Политическая элита в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

В этой работе рассмотрены такие темы как: политическая элита, ее понятие и структура; источники, факторы формирования политической элиты в России; политические элиты в современной России

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2

2. Политическая элита: понятие, структура………………………………5

3. Источники, факторы формирования политической элиты в России …………………………………………………….........................................9

4. Политические элиты в современной России…………………………14
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...16

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...18

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

     В целом же, как показывает практика, антрепренерская система наиболее отвечает современным реалиям.

     Для формирующегося постиндустриального  общества основным критерием рекрутирования элиты являются способности, но сохраняют свое значение и факторы происхождения, собственности.

     Для системы гильдий характерны:

  1. закрытость, отбор претендентов на высокие посты главным образом из низших слоев самой элиты, их медленное постепенное продвижение по ступеням служебной иерархии;
  2. высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров - формальных требований для занятия должности: партийность, возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой ранее должности, положительная характеристика, национальность и т. д.;
  3. узкий, относительно закрытый круг селектората, в который, как правило, входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или даже один первый руководитель - глава правительства или фирмы, первый секретарь райкома партии и т. п.;
  4. тенденция к воспроизводству существующего типа элиты, вытекающая из вышеизложенных характеристик.

     Система гильдий преобладала в странах тоталитарных. Ее элементы имеются в Великобритании, Японии, Германии и других странах.

     Действие  этой системы может быть проиллюстрировано  на примере ФРГ. Для того чтобы  сделать карьеру, верхней ступенькой которой было бы вхождение в правящую верхушку, необходимо, как минимум, отвечать следующим требованиям.

     Во-первых, происхождение родителей кандидата  должно быть достаточно высоким. Компенсацией за недостаточно репрезентативное происхождение  может быть брак с представителем более высокой социальной группы.

     Во-вторых, необходим определенный тип воспитания, которое, как правило, можно получить лишь в большом городе, в соединении с университетским образованием.

     В-третьих, кандидат в элиту должен исповедовать одну из двух основных религий и  придерживаться определенной системы взглядов.

     В-четвертых, он должен иметь профессию или  род деятельности, открывающий большие  шансы для продвижения.

     С некоторыми модификациями эти условия  определяют селекцию элиты и в  других странах Запада.

     Система гильдий также имеет свои достоинства и недостатки.

     К числу ее сильных сторон относятся  высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, малая вероятность внутренних конфликтов.

     В то же время система гильдий генерирует бюрократизм, порождает консерватизм и конформизм. Без дополнения конкурентными механизмами она ведет к постепенной деградации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту, неспособную к эффективному управлению.

     Собственно, это и произошло в странах социализма, где господствовала номенклатурная система рекрутирования политической элиты - типичный вариант системы гильдий. В СССР критериями формирования элиты были полнейший идеологический и политический конформизм (так называемая «политическая зрелость»), личная преданность руководству, родственные связи, знание «правил игры» и т. п. Эти и подобные «фильтры» отсеивали наиболее ярких людей, деформировали личность.

     В СССР, в отличие от многих стран  Восточной Европы, не сформировалась сколько-нибудь влиятельная демократическая контрэлита. Значительная часть нынешней российской элиты имеет номенклатурное прошлое, и находилась на вторых-третьих ролях в советской системе власти. Единственная элитная группа, где сегодня преобладают люди, не входившие прежде в номенклатуру,- это элита бизнеса.

     Латентным периодом в формировании российской элиты были годы перестройки. Демократизация общественной жизни создала условия  для включения советской  элиты в новые для нее виды деятельности, которые позволили трансформировать номенклатурный статус в экономический и политический капитал.

     С начала девяностых годов в правящем слое России произошли следующие  изменения: омоложение, снижение доли выходцев из села, широкое рекрутирование интеллектуалов и профессионалов. В  результате в нем возрос удельный вес рыночно ориентированных хозяйственников и прагматиков.

     Эти процессы сопровождались ослаблением  идейно-политического размежевания политической элиты. В первые постсоветские годы оно основывалось на противостоянии модернизаторских, либерально-реформаторских, и консервативных, национал-коммунистических элит. Впоследствии демократы-либералы первой волны частично были оттеснены на периферию политической жизни, частично абсорбировались в бюрократически-управленческом слое, сформировавшемся в основном из советской номенклатуры. Значительная часть коммунистической элиты, особенно региональной, несмотря на использование конфронтационной фразеологии, также вошла в бюрократические структуры и перестала быть антисистемной силой.

     В целом же, несмотря на происшедшие изменения, уровень деловых и нравственных качеств нынешней элиты продолжает оставаться невысоким. При почти полном отсутствии социального контроля над властью это обстоятельство стало одной из существенных причин кризиса российского общества.

     Группировки, составляющие нынешнюю элиту, рыхлы  и аморфны, их раздирают острые противоречия. Имеет место ожесточенная конкуренция  между самими группировками. Сложившийся  внутри элиты расклад сил не позволяет  ни одной из них занять господствующее положение.

     Наряду  с соперничеством различных кланов и группировок внутри элиты проявилась и другая тенденция - к их консолидации для сохранения власти. Об этом, в  частности, свидетельствует возникновение  в 1996 году так называемой «семибанкирщины» с целью переизбрания Б. Н. Ельцина президентом.

