Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:52, реферат
Никто из нас не видит мир таким, каким он есть на самом деле. Мы смотрим на него через призму каких-то уже сформировавшихся представлений, предположений и теорий. Поэтому наблюдение и понимание неотделимы друг от друга: глядя на мир, мы одновременно придаём ему тот или иной смысл. Нечто аналогичное происходит и тогда, когда мы воспринимаем политику, - у разных людей здесь могут быть изначально разные аксиомы и заранее сложившиеся представления. Корни всего этого скрываются в тех предельно широких политических традициях, что называются политическими идеологиями.
Введение…………………………………………………………….2
1. Сущность политической идеологии…………………………....3
2. Современные политические идеологии………………………..7
3. Либерализм как метаидеология………………………………..14
3.1. Развитие либеральных идей………………………………..14
3.2. Либерализм эпохи Просвещения…………………………..17
3.3. Классический либерализм конца XVIII - XIX веков…….19
3.4. Неолиберализм……………………………………………...20
3.5. Российский либерализм…………………………………....23
Заключение…………………………………………………………27
Список литературы…………………………
На появление идей либерализма оказала влияние и Реформация, утверждавшаяся протестантская этика, нацеливавшая на достижение успеха. Рассмотрение духовно-нравственных и психологических основ становления капитализма и либерализма осуществляли в своих работах М. Вебер, В. Зомбарт, А. Тойнби и другие.
В
XIX веке либеральные идеи
развивались представителями
западной общественно-
В
XIX в. были заложены основы для
дальнейшего развития системы
буржуазной демократии уже в
XX столетии, которая была
сформулирована либералами в
общих чертах. Класс буржуазии
все более укреплял свои
позиции, и необходимо было
всю систему буржуазного
конституционализма привести в
соответствие с новыми
Либерализм XIX в. предстаёт как
идеологическое направление, которое
выражало интересы сформировавшегося
к тому времени класса
буржуазии, требовавшего
3.2.Либерализм эпохи
Большинство исследователей либеральной политической доктрины считают временем её зарождения - конец XVII века, а идейным ядром - теорию «общественного договора». Наиболее полное, завершённое развитие идеи этой теории получили в работах Джона Локка (1632-1704), Шарля Монтескье (1689-1755) и Жан-Жака Руссо (1712-1778). Идеи основоположника либерализма Джона Локка об «Естественных правах» гражданина: на жизнь, свободу, собственность; о разделении ветвей власти пришлись в Англии после Славной революции 1688 года как нельзя кстати.
В отличие от Гоббса, Локк и
Монтескье рассматривали
У Руссо по отношению к частной собственности своеобразная позиция: в своём втором трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755) он объявил частную собственность причиной всех социальных бед и несчастий.
В своём
учении о возникновении государства
теоретики Просвещения считали,
Таким образом, возникшее в
результате ''общественного договора''
государство предстаёт как
Теории «естественного права» и «общественного договора» составили основу доктрины классического либерализма - идейно-политического течения, основными требованиями которого стали свобода предпринимательства и обеспечение основных политических свобод. Идеи «общественного договора» легли в основу «Декларации прав человека и Гражданина», принятой Учредительным собранием 26 августа 1789 года.
Многие идеи либерализма
Просветителей нашли отражение
в утвердившихся в
3.3. Классический либерализм конца XVIII - XIX веков.
К концу XVIII - началу XIX вв., сложилась та форма либерализма, которая позже получила название «классической». Обычно её связывают в Англии с деятельностью кружка «философских радикалов», опиравшихся на труды И.Бентама, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Дж. Милля, позже Г. Спенсера, а также с идеями «манчестерской школы» экономического либерализма (Р. Кобден, Д. Брайт), а во Франции - с творчеством Б. Констана, Ф. Бастиа.
«Философские радикалы»
В либеральной доктрине особое место занимает понятие свободы. Наибольшая свобода, совместимая с равными правами других - вот кредо «классического либерализма». Гарантией свободы является защита от вмешательства государства в частную жизнь людей и от господствующего в обществе мнения.
В качестве главной гарантии
свободы рассматривалась
частная собственность,
Большое значение либералы классического периода придавали обоснованию роли и функций государства. Государство, полагал Бентам, необходимо для того, чтобы защищать и охранять личные интересы индивида и интересы общества как совокупность индивидуальных интересов.
Государство понималось как «
«Тремя китами» «классического либерализма» были свобода личности, понимаемая как свобода от принуждения извне, рыночные отношения, основанные на незыблемости частной собственности и минимальное государство. Этот либерализм идеализировал рыночные отношения между мелкими предпринимателями, характерные для раннего капитализма: свободный рынок казался основой «хорошего общества», в котором ответственные граждане, полагающиеся на собственные силы, взаимодействуют к собственной выгоде и всеобщему благу. Однако на практике свободная конкуренция не привела к гармонизации общественных отношений: оказалось, что в отсутствие контроля рыночные механизмы ведут к поляризации социальных контрастов, причем в основе вознаграждения далеко не всегда лежит принцип заслуг. «Слабые» стороны «классического либерализма» попытались ликвидировать представители неолиберализма.
3.4. Неолиберализм.
В последней трети XIX века начал складываться новый тип либерализма, часто обозначаемый в литературе разными терминами: «неолиберализм», «социальный либерализм», «либерал-реформизм». Появился он как ответ на тяжёлый кризис либеральной идеологии. Дж.Ст. Милль, Т. Грин, Дж. Хобсон, Л. Хобхауз, Дж. Дьюи - все они претендовали на переделку формы и изменения содержания доктрины либерализма.
Для политической идеологии
Важнейшим достоинством политической
системы неолиберализм провозглашает
справедливость, а правительства
ориентирует на моральные
Несмотря на большие отличия
в ценностных ориентациях
между классическим и новым
либерализмом существует
Преемственность между «
Под сомнение
был поставлен и принцип
Огромный вклад в формирование доктрины либерального реформизма внес английский экономист Дж. Кейнс (1883-1946 гг.). Его программа, сформулированная под воздействием мирового экономического кризиса, включала в себя активное вмешательство государства в социально-экономическую сферу, в частности, всемерное увеличение расходов государства, расширение общественных работ, инфляционную и цикличную налоговую политику, цикличное балансирование бюджета, достижение баланса "спроса" и "полной занятости" и др.
Социальный либерализм сумел разрешить многие вопросы, связанные с образованием, медицинским обслуживанием, социальным страхованием занятостью, правами меньшинства, расширением участия граждан в политическом процессе.
Таким образом,
либеральная идеология представ
3.5. Российский либерализм.
Либеральная идеология на протяжении последних веков, и особенно в 90-е годы XX века, играла важную роль в прогрессивном политическом развитии России.
Либеральное сознание появляется в стране в конце XVIII - начале XIX вв. Его появление обусловлено включением России в широкий общеевропейский контекст, приобщением высших слоев общества к европейской образованности, утверждением идеалов Просвещения, внедрением идеи общественного договора, естественных прав и т.д. Формирование более или менее целостного либерального сознания падает на 10-30 гг. XIX столетия. Носителем либеральных идей в России выступала в эти годы дворянская интеллигенция и правительственная бюрократия. Вопрос о перспективах конституционного развития страны был неразрывно связан с вопросом об отмене крепостного права и распространении просвещения.