Политическая мысль древней Греции и древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:51, реферат

Описание работы

Развитие политической мысли Древней Греции и Рима характеризуется рядом черт:
поиском идеальной модели государства, способной обеспечить справедливость и порядок;
рассмотрением политики как единственной формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчлененность государства, общества и отдельного индивида;
отсутствием четкой границей между философией, этикой и политикой, что определило морализаторский, поучительный характер работ по политической проблематике;
ограниченным рационализмом политической мысли, обусловленным заметным влиянием религии.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Политическая мысль Древней Греции
1.1 Теория идеального государства Платона…………………………………..…….4
1.2 Политические воззрения Аристотеля …………………………………………….7
2. Политические и правовые учения Древнего Рима……………………………….10
Заключение…………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………………...17
Глоссарий……………………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ!!!.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

 Все граждане, патриции и плебеи, были распределены по разрядам согласно имущественному цензу. В особый, самый высокий разряд вошли наиболее богатые граждане Рима, так называемые всадники. В первый разряд входили те, кто имел имущество не менее 100 тыс. ассов, во второй - от 75 до 100 тыс., в третий - от 50 до 75 тыс., в четвертый - от 25 до 50 тыс., в пятый - 11 тыс. ассов. Не вошедшие в разряд назывались пролетариями. В ополчение их не брали.

 Реформы Сервия Туллия создали "новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях". Публичная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан и была направлена не только против рабов, но и против пролетариев.

 Если  раньше мерилом стоимости были слитки меди, то теперь началась чеканка меди. Римское государство имело все  признаки организации господствующего  класса: публичную власть, территориальное  деление населения, войско, налоги, полицию, суд.

 В 509 году до н.э. в Риме утверждается республика. Царь был лишен политической власти, за ним были оставлены только жреческие функции. После "изгнания царей" высшими должностными лицами стали преторы. Позднее их назвали консулами (высшие должностные лица Рима, города - государства).

  Цицерон (был видным идеологом римской  аристократии в период республики) вслед за Аристотелем отстаивает идею о естественном божественно-природном происхождении общества и государства. Первичной формой общественного объединения людей признается семья, из которой в дальнейшем формируется государство. Естественные причины возникновения государства Цицерон видел, во-первых, в стремлении людей к осуществлению общего интереса; во-вторых, в необходимости охраны собственности.

  Цицерон первым в античности предложил правовую трактовку сущности государства. По его определению государство (respublica) - дело, достояние народа. Но народ понимается не просто как общность, а как “соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов”. Если для древних греков связь гражданина и государства строилась на этических началах, в первую очередь, то для древнеримского мыслителя преимущество в этой связи должно принадлежать правовым началам. Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридической мысли, которая впоследствии имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи “правового государства”.

  Среди задач государства Цицерон обращал внимание на такие, как:

сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности; поддержание должного порядка; управление присоединенными к государству территориями; обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей;

  Цицерон предложил аристократическую трактовку  классификации форм государственного правления на правильные и “извращенные”. Рассуждая о простых правильных формах государственного правления (царская власть- монархия; власть оптиматов- аристократия и власть народа- демократия), он видел положительные моменты их в том, что “благовением своим нас привлекают цари, мудростью- оптиматы, свободой- народы”. Однако каждая из этих форм имеет и свои отрицательные стороны.

  Так, царская власть чревата произволом единовластного правителя, легко вырождается  в тиранию. Власть оптиматов в ее извращенной форме становится господством богатых и знатных, превращаясь тем самым в олигархию. Полновластие народа приводит к “безумию и произволу толпы” и приобретает форму охлократии. Ни тирания, ни олигархия и охлократия - это не государства, исходя из определения государства, т.к. нет согласия в вопросе права.

  Предотвратить вырождение и цикличную замену одной  простой формы другой, по убеждению  Цицерона, можно при условии введения смешанной формы государственного правления. В смешанной форме государственного правления желательно, чтобы было “нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первейших людей, а некоторые дела были представлены суждению и воле народа”. Каждая из трех простых форм в смешанной должны дополнять друг друга. Здесь монархия, представленная властью консулов органично сочеталось бы с аристократией в форме сената и демократией в форме народного собрания и власти трибунов. Полномочия всех трех ветвей власти должны быть равнозначны.

 Прогрессивный этап в развитии республики закончился, как только произошло слияние верхушки обоих сословий, и образовался нобилитет. Разорение мелких землевладельцев привело к кризису основ республиканского строя. Основные причины падения республики: кризис рабовладельческого способа производства; разорение мелких землевладельцев; обострение классовой борьбы между рабами и рабовладельцами.

