Политическая культура общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Политическая культура – это часть духовной культуры народа, которая связана с общественно-политическими институтами и политическими процессами. Это система ценностей и аргументов, обеспечивающих единство политической системы, ее институтов и организаций. Она тесно связана с представлениями о мире политики и политического, его законах и особенностях их функционирования. Обществу с развитой политической культурой присущи такие признаки, как гласность и плюрализм, высокая политическая культура личности, политическая активность людей. Последняя проявляется в их «включенности» в процесс реализации власти, в управление государственными и общественными делами, в осуществление гражданских прав и обязанностей.

Работа содержит 1 файл

5. политология.docx

— 34.60 Кб (Скачать)

   2.     Гражданский уровень. На этом  уровне формируется “ядро” политической  культуры. Данный уровень характеризует  отношения людей к власти, к  господствующему центру в обществе. На основе восприятия власти, человек определяется в отношении своих гражданских прав и обязанностей.

   3.     Политический уровень. На данном  уровне окончательно проясняется  взаимоотношение человека и политики, определяется роль политики в его жизни, ценностные ориентации материализуется в политическое (либо аполитическое) поведение.

   В современном мире существует две, наиболее известные политические культуры:

  • Доминирующая либерально-демократическая
  • Тоталитарно-авторитарная

   Основные  черты либерально-демократической  модели политической культуры.

   Либерально-демократическая  модель характеризуется следующими основными чертами:

   1.     Политическое сознание и политические  ценности общества формируются  централизованно, из многих источников. Согласно им, уровень приоритетности  государственных интересов зависит от степени их совпадения с интересами общества, групп, граждан. Основные ценности:

   ·  Права человека

   ·  Свобода

   ·  Плюрализм

   ·  Демократия

   ·  Правопорядок

   ·  Приоритетность общественного мнения

   ·  Гражданское общество

   ·  Экология и т.д.

   2.     Политическое информирование общества  многоканально и альтернативно.  Существует свобода печати и  слова (который зависит от источников финансирования).

   3.     Политический язык обширен и  нестандартен.

   4.     Политическое поведение многообразно.

   5.     Политическая культура общества  находится на достаточном уровне, ей присущ политико-культурный  процесс подкрепляющийся технологическим прогрессом.

   Основные  черты тоталитарно-авторитарной модели политической культуры.

   1.     Политическое сознание и ценности  общества формируются централизованно государством. В соответствии с ними государственные интересы важнее интересов отдельных людей и социальных групп. К основным ценностям относятся:

   ·  Порядок

   ·  Лояльность

   ·  Политическое доверие

   ·  Поддержка государственной политики

   ·  Единая идеология

   ·  Политическое единство

   2.     Политическое информирование дозировано  и одноканально монопольно регулируется властями. Активно пропагандируется политическая цензура.

   3.     Политический язык стандартизован  и скуден. Ему присущи категоричность, шаблонность, нередко – ограниченность. Соответствующая символика маловариативна, однообразна и редко – обновляема.

   4.     Политическая культура общества  формулируется сверху на безальтернативной основе.

   5.     Уровень политической культуры, большей части общества – невысок.

   Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры отличается самоизолированностью от внешнего мира и замкнутостью политически-культурного пространства.

   Наряду  с уровнями и моделями в политической культуре выделяются типы. Они классифицируются по определенным признакам:

   ·  Закрытый тип отличается политической замкнутостью, сориентирован на собственные  политические ценности и нормы, развивающиеся  в режиме политико-культурной автономии.

   ·  “Открытый” тип – восприимчив  к инокультурному опыту.

   ·  Патриархальная политическая культура. Носители этого типа аполитичны, не проявляют интереса к политическим ценностям, нормам, институтам.

   ·  Подданническая политическая культура. Носители такого типа предпочитают подчиняться властям, не пытаясь оказать воздействия на власти методами, имеющимися в их распоряжении.

   ·  Активистская политическая культура отличается ориентацией гражданина на действенную личную роль в политической жизни общества, на высокий личный статус в политической системе.

   ·  Патриархально-подданическая политическая культура.

   ·  Подданическо-активистская политическая культура.

   ·  Патриархально-активистская политическая культура.

   ·  “Культура гражданина” (относится  к смешанным типам) характерен для буржуазно-демократических политических систем.

   ·  Фрагментарная политическая культура, в которой отражается раскол общества, сильная поляризация, составляющих его социальных групп.

   ·  Интегрированный тип политической культуры.

       

   Политические  субкультуры 

   Наряду  с типами политической культуры в  общечеловеческом политико-культурном, пространстве наблюдаются и политические субкультуры. К числу наиболее ярко выраженных относятся следующие:

   Политическая  субкультура Запада ориентирована  на либерально-демократические ценности и нормы. Отличается широким диапазоном политического выбора и политическими пристрастиями.

