Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:51, реферат
Развитие политической мысли Древней Греции и Рима характеризуется рядом черт:
поиском идеальной модели государства, способной обеспечить справедливость и порядок;
рассмотрением политики как единственной формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчлененность государства, общества и отдельного индивида;
отсутствием четкой границей между философией, этикой и политикой, что определило морализаторский, поучительный характер работ по политической проблематике;
ограниченным рационализмом политической мысли, обусловленным заметным влиянием религии.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Политическая мысль Древней Греции
1.1 Теория идеального государства Платона…………………………………..…….4
1.2 Политические воззрения Аристотеля …………………………………………….7
2. Политические и правовые учения Древнего Рима……………………………….10
Заключение…………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………………...17
Глоссарий……………………………………………………………………………...
Цицерон (был видным идеологом римской аристократии в период республики) вслед за Аристотелем отстаивает идею о естественном божественно-природном происхождении общества и государства. Первичной формой общественного объединения людей признается семья, из которой в дальнейшем формируется государство. Естественные причины возникновения государства Цицерон видел, во-первых, в стремлении людей к осуществлению общего интереса; во-вторых, в необходимости охраны собственности.
Цицерон
первым в античности предложил правовую
трактовку сущности государства. По
его определению государство (
Среди задач государства Цицерон обращал внимание на такие, как:
сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности; поддержание должного порядка; управление присоединенными к государству территориями; обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей;
Цицерон
предложил аристократическую
Так, царская власть чревата произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию. Власть оптиматов в ее извращенной форме становится господством богатых и знатных, превращаясь тем самым в олигархию. Полновластие народа приводит к “безумию и произволу толпы” и приобретает форму охлократии. Ни тирания, ни олигархия и охлократия - это не государства, исходя из определения государства, т.к. нет согласия в вопросе права.
Предотвратить
вырождение и цикличную замену одной
простой формы другой, по убеждению
Цицерона, можно при условии введения
Заключение
Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений.
Политико-правовая мысль Древней Греции и Древнего Рима оказала огромное влияние на последующие развитие политико-правовой идеологии Западной Европы. Под их воздействием складывается философские и социально-политические взгляды мыслителей Возрождения и ранней буржуазной идеологии.
В целом политическая мысль Древней Греции была своеобразной и довольно зрелой. Она развивалась на первых этапах под влиянием разложения общины и генезиса рабства, а затем в условиях усиления его противоречий в период расцвета и кризиса. На политическую мысль большое влияние оказывало развитие городов и связанных с этим рост ремесла и торговли. Мыслители Древней Греции понимали значение разделения труда. В период расцвета экономической мысли ее представители пытались анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Политические исследования мыслителей Древней Греции еще не выделились в самостоятельную дисциплину и были неразрывно переплетены с философскими и этическими идеями.
Идея общего блага и общего интереса как основы политического объединения, мысль о частной собственности как причине социальных противоречий и конфликтов, довольно четкое определение форм государства и закономерностей их круговорота, признание законности важнейшим атрибутом политической организации - все это неоспоримые достижения Платона.
Заслуга Цицерона состоит в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношения управляющих и управляемых. Тем самым он заложил основы теории правового государства. Наилучшей формой государственного устройства Цицерон признавал “смешанную” форму государства. Она сочетает достоинства царской власти (забота монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и демократии (свобода народа).
Современный
мир перенял от Древней Греции
феномен общественной власти, а от
Древнего Рима - принцип разделения власти.
Список
использованной литературы
1.
Асмус В.Ф. “Античная
2.
Введение в политологию. Пугачев В.П, Соловьев
А.И_Учебник_2000 3-е изд. -446с.
3. Мальцев В.А. “Основы
политологии”. Учебник для вузов. —М.:
ИТРК РСПП, 1997.— 480с.
4.
Ругачев в.п., Соловьев А.И. “Введение в
политологию”. Учебник для студентов
высш. учеб. заведений. — 3-е изд., перераб.
и доп. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 447с.
5.
Чанышев А.Н. “Аристотель”.— М.: Мысль,
1981.— 156 с.
6.
“История политических и правовых учений”.
Учебник./ Под. ред. В.С. Нерсесямуа.—2-е
изд., перераб. и доп.— М.: Юрид. лит., 1988.—816с.
Глоссарий
1.Тимократия (др.-греч. τῑμοκ
2.Олига́рхия (греч. ὀλιγαρχία
3. Демократия (греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политическая система, при которой народ является единственно легитимным источником власти. Под демократией также понимается метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3].
Информация о работе Политическая мысль древней Греции и древнего Рима