Политическая этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – в контексте рассмотрения вопросов о соотношении политики и морали обосновать возможность синтеза политики и морали в современной политической практике.
В соответствии с изложенной целью ставятся следующие задачи:
- уточнение основных научных категорий и понятий, связанных с определением соотношения политики и морали;
- осуществление критического анализа основных научных и философских подходов к обсуждению проблем политики и морали;

Содержание

Введение
Глава 1. Политическая этика как предмет теоретического анализа
§ 1. Сущность, содержание и основные подходы к изучению политической этики
§ 2. Исторические тенденции развития политической этики
Глава 2. Основные направления развития политической этики на современном этапе
§ 1. Основные проблемы и подходы определения соотношения морали и политики
§ 2. Перспективы применения синтеза политики и морали как способа развития современного общества
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     Итак, анализ, предпринятый в рамках первой главы, показал, что политика и мораль являются основными социально-регулятивными системами, а определение соотношения политики и морали серьезной теоретической и практической задачей на современном этапе развития общества. При этом особое место занимает вопрос об уточнении понятийного аппарата политической этики, изучение основных направлений ее совершенствования. 
 
 
 
 

     Глава 2. Основные направления развития политической этики

     на  современном этапе

     § 1. Основные проблемы и подходы определения соотношения морали и политики 

     В рамках анализа современной политики выявлен комплекс противоречивых тенденций, доминирующих как в международных, так и во внутренних политических отношениях.

     Для внешней и международной политики характерны взаимозависимые процессы: глобализации и регионализации миросистемных связей; интеграции и дезинтеграции; организационных начал в формировании нового мирового порядка и хаотического характера содержания международных отношений; интернационализации и усугубляющейся этнонациональной обособленности; интеллектуальной, нравственной общепланетарной солидарности и корпоративности групповых интересов, сохранения и агрессии со стороны архаичных элементов, миротворческих усилий и наращивания военной силы.

     Для внутренней политики и развития современного общества характерны: снижение регулятивного воздействия публичной политики, бюрократизация политической сферы, увеличение влияния масс-медиа на характер и содержание политики, снижение формирующего воздействия и технологизация политики.

     Особое  внимание обращено на то, что основные политические категории – национальный интерес, власть, политическая воля, политическое принуждение и др. не остаются неизменными, а в реальной политической практике наполняются многими новыми аспектами. Также указывается на то, что в вопросах проявления морали в политике преобладают не научные, а политико-идеологические ориентации.

     В качестве основных подходов к определению соотношения морали и политики выделяются следующие:

     1. Демократический и либеральный подходы.

     Сторонники демократических теорий стоят на «внеморальности» политики или зависимости от построения демократического общества, в основе которого находятся свободные экономические и информационные обмены между членами общества. В работе аргументировано, что критика данных теорий, вызвана тем, что для реализации «демократии как метода» нужны моральные условия в обществе, а также невозможность универсального применения одинаковых начал в разных социокультурных условиях.

      Сторонники либеральных теорий, обозначаемых некоторыми отечественными авторами как «морализаторские»1, настаивают на признании значимости универсальных «общечеловеческих» ценностей. Общечеловеческие ценности выступают в качестве платформы реализуемой глобальной политики, осуществляемой от имени гражданского общества и правового государства, и используются в качестве основного политического метода достижение политического консенсуса через открытую политическую дискуссию.

      В параграфе отмечается, что основная трудность с признанием действенности этих теорий состоит в фактической невозможности осуществления предъявляемых моральных требований к политике и радикального расхождения между декларируемыми ценностями и реально осуществляемой политической практикой, именованной как «политика двойных стандартов»2 за радикальную разницу между либеральными моральными ценностями и способами реализации политических интересов.

      В качестве аналога либеральных теорий в России большое значение морали в политике признают сторонники этической линии продолжения традиций религиозно-консервативных представлений русской философии. Сущность этой тенденции представляют попытки адаптации традиций российского консерватизма как идеологической и этической позиции в политике, основанной на «селективном отборе проявлений традиции и отечественного исторического опыта».3 Указывается, что критика такого подхода возможна как с позиций сторонников западных концепций, утверждающих примат универсальных либеральных ценностей, либо внеморального характера политики, так и с позиций невозможности реализации моральных требований этого подхода в силу концептуальной его отсталости в современных условиях, требующей значительной переработки традиций русской философии.

      2. «Моносубъектная» или усеченная  трактовка морального фактора в политике, сторонники которой присваивают определяющую возможность морального влияния на политику, выполнению задач «ее нравственного облагораживания»4 какому либо из субъектов политических отношений.

      В качестве одного из проявления данного подхода можно назвать признание определяющей роли традиционной христианской морали в качестве определяющего фактора морального воздействия на современную политику. Сторонники данной позиции настаивают не на выборочном отборе элементов отечественной традиции и исторического опыта, а имеют в виду непосредственное обращение к религиозной традиции, то есть непосредственно связано с вопросами религиозного исповедания и личного примера в следовании религиозным ценностям, а также морального нормирования на основе этих ценностей.

      Основная  претензия к подходам политического  моносубъекта состоит в том, что  моральное содержание политики формируется  во всей совокупности политических отношений, в силу чего присвоение статуса определяющего  морального влияния определенной системе ценностей, идеологии, политическому объединению или политическим лидерам является неполноценной с точки зрения оценки всей совокупности политических процессов и политических отношений.

      3. Также в качестве важного направления развития политической этики рассматривается подход, согласно которому отрицается полезность для политики норм и ценностей «общей морали», но при этом обосновывается важность особой «политической морали».

