Политическая партия как инструмент политики: сущность, структура, функции. Партийные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование истории зарождения, становления политических партий; сущности, роли, места и функций политических партий в политической системе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть вопрос «что такое партия?»;
- рассмотреть процесс и условия формирования политических партий;
- рассмотреть структуру политической партии;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……….. 4

1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
ПОЛИТИ ЧЕСКИХ ПАРИТЙ …………………………………….. 7

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ПАРТИЙ……………………………………………………………….. 11

3. ФУНКЦИИ И ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ…. 16

4. ТИПЫ ПАРТИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. …………………. 19

5. ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ…………………………………..….. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. …………………………………………………………….. 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….. 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по политологии.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

      Одна  из наиболее распространенных типологий партий «кадровые - массовые» была разработана в начале 50-х годов известным французским политиком М. Дюверже.3

      Кадровые  партии немногочисленны, сформированы вокруг группы политических лидеров. Основой их организационного строения являются политический комитет (лидеров, активистов), свободное членство и аморфность организационного строя.

      Массовые  партии характеризуются многочисленностью и постоянным членством. Руководство принадлежит профессиональным политикам, партийной бюрократии. Члены массовых партий не только платят взносы, но и участвуют в делах партии.

      В последние десятилетия появился новый тип партии, который политологи определяют как «электорально-массовый» или «избирательный». В отличие

от других партий, эти организации больше внимания уделяют своим избирателям, чем членам партии, менее идеологизированы, чаще организуют массовые ненасильственные акции, обращаются к самой широкой аудитории и делают ставку на успех в избирательной компании.

      Широко  используется социально-классовая типология политических партий. Основной характеристикой любой партии является ее социальная природа и провозглашаемые ею политические цели. Классовый облик определяется тем, интересы каких классов, социальных групп и слоев она выражает, защищает и проводит в жизнь. Этим во многом обуславливается ее стратегические задачи, конкретная политическая тактика, особенности и характер руководства и др. По социально-классовому содержанию и идеологической направленности принято выделять несколько основных социально-классовых типов политических партий: коммунистические и социал-демократические (социалистические) - ориентированы на рабочих и другие слои трудящихся; буржуазно-демократические – ориентированы на средний класс, мелкую и национальную буржуазию; крупной буржуазии, собственников – отражают интересы финансово-монополистического капитала. Кроме того, есть партии, выражающие интересы отдельных социальных групп, например, «крестьянские», а также по целям – «экологические» и др.

      Наиболее  распространенной типологией политических партий является их классификация по «лево-центристско-правой» системе координат или  по «лево-центристско-правой» ориентации.

Классификация политических партий выглядит следующим  образом:

    1. по классовой природе: а)  рабочие: социал-демократические, коммунистические;

    б) буржуазные: мелкобуржуазные, национальной буржуазии, компрадорской буржуазии;

    в)средних  слоев: демократические;

    г) крестьянские;

           д)  партии межклассовые – рабоче-крестьянские, националистические, революционной интеллигенции, конфессиональные, трибалистские.

    2. в  зависимости от типа организационной  структуры:

    а)  партии кадровые;

    б)  массовые – жестко или гибко организованные.

    3. по отношению к существующему строю::

    а)  реформистские;

    б)  консервативные;

    в)  революционные;

    г)  либеральные;

    д)  контрреволюционные.

    4. согласно  месту и роли в политической системе общества:

    а)  партии легальные или нелегальные;

    б)  доминирующие: правящие или не правящие;

    в)  авторитетные;

    г)  маловлиятельные;

    д) оппозиционные;

    е)  левые, центристские, правые.

    5. по  средствам политической деятельности:

    а)  преимущественно парламентские;

    б)  преимущественно непарламентского действия.

    6. по  отношению к форме государственного  устройства:

    а)  унитарные;

    б)  федеральные;

    в)  сепаратистские.

    7. по  способу возникновения и деятельности:

    а)  самостоятельные, возникшие на основе самодеятельной инициативы граждан;

    б)  проправительственные, созданные «сверху»;

    в) электорально – парламентские;

    г)  возникшие на базе различных социальных группировок.

    Понятно, что любая типология условна. Однако она помогает лучше ориентироваться в сложных и многообразных явлениях политической и партийной жизни общества. 
     
     
     
     

                 5. ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ.

      Политическая  система – совокупность партий, принимающих участие в осуществлении  государственной власти, ее воздействии на внутреннюю и внешнюю политику страны.

      Политические  партии, функционирующие в рамках государства, взаимодействуют друг с другом, образуя партийные системы.

        Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов — уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил и т.п. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего конституция и избирательные законы.

      Под партийной системой обычно понимается способ взаимодействия политических партий, ведущих борьбу за власть. Партийные системы традиционно различаются в зависимости от количества политических партий. Обычно выделяют три основных типа партийной системы: однопартийные, двухпартийные, многопартийные.

      Более сложную классификацию разработали  Ла Паломбара и Вайнер, предложив  выделить два главных типа партийных  систем: конкурентные и неконкурентные. В качестве критерия различения партийных систем они рассматривают степень конкурентности партий в борьбе за власть.