     Слабость  российской элиты проявляется и  в отсутствии у нее долговременной программы реформ, в попытках механически  перенести на отечественную почву  основные ценности либерализма. В отечественных  условиях эти ценности нередко искажаются до неузнаваемости: индивидуализм трансформируется в безудержный эгоизм, свобода - в безответственность и произвол, конкуренция - в диктат сильного по отношению к соперникам и т. д.

     Нынешнее  состояние российской элиты позволяет  утверждать, что процесс ее формирования еще не завершился. Она не обладает такими необходимыми правящей элите свойствами, как относительная сплоченность, целостность и единство. У большинства составляющих ее групп отсутствует сколько-нибудь широкая социальная база, усиливается тенденция к закрытости, окукливанию элиты.

     Российская  элита сохраняет свое господствующее положение благодаря действию разнонаправленных  и преимущественно отрицательно ориентированных факторов - инерции  народного послушания власти, социальной апатии населения, его боязни ухудшения ситуации.

     Становление рыночной экономики и правового  государства реально лишь при  создании новой системы рекрутирования элиты. Эта система должна основываться на конкурентных началах и институционализации  требований к деловым и нравственным качествам руководителей. 
 
 
 

     ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ЭЛИТА В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ 

     В современных условиях политическая элита субъектов Российской Федерации  все в большей мере вытесняется  с арены действия политических факторов федерального масштаба, а ее интересы замыкаются на подконтрольной ей территории.

     Взамен  утраченных возможностей оказывать  общефедеральное влияние главы  регионов получили гарантии экономической  и иной помощи из центра при условии  политической поддержки региональными  элитами позиций центра в ходе федеральных выборов.

     В качестве предпосылок процесса институционализации  политической элиты регионов России на современном этапе можно выделить следующие:

  1. проведение административно-правовой реформы 2000 года, в результате которой произошло перераспределение политического влияния в отношениях «центр – регионы» в сторону усиления федеральной элиты;
  2. рост политической активности регионального и федерального бизнеса, который способствует снижению идеологической подоплеки политических действий региональной элиты и возрастанию прагматических настроений в отношениях региональной политической элиты и центра;
  3. заметное снижение публичности конфликтов в отношениях «центр – регион»;
  4. принятие латентной формы не только внутриэлитных конфликтов в регионах, но и конфликтов между элитой и массой.

     Усиление  административной составляющей в составе  региональной политической элиты является характерной чертой нынешней российской ситуации в политической сфере: максимальная вероятность победы на выборах в  законодательные органы власти субъектов РФ (64%) имеется у представителей глав исполнительной власти регионов.

     Используя интегральный административный ресурс, чиновники высшего ранга надолго  закрепляются в элитных группах, что приводит не просто к частичному искажению представительства социально-политических интересов общества, но к полной имитации этого представительства.

     В таких условиях элита более эффективно выполняет работу по обеспечению  собственного устойчивого положения, которая традиционно ведется  не по формальным принципам работы в высших органах власти, а по неформальным «правилам игры», структурирующим элиту по принципам личной преданности.

     Определяющей  тенденцией формирования института  местной власти является постепенное «сращивание» элиты с крупным бизнесом. Интересы чиновничества и крупных бизнесменов часто пересекаются, а в результате в регионе процесс принятия стратегических решений проводится по принципам реализации закулисных договоренностей между госаппаратом и руководством ведущих экономических структур.

     Отмеченные  тенденции институционализации  региональной элиты согласуются  с результатами анализа состава  современных политических элит регионов РФ, проведенного методом выделения структурных групп -совокупности персон, имеющих схожие характеристики, выделенные по формально-функциональному признаку (должность, принадлежность к одной социально-экономической или социально-политической структуре, контроль над одного вида ресурсами и т.д.).

     Рассматривая  показатели представленности и уровня влиятельности 18 различных структурных групп в составе «среднестатистического» региона России, приходим к выводу, что ядром формирующегося института местной политической элиты выступает либо властная (представители исполнительной и законодательной власти региона), либо политико-экономическая (крупные бизнесмены) составляющая. Максимальным политическим влиянием при этом обладают представители таких структурных групп, как «Глава региона», «Глава областного центра» и «Главы конфессий», однако в общем совокупном объеме политического веса руководителей региона доля этих групп невелика.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      С приходом к власти В. Путина правящая элита предприняла немало шагов по преобразованию и политической системы, и политической элиты страны в авторитарно-демократическую. Под свой контроль новый глава государства поставил Федеральное собрание, основные политические партии, бизнес-элиту, большинство региональных лидеров, основные электронные средства массовой информации.

     В настоящее время правящая элита  демонстрирует желание подчинить  себе и такую мощную силу, как Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР). Если последнее удастся осуществить президентско-правительственным структурам, то под их влиянием окажется большая часть «левого» электората, что, в свою очередь, резко ослабит позиции коммунистов и аграриев, оппозиционно настроенных к нынешней правящей элите.

     Все это показывает цель современной  правящей элиты - расширить свою социальную базу. Но такая тактика содержит в себе очень большую опасность: если проводимый социально-экономический курс провалится, не оправдает ожиданий электората, то реакция последнего будет сравнима с реакцией обманутого человека со всеми вытекающими отсюда последствиями, главным из которых станет переход в разряд ярых противников данной элиты. И чем шире окажется в настоящее время социальная база власти, тем больше, в случае неудачи, будет число ее противников.

Информация о работе Политическая элита в России