 Политическая  история Древнего Рима делится на два крупных периода: республику и империю. Римская республика просуществовала  около пяти столетий, с 6 до 1 в. до н.э. На всех этапах она была рабовладельческой по своему историческому типу и аристократической по форме правления. Центральными органами республики были сенат, народные собрания, магистраты. Высшие органы занимались представителями узкого круга знатных фамилий. Им же принадлежали крупные земельные угодья.

 Начальный период монархии назывался принципатом, последующий - доминатом.

 В первый период (I - III вв.) республиканские учреждения формально еще сохранились, хотя их самостоятельность была утрачена. Множилась армия чиновников - военных, гражданских, придворных. Действовал разветвленный аппарат тайной полиции. Доносчики по политическим делам получали 1/4 часть имущества осужденных. В руках императора сосредоточилась необъятная власть: издание законов, командование войском, высшая административная и судебная власть. Он считался главным блюстителем религии, а за свои поступки отвечал перед "богом и историей".

 Доминат - эпоха абсолютно неограниченной власти одного человека, выражавшего интересы крупных рабовладельцев, установился в III в. Власть доминуса считалась выше законов и обожествлялась. Управление строилось на строго централизованных началах при посредстве чиновников. Доминус опирался на постоянную армию, служба в ней считалась почетной профессией.

 Римская империя погибла из-за кризиса  ее экономической основы, процесса децентрализации, сепаратизма, а также  восстания рабов и нападения  германских племен. Рабский труд был  малопроизводителен, что заставило  господствующий класс давать рабам землю на условиях кабальной аренды. В 4 в. начинают складываться феодальные отношения.

 Собственники  больших земель стремились к большей  самостоятельности, все меньше считались  с интересами центральной власти. Нашествие германских племен сыграла  роль последнего толчка в крахе римского государства. Рабовладельческий строй должен был уступить место более передовому - феодальному.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Заключение 

 Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления  и развития. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений.

 Политико-правовая мысль Древней Греции и Древнего Рима оказала огромное влияние на последующие развитие политико-правовой идеологии Западной Европы. Под их воздействием складывается философские и социально-политические взгляды мыслителей Возрождения и ранней буржуазной идеологии.

 В целом политическая мысль Древней  Греции была своеобразной и довольно зрелой. Она развивалась на первых этапах под влиянием разложения общины и генезиса рабства, а затем в  условиях усиления его противоречий в период расцвета и кризиса. На политическую мысль большое влияние оказывало развитие городов и связанных с этим рост ремесла и торговли. Мыслители Древней Греции понимали значение разделения труда. В период расцвета экономической мысли ее представители пытались анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Политические исследования мыслителей Древней Греции еще не выделились в самостоятельную дисциплину и были неразрывно переплетены с философскими и этическими идеями.

 Идея  общего блага и общего интереса как  основы политического объединения, мысль о частной собственности как причине социальных противоречий и конфликтов, довольно четкое определение форм государства и закономерностей их круговорота, признание законности важнейшим атрибутом политической организации - все это неоспоримые достижения Платона.

 Заслуга Цицерона состоит в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношения управляющих и управляемых. Тем самым он заложил основы теории правового государства. Наилучшей формой государственного устройства Цицерон признавал “смешанную” форму государства. Она сочетает достоинства царской власти (забота монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и демократии (свобода народа).

 Современный мир перенял от Древней Греции феномен общественной власти, а от Древнего Рима - принцип разделения власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Список  использованной литературы 

 1. Асмус В.Ф. “Античная философия”. Учеб. пособие. Изд. 2-е, доп.— М., “Высш. школа”, 1976,— 543 с. 

 2. Введение в политологию. Пугачев В.П, Соловьев А.И_Учебник_2000 3-е изд. -446с. 

 3. Мальцев В.А. “Основы политологии”. Учебник для вузов. —М.: ИТРК РСПП, 1997.— 480с. 

 4. Ругачев в.п., Соловьев А.И. “Введение в политологию”. Учебник для студентов высш. учеб. заведений. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 447с. 

 5. Чанышев А.Н. “Аристотель”.— М.: Мысль, 1981.— 156 с. 

 6. “История политических и правовых учений”. Учебник./ Под. ред. В.С. Нерсесямуа.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Юрид. лит., 1988.—816с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глоссарий 

 1.Тимократия (др.-греч. τῑμοκρᾰτία, от τῑμή, «цена, честь» и κράτος, «власть, сила») — форма правления, при которой государственная власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом. Является одной из форм олигархии.

 2.Олига́рхия (греч. ὀλιγαρχία(oligarchia), от др.-греч. ὀλίγον(oligon), «немного» и др.-греч.ἀρχή(arche), «власть») — форма правления государством, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу.

 3. Демократия (греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политическая система, при которой народ является единственно легитимным источником власти. Под демократией также понимается метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3]

Информация о работе Политическая мысль древней Греции и древнего Рима