Политическая программа русского анархизма (М.Бакунин, П.Кропоткин)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:09, реферат

Описание работы

Цель данного реферата уяснить что такое анархизм, как возник ( т.е. его исторические корни), чего добиваются его последователи и какими методами они хотят прийти к желаемому результату. Прежде всего хотелось бы узнать что означает само слово анархизм, для этого обратимся к Советской энциклопедии: Анархизм - (от греческого Anarhia - безвластие) общественное политическое движение которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате "самовольного" стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергает политическую борьбу рабочего класса и диктатуру пролетариата. Известна и формулировка этого слова одного из представителей анархизма П. Кропоткина: Анархия — это учение, которое стремится к полному освобождению человека от ига Капитала и Государства. Определив, что такое анархизм поговорим о его истоках.

Содержание

Содержание: 2
Введения 3
Первые шаги (40–90-е годы XIX в.) 5
Организационная структура, численность, состав 7
Программные установки. Течения в российском анархизме 9
В плену террора и экспроприации 13
На новом этапе (1907–1910 гг.) 16
На новом этапе (1910–1917) 18
Вывод 22
Список литературы: 25

Работа содержит 1 файл

политология анархизм1.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

     Благодаря детельности П. Кропоткина анархизм, получив своеобразное этическое основание, обоснованное естественноисторически и на категориальном уровне, как бы обрел второе дыхание. Если М. Бакунин лишь поставил вопрос об анархистской этике, то Кропоткин прежде всего занимался его разрешением. Решение проблемы свободы, таким образом, поднимается на более высокий уровень. Вместе с тем, отдавая должное П. Кропоткину, следует иметь в виду первопроходческую миссию Бакунина: как без Гегеля не было бы Маркса, так и без Бакунина не было бы Кропоткина. [3, c.25]

     В определенном смысле П. Кропоткин шел  как бы назад, не принимая диалектического  метода, которым старался воспользоваться  его предшественник в области  анархизма. Основной предмет его  раздумий - взаимопомощь как основной фактор эволюционного развития всего живого. В рассуждениях Кропоткина доминируют методы естественных наук, индукция применяется к человеческим учреждениям. Однако подспудно широкий философский подход, просвеченный диалектикой изнутри, присутствует в основных его работах - таких, как "Хлеб и воля", "Современная наука и анархия", "Взаимная помощь", "Этика" и др.[3, c.24]

     Продолжая просветительскую традицию, он отождествляет  свободу с естественным состоянием социума, где царит взаимопомощь. С другой стороны, П. Кропоткин исходит  из активности, в том числе революционной, индивида и всего общества. Не соглашаясь с прудоновским планом мирных, постепенных реформ, он одновременно не принимает и стихийный бунт.

     Сознательные  действия народа, вооруженного революционной  мыслью, надеждой, нравственными принципами и идеалами, - вот за что ратует П. Кропоткин. Результатами, по его мнению, является "свободное соглашение, свободная организация", которые "отлично заменяют дорогостоящий и вредный государственный механизм и выполняют ту же задачу лучше его".

     Соотношение государства и человеческой солидарности у Бакунина аналогично соотношению  государства и закона взаимопомощи у Кропоткина. Во многом сходятся и  их представления о необходимости индивидуальной свободы в будущем обществе. Человек у М. Бакунина не растворяется в море социума, а у П. Кропоткина сам социум человечен (в моральном смысле) с самого начала. Важно уточнить, что высшее проявление нравственности связывается П. Кропоткиным именно со свободой, в отличие от простейшей нравственности, покоящейся на естественной взаимопомощи. [3, c.25]

     Анархисты способствовали конкретизации и, так  сказать, "приземлению" модели будущего общества, в котором максимум свободы  индивида должен базироваться на зрелой экономике, обладающей наивысшей производительностью свободного труда. Из неотъемлемого свойства человека и социального идеала свободы у П. Кропоткина превращается в одну из главных нитей ткани социальной жизни. Серьезный анализ социальной жизни, точнее, ее естественных предпосылок и основ как бы внутренне включает в себя проблему свободы. [3, c.25]

     Этическая система воззрений, последовательный гуманизм и свободолюбие, по существу, нейтрализуют достаточно жесткие социально-политические установки на безвластие. Это позволяет  рассматривать данный вариант анархизма не столько как политическое течение, сколько как научно-гуманистическую доктрину и идеал, к которому ведет скорее длительная социальная и нравственная эволюция, чем одноактная всеразрушающая революция. 
Список литературы:

1) Кривенький,В.В. Политические партии России: история и современность. –М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2000. С. 210–226

2) Комин В.В.  Анархизм в России. Калинин, 1969. С. 9-11;

3) Старостин  Е.В. Анархизм / Философский энциклопедический  словарь. М., 1983. С. 24-25

4) Графский, В.Г. Бакунин. - М.: Юрид.лит., 1985. - 142 с. - (Из истории полит. и правовой мысли) Библиогр.: с.138-141. Указ.имен:с.136-137.

5) Ударцев, С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность / Высш. шк. права "Эдiлет". - Алматы: Эдiлет, 1994. - 382 с. Библиогр. в примеч. Указ. имен: с.371-379

Информация о работе Политическая программа русского анархизма (М.Бакунин, П.Кропоткин)