   Политическая  культура Востока ориентирована  на историко-религиозные традиции. Функционирует в условиях ограниченно-политического выбора. Распределена передача власти по наследству и ее авторитарность.

   Кротко  говоря, наиболее существенные различия политической культуры Запада и Востока проявляются в следующем:

        Запад Восток

   Убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве  человека над человеком. Уверенность в божественном происхождении власти, не связанным ни с какими человеческими достоинствами.

   Отношение к политике как к разновидности  конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом. Отношение к политике как к недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и принципам божественного правления, отрицание случайности политических событий и понимание политики как средства утверждения консенсуса, гармонии и мира.

   Осознание самодостаточности личности для  осуществления властных полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления права собственности, примат идеалов индивидуальной свободы. Отрицание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, потребность в посреднике в отношениях между индивидом и властью, приоритет идеалов справедливости, политическая индифферентность личности.

   Признание индивида главным субъектом и  источником политики, отношение к  государству как к институту, зависимому от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности, орудию предпринимательской деятельности индивида и группы. Признание главенствующей роли в политике элит и государства, предпочтение патроната государства над личностью руководителей общин, сообществ, групп, доминирование ценностей корпоративизма.

   Предпочтение  личностью множественности форм политической жизни, состязательного типа участия во власти, плюрализма и демократии, предпочтение усложненной организации власти (наличия партий, разнообразных групп давления и т.д.). Предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни и коллективных форм политического участия,, лишенных индивидуальной ответственности, тяготение к авторитарному типу правления, упрощенным формам организации власти, поиску харизматического лидера.

   Рациональное  отношение к исполнению правящими  элитами и лидерами своих функций  по управлению обществом, понимание  необходимости контроля за их деятельностью и соблюдения правил контрактной этики. Обожествление правителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля.

   Примат  общегосударственных законов и  установлений (кодифицированного права) над частными нормами и правилами  поведения, понимание различий в  моральной и правовой мотивации политических действий граждан. Приоритет местных правил и обычаев над формальными установлениями государства, тенденция к сглаживанию противоречий между нравственными традициями общности и законодательными установлениями как мотивами политического поведения.

   Достаточно  ощутимая идеологизированность политических позиций граждан. Менее выраженная идеологизированность позиций, веротерпимость (за исключением исламистских течений). 

   В классическом виде названные ценности и традиции взаимодействия человека и власти формируют органически противоположные политические культуры (например, в США и Иране, во Франции и Кампучии). Качественные особенности цивилизаций, как правило, обусловливают взаимно непреобразуемые основания политических культур, сближение которых произойдет, очевидно только в далеком будущем.

   Вместе  с тем, качественные особенности  цивилизации, как правило, обуславливают взаимно-непреобразуемые основания политических культур.

   Сближение которых произойдет только в далеком будущем, но нельзя не видеть, что возникает общечеловеческая общественно-политическая культура. Некие общие политико-культурные универсалии. К ним относятся:

   1.     Общечеловеческие политические  ценности (право на жизнь, право  на счастье, свобода, социальная справедливость во всех сферах, участие в управлении государствами и общественными делами, сохранение мира, природы, культуры и другие).

   2.     Международный политический язык.

   3.     Международно-политическая символика.

   4.     Существование и функционирование  международных политических организаций.

   5.     Международное право.

   6.     Глобальная политическая интеграция.

   7.     Политический легионализм.

   8.     Политическое насилие.

   Важнейшей составной частью политической культуры является политическая символика.

        Политическая символика – это  совокупность символов в образно-процессуальной форме, отражающих либо идеализирующих мир политики. К основным формам политической символики относятся следующие:

   ·  Национально-государственная символика (флаг, герб, гимн, конституция, денежные знаки и другие). Цель символики: привлечь внимание граждан, объединить их вокруг какой-то масштабной идей и соответственно побудить их на определенные действия.

   ·  Политическая ритуально-процессуальная символика. Представлена съездами и собраниями политической партии и движениями, политическими демонстрациями с помощью ее простой смертный может стать президентом.

   ·  Скульптурно-архитектурная политическая символика. Символом власти и государства выступают дворцы, правительственные здания, площади и другие.

   ·  Города – политические символы. Способствуют формированию национально-политического  самосознания.

   ·  Уголовно-графическая политическая символика. К ней можно отнести христианский крест, мусульманский месяц, серп и молот и т.д.

   ·  Наглядно-агитационная политическая символика  представлена лозунгами, плакатами, портретами, транспарантами. Интенсивно применяется в период выборной компании и государственных праздников.

Информация о работе Политическая культура общества