      Так, по мнению Э.А. Позднякова, политика, не имеющая собственной особой морали, «такой по существу не является». Поэтому «причитания» о том, «чтобы сделать политику нравственной», он называет «не более чем политическим идеализмом», так как, например, в сфере международных отношений «практически не было, нет и не может быть никакой этики, кроме этики достижения вполне узко понимаемого национального интереса»

      Критика данного подхода заключена в  том, что политика как деятельность неизбежно предполагает постоянное обращение к нормам

      морали  и осуществление личного нравственного  выбора, обойти которые в своей деятельности невозможно. Второй пункт критики состоит в том, что развитие политической морали по образу корпоративной, исключающей обращение к общественной морали как к основе политического действия приводит к деградации и дальнейшему исчезновению политики.

      4. Одним из вариантов рассмотрения проблем соотношения политики и морали следует рассматривать тот подход, согласно которому наибольшую ценность имеет нормативное значение этики в формировании и регулировании политических отношений.

      В рамках данного подхода следует выделять позицию, в основу которой положено признание политической этики единственным нравственным фактором, регулирующим политические отношения. В свою очередь придание политической этике такого регулирующего значения содержит в себе возможность исключения морали и нравственности из процесса эффективного воздействия на политику, а также ставит закономерный вопрос о характере влияния политической этики на политику, о практической взаимосвязи науки и практики, поэтому некоторые авторы сходятся во мнении, что это влияние «носит лишь научно-рекомендательный характер».5

      Основа  критики данной позиции состоит в том, что в данном случае имеет место излишнее внимание к теоретическому схоластическому аспекту анализа ситуаций соотношения политики и морали, уход от конкретных вопросов политической практики.

      5. Следует особо обратить внимание на синтез политики и морали. Теоретический статус данного подхода выражен в прогностических и проектных формах. Подход, предполагающий синтез политики и морали находится в стадии активной теоретической проработки, а поэтому не имеет четко выделенных рамок и границ и имеет существенный научный потенциал наполнения этическим содержанием.

      6. Также существует позиция, согласно которой «моральные и этические требования должны придти на место устаревающим традиционным политическим идеологиям». Во многом такая оценка обусловлена слабой востребованностью современной политической практикой классических идеологических подходов и механизмов формирования общественного мнения, как считают некоторые исследователи «без идеологии как одной из форм общественного сознания немыслимы общественные отношения»6, что грозит идеологическим нигилизмом, дефицитом политических идей.

      Очевидно  также и то, что замена идеологии комплексом этических требований вряд ли осуществима в силу тех объективных различий, которые содержатся в каждом из них, поэтому идти не путем его противопоставления или замены этическим компонентом, а нахождения потенциала их конструктивного взаимодействия.

      Исходя  из цели и задач настоящего исследования наиболее перспективным подходом для  рассмотрения вопросов о соотношении  политики и морали, является необходимость обоснование возможности практического синтеза политики и морали, практическую реализацию нравственных ценностей в политической практике. 
 
 
 

       § 2. Перспективы применения синтеза политики и морали как способа развития современного общества 

       В качестве основных элементов политики и морали выделяются интересы (личные, групповые, национальные и др.) и нравственные ценности. Подробно рассматривается ситуация формирования двух идеальных типов политики или политических течений: политики интересов (политического реализма) и политики ценностей (политического идеализма).

       Недостаточность и ущербность разделения базовых элементов указанных социальных регулятивных систем, приводящая к возникновению и накоплению серьезных практических политических противоречий. В качестве способа разрешения данных противоречий можно рассматривать синтез политики и морали как способ урегулирования поведения и деятельности политических субъектов в процессе принятия конкретных политических решений.

       Преодоления внутренних противоречий современной политики, выражающиеся в ее бюрократизации и увеличении влияния средств масс-медиа на процесс ее осуществления. В контексте обсуждения вопроса об универсальных гуманитарных ценностях затрагиваются вопросы учета цивилизационно-ценностных особенностей разных обществ и культур как преодоление «плоского» политического миропонимания и политической практики.

       Рассматривается необходимость формирования нового типа содержательной гуманитарной политики – политики развития. В контексте дискуссии о содержательной и демонстративной политики рассматриваются основные политические ценности политики развития, обсуждается идея результативности политики. Кроме того изучается вопрос целенаправленного культивирования ценностей и формирования в обществе ценностей развития (механизмы политического образования, рекрутирования политических лидеров и формирования политической элиты).

     Таким образом, одним из основных вопросов и проблем политической этики  на современном этапе является необходимость  преодоления формального разделения этих социальных регулятивных систем, придание им подлинно результативных форм в целях эффективного регулирования отношений во всех сферах общественной жизни. Решение этих задач не может обойтись без применения подходов, предполагающих синтез основных элементов политики и морали в политической практике, целенаправленном формировании и совершенствовании политической и моральной регулятивных систем. Развитие политики должно выражаться в совершенствовании ее структуры, преодоления основных негативных тенденций, связанных с выхолащиванием ее морального и нравственно-ценностного содержания, разрыва с требованиями морали, а значит и запросами современного общества.

     В свою очередь решение этих задач  требует усовершенствования политической этики, как одной из основных наук, исследующих проблемы соотношения  политики и морали, придание ей современного теоретического аппарата и обновление основных научных категорий данной науки. 
 
 
 

Заключение

      В современном обществе отношение  политики и этики, политики и морали, политического и морального сознания складывается таким образом, что  значение нравственного начала в политике возрастает, все чаще политические явления подвергаются моральному измерению, нравственной оценке. Мораль и политика - одно из основных и наиболее сложных отношений политики к действующим в обществе нормам нравственности, близкое к этическим оценкам политики.

Информация о работе Политическая этика