Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:24, контрольная работа
Политическая культура – это часть духовной культуры народа, которая связана с общественно-политическими институтами и политическими процессами. Это система ценностей и аргументов, обеспечивающих единство политической системы, ее институтов и организаций. Она тесно связана с представлениями о мире политики и политического, его законах и особенностях их функционирования. Обществу с развитой политической культурой присущи такие признаки, как гласность и плюрализм, высокая политическая культура личности, политическая активность людей. Последняя проявляется в их «включенности» в процесс реализации власти, в управление государственными и общественными делами, в осуществление гражданских прав и обязанностей.
2.
Гражданский уровень. На этом
уровне формируется “ядро”
3.
Политический уровень. На
В современном мире существует две, наиболее известные политические культуры:
Основные
черты либерально-
Либерально-демократическая модель характеризуется следующими основными чертами:
1.
Политическое сознание и
· Права человека
· Свобода
· Плюрализм
· Демократия
· Правопорядок
· Приоритетность общественного мнения
· Гражданское общество
· Экология и т.д.
2.
Политическое информирование
3. Политический язык обширен и нестандартен.
4.
Политическое поведение
5.
Политическая культура
Основные черты тоталитарно-авторитарной модели политической культуры.
1.
Политическое сознание и
· Порядок
· Лояльность
· Политическое доверие
·
Поддержка государственной
· Единая идеология
· Политическое единство
2.
Политическое информирование
3.
Политический язык
4.
Политическая культура
5.
Уровень политической культуры,
большей части общества –
Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры отличается самоизолированностью от внешнего мира и замкнутостью политически-культурного пространства.
Наряду с уровнями и моделями в политической культуре выделяются типы. Они классифицируются по определенным признакам:
· Закрытый тип отличается политической замкнутостью, сориентирован на собственные политические ценности и нормы, развивающиеся в режиме политико-культурной автономии.
· “Открытый” тип – восприимчив к инокультурному опыту.
· Патриархальная политическая культура. Носители этого типа аполитичны, не проявляют интереса к политическим ценностям, нормам, институтам.
· Подданническая политическая культура. Носители такого типа предпочитают подчиняться властям, не пытаясь оказать воздействия на власти методами, имеющимися в их распоряжении.
· Активистская политическая культура отличается ориентацией гражданина на действенную личную роль в политической жизни общества, на высокий личный статус в политической системе.
· Патриархально-подданическая политическая культура.
· Подданическо-активистская политическая культура.
· Патриархально-активистская политическая культура.
· “Культура гражданина” (относится к смешанным типам) характерен для буржуазно-демократических политических систем.
· Фрагментарная политическая культура, в которой отражается раскол общества, сильная поляризация, составляющих его социальных групп.
·
Интегрированный тип
Политические
субкультуры
Наряду с типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном, пространстве наблюдаются и политические субкультуры. К числу наиболее ярко выраженных относятся следующие:
Политическая субкультура Запада ориентирована на либерально-демократические ценности и нормы. Отличается широким диапазоном политического выбора и политическими пристрастиями.
Политическая культура Востока ориентирована на историко-религиозные традиции. Функционирует в условиях ограниченно-политического выбора. Распределена передача власти по наследству и ее авторитарность.
Кротко говоря, наиболее существенные различия политической культуры Запада и Востока проявляются в следующем:
Запад Восток
Убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком. Уверенность в божественном происхождении власти, не связанным ни с какими человеческими достоинствами.
Отношение к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом. Отношение к политике как к недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и принципам божественного правления, отрицание случайности политических событий и понимание политики как средства утверждения консенсуса, гармонии и мира.
Осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления права собственности, примат идеалов индивидуальной свободы. Отрицание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, потребность в посреднике в отношениях между индивидом и властью, приоритет идеалов справедливости, политическая индифферентность личности.
Признание
индивида главным субъектом и
источником политики, отношение к
государству как к институту,
зависимому от гражданского общества,
гаранту прав и свобод личности,
орудию предпринимательской
Предпочтение личностью множественности форм политической жизни, состязательного типа участия во власти, плюрализма и демократии, предпочтение усложненной организации власти (наличия партий, разнообразных групп давления и т.д.). Предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни и коллективных форм политического участия,, лишенных индивидуальной ответственности, тяготение к авторитарному типу правления, упрощенным формам организации власти, поиску харизматического лидера.
Рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами своих функций по управлению обществом, понимание необходимости контроля за их деятельностью и соблюдения правил контрактной этики. Обожествление правителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля.
Примат общегосударственных законов и установлений (кодифицированного права) над частными нормами и правилами поведения, понимание различий в моральной и правовой мотивации политических действий граждан. Приоритет местных правил и обычаев над формальными установлениями государства, тенденция к сглаживанию противоречий между нравственными традициями общности и законодательными установлениями как мотивами политического поведения.
Достаточно
ощутимая идеологизированность политических
позиций граждан. Менее выраженная идеологизированность
позиций, веротерпимость (за исключением
исламистских течений).
В классическом виде названные ценности и традиции взаимодействия человека и власти формируют органически противоположные политические культуры (например, в США и Иране, во Франции и Кампучии). Качественные особенности цивилизаций, как правило, обусловливают взаимно непреобразуемые основания политических культур, сближение которых произойдет, очевидно только в далеком будущем.
Вместе с тем, качественные особенности цивилизации, как правило, обуславливают взаимно-непреобразуемые основания политических культур.
Сближение которых произойдет только в далеком будущем, но нельзя не видеть, что возникает общечеловеческая общественно-политическая культура. Некие общие политико-культурные универсалии. К ним относятся:
1. Общечеловеческие политические ценности (право на жизнь, право на счастье, свобода, социальная справедливость во всех сферах, участие в управлении государствами и общественными делами, сохранение мира, природы, культуры и другие).
2.
Международный политический
3.
Международно-политическая
4.
Существование и
5. Международное право.
6.
Глобальная политическая
7. Политический легионализм.
8. Политическое насилие.
Важнейшей составной частью политической культуры является политическая символика.
Политическая символика – это совокупность символов в образно-процессуальной форме, отражающих либо идеализирующих мир политики. К основным формам политической символики относятся следующие:
·
Национально-государственная
· Политическая ритуально-процессуальная символика. Представлена съездами и собраниями политической партии и движениями, политическими демонстрациями с помощью ее простой смертный может стать президентом.
·
Скульптурно-архитектурная
· Города – политические символы. Способствуют формированию национально-политического самосознания.
·
Уголовно-графическая
· Наглядно-агитационная политическая символика представлена лозунгами, плакатами, портретами, транспарантами. Интенсивно применяется в период выборной компании и государственных праздников.