      Неконкурентные  партийные системы характеризуются  подавлением всех политических объединений, кроме одного. Выделяют три вида: 1) коммунистические; 2) фашистские; 3) развивающиеся системы. 

      Конкурентные  партийные системы в зависимости  от степени конкуренции подразделяются на многопартийные, двухпартийные, многопартийные с одной господствующей партией,

      Возникновение многопартийных систем обусловлено многими факторами: а) сильная социальная дифференциация общества, б) наличие идеологических и религиозных различий, в) специфика исторического развития общества, г) национальные и этнические различия, д) институционные различия (система выборов).

      Многопартийные  и двухпартийные системы существуют в большинстве стран мира. Число  партий может колебаться от трех (в  Бельгии, Германии, Австрии) до 98 в современной России и до 500 партий в странах СНГ.

      Многопартийность  – необходимое состояние демократического общества, поскольку она позволяет преодолевать монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернативность мышления и действий. Многопартийные системы, не смотря на очевидные достоинства, имеют и определенные недостатки. Так, двухпартийность побуждает каждую из соперничающих партий максимально расширять свою избирательную опору. При этом эффективность политической системы увеличивается. В случае же, когда имеется множество сравнительно мелких партий и каждая из них выражает интересы незначительного числа избирателей, власть может быть блокирована множеством противоречивых их действий. Многопартийность может вести к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опираться правительство. Коалиционный характер правительств обычно ведет к нестабильности.

      Свобода выбора между программами различных  партий в условиях многопартийности может сужаться. Это связано с тем, что решения, касающиеся жизни каждого избирателя и принимаемые депутатами опосредуются коалициями и компромиссами между различными партиями.

      Вместе  с тем, указанные недостатки можно  устранить, если сформировать две большие партийные коалиции, предлагающие избирателям общую платформу и координирующие свои действия хотя бы в парламенте.

      Суть  двухпартийной системы заключается  в том, что существуют две сильные  партии, из которых каждая способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Двухпартийная система в определенной степени стабилизирует правительство, так как партия, стоящая у власти, обычно обладает парламентским большинством. Она упрощает процесс обобщения близких интересов, переводя их на уровень программ, делает ненужным посредничество.

      Двухпартийная система так же имеет ряд недостатков. В деятельности такой партии большое внимание уделяется на критику противников, а не на конструктивные предложения. Избирательные кампании проводятся против «чего-то» и избиратели голосуют против «кого-то». При двухпартийной системе перестает существовать политический центр. Если появляется вторая «левая» партия, то она становится конкурентом первой «левой», что выгодно для «правой» партии.

      В однопартийной системе высшая политическая власть осуществляется руководителями партии. Партия превращается в руководящую  силу государства. Государственные органы не вправе  не выполнять партийных решений. Партия становится многофункциональной и контролирует все виды активности в обществе. Сама партия строится в виде пирамиды – сверху идет пропаганда, а снизу вверх идет информация.

      Основные достоинства единственной партии:

    • единственная партия позволяет сочетать необходимое единство  и рациональное многообразие;
    • лучше справляется с экономическим и социальным обновлением, привлекает для этого разнообразные силы и резервы общества;
    • отражает совпадение интересов различных социальных групп.

      Опыт  показывает, что при всех режимах  однопартийная система оказалась неустойчивой. Довольно быстро она приходит к трудностям и к кризису, который сопровождается идейными, моральными потрясениями. Единственная партия препятствует разделению властей, рассматривает всякую критику и всякое несогласие со своими концепциями и политикой как проявление враждебной деятельности. Население приучается скрывать свои истинные мысли и внешне соглашается с официальными версиями. Происходит ослабление демократического контроля за властью со стороны избирателей, выборы приобретают формальный характер. Все это нарушает сам принцип представительности власти, разделения властей, политическая система поглощает все гражданское общество. В конечном итоге однопартийность исчезает, устраняя правившую партию, а вместе с ней и созданные ею для себя политические структуры.

      Вместе  с тем, необходимо подчеркнуть, что  большее число политических партий не означает большую степень демократичности общества.

      Современное состояние политических партий полно  противоречий и трудностей. Во-первых, в мире наблюдается падение влияния  партий на массы, особенно коммунистических. Многие компартии в начале 90–х годов  прекратили свое существование или реорганизовались и сменили название. Во-вторых, коренным образом изменились направления деятельности коммунистических, социал – демократических партий – на первое место вышли проблемы борьбы за избирателей, парламентской работы; забастовки, стачки и другие формы классовой борьбы отодвинулись на задний план. В-третьих, идет интенсивный поиск путей повышения эффективности своей политики – основное место уделяется борьбе за средства массовой информации, компьютерные системы. В-четвертых, происходит упрощение организационных структур, создаются более гибкие системы управления. Многие партии отказались от постоянного членства, регулярного сбора членских взносов, сократили штатный аппарат. Организация современной партии должна быть гибкой, динамичной, меняться по мере изменения политических условий и политических задач партии.

Информация о работе Политическая партия как инструмент политики: сущность, структура, функции. Партийные системы