановки вопроса, он обращается к элите, а следовательно, рассматривает ее символы. Обращаясь к государственной символике России, Колсто констатирует, что в 2000 году у нашей страны не было «унифицированных, широко узнаваемых национальных символов». Поэтому сам факт официального принятия Думой государственной символики можно считать символическим, легитимирующим некоторый набор государственных ценностей и национальную идентичность. В связи с этим вполне логично сопоставить символические саморепрезентации националистически настроенных политических сил с официально принятой государственной символикой.
До сих пор одним из самых популярных понятий, вокруг которых строится российский политический дискус, остается «русская национальная идея». Предполагается, что именно «национальная идея» позволит консолидировать современное российское общество. И хотя понятие это размыто, неопределенно, употребляется в самых разных значениях и контекстах, оно, тем не менее, так или иначе присутствует в идеологических программах практически всех значимых политических сил. Нашло оно свое отражение и в новой государственной символике. Впрочем, официальная интерпретация геральдических элементов, представляющих символику новой России, довольно сильно отличается от их изначального исторического значения.
В декабре 2000-го Государственная дума РФ приняла пакет законов о государственной символике. Парламентские дебаты по этому поводу получили столь мощный общественный резонанс, что власть (в том числе президент) была вынуждена публично выразить свою позицию. Официальное истолкование государственной символики было представлено как комплексная программа консолидации российского общества вокруг выраженной с помощью патриотической риторики идеи исторической преемственности поколений. И хотя дискуссия «вокруг гимна и герба» имела широкий общественный отзвук, вся десятилетняя работа над государственной символикой и созданием на научной основе единого стиля (Геральдический комитет) завершилась торжеством (как в эстетическом, так и в политическом отношении) культурных вкусов и пристрастий узкого круга лиц.
Идентичность
Герб.
Государственный герб – отличительный
знак, официальная эмблема
Изначально
двуглавый орел символизировал византийскую
линию православного
Гимн. Государственный гимн – официально принятая песнь в честь государства.
Интересно, что гимн может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом, либо вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко-, видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.
Таким образом, главную песнь государства может петь любой в подходящем для этого случае, но в соответствии с утверждённой музыкальной и текстовой редакцией. Для этого необходимо знать её текст. А этим, к сожалению, в настоящее время может похвастаться далеко не каждый гражданин нашей страны.
Мелодия «нового старого» гимна была написана вначале для «Гимна партии большевиков» и лишь по постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1943 года стала мелодией государственного Гимна Советского Союза 20.
Флаг.
Государственный флаг – один из
важнейших атрибутов
Бело-сине-красный триколор можно интерпретировать двояко. Исторически это учрежденный при Петре I флаг торгового флота, но вместе с тем он был легитимирован народом в ходе августовских событий 1991-го. Флаг — это, пожалуй, единственный символ новой России, возникший спонтанно как манифест нового государственного устройства и один из опытов «изобретенной традиции» в российской политической культуре. Традиция эта с самого начала была заявлена как знак признания демократических ценностей. Однако, будучи совмещенным с «новым старым» гимном, демократический символ теряет свое содержание, и демократическая компонента смещается в плоскость имперской традиции.
Таким образом, в качестве желаемого будущего государство предлагает символику прошлого, изначально несущую авторитарную имперскую нагрузку. При словесном пояснении такого выбора ссылаются на не слишком внятно определяемое «героическое прошлое» (что касается советской истории, то в первую очередь на военную победу 1945 года), то есть сознательно педалируют и эксплуатируют патриотическую компоненту и имперское (самодержавное и советское) прошлое. «Все изобретенные традиции, — подчеркивает Хобсбаум, — насколько полно это возможно, используют историю как легитиматор действий и цемент групповой сплоченности. [...] ...как только история превращается в кладезь знаний или идеологию нации, государства или движения, она становится не тем, что сохранилось в народной памяти, а тем, что было отобрано, написано, запечатлено, популяризировано и институционализировано теми, перед кем стояла эта задача». По ходу того как происходят создание, демонтаж и реструктуризация образов прошлого, принадлежащих не только миру специальных научных исследований, но и публичной сфере политического бытия 21, в процесс «изобретения традиций» включаются как политики, так и эксперты в самых разных областях знаний (история, символика и т. д.).