Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:51, реферат
В течение последнего десятилетия ХХ века проблемы социальной сферы в Италии выдвинулись на первый план. Существенным толчком для перемен в системе социальной защиты стали возрастающие процессы европейской интеграции, направленные на сближение социально-экономических параметров стран - участниц Европейского союза.
На сегодняшний день система социальной защиты Италии характеризуется рядом нерешенных вопросов.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
НАПРАВЛЕНИЕ «Юриспруденция»
ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КАФЕДРА ТРУДОВОГО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА В ИТАЛИИ
Выполнила:
студентка 4 курса
группы
Научный руководитель:
канд.юрид.наук, доцент
Тюмень, 2010
В течение последнего десятилетия ХХ века проблемы социальной сферы в Италии выдвинулись на первый план. Существенным толчком для перемен в системе социальной защиты стали возрастающие процессы европейской интеграции, направленные на сближение социально-экономических параметров стран - участниц Европейского союза.
На сегодняшний день система социальной защиты Италии характеризуется рядом нерешенных вопросов.
Серьезную проблему представляет собой асимметричная структура социальных расходов. Это проявляется, в частности, в том, что наиболее крупную долю социальных расходов составляет пенсионное обеспечение - 15,4% ВВП (при среднеевропейском уровне - 11,9%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 0,8%). По этой причине Италию (впрочем, не без основания) иногда называли страной пенсионеров. Так, до 1992 г. система пенсионного обеспечения Италии была, пожалуй, наиболее "щедрой" в сравнении с другими странами ЕС. Например, законом гарантировалось без определения границ пенсионного возраста получение пенсии после 35 лет страхования. Государственные служащие имели право на полную пенсию уже после 20-летнего страхового стажа. Среди других стран ЕС Италия обладала наибольшим числом пенсионеров в возрасте до 60 лет. Поскольку размер пенсии рассчитывался на основании дохода последних трудовых лет, характерные "сдвиги" в карьере перед выходом на пенсию стали частым явлением в стране. Кроме того, сравнительно просто можно было получить пенсию по инвалидности: для этого требовалось всего 5 лет выплаты страховых взносов, а на решение о предоставлении пенсии по инвалидности зачастую оказывала влияние не только работоспособность претендента в медицинском смысле, но и социальные и экономические условия.
Проблему значительной доли пенсионеров в общей структуре населения осложняет также неблагоприятное демографическое развитие в стране, где средний показатель рождаемости составляет 1,26 ребенка на семью - один из самых низких в Европе. Все это сопровождается ростом доли пожилых лиц как следствием увеличения продолжительности жизни: в 1997 г. 65-летние составляли 16,7% всего населения. Хроническая проблема для Италии - высокий уровень государственной задолженности (внутренний государственный долг в 90-е годы вырос более чем на 120% валового национального продукта). Все это ограничивает финансовую свободу государства в социальной сфере, которой наносит серьезный вред недостаточная ответственность как социальных органов, так и получателей социальных услуг по отношению к основополагающим принципам системы социального страхования. Особенно отчетливо это проявляется в случаях не всегда обоснованного предъявления претензий на получение пенсий. Характерным для Италии и самым большим в Западной Европе до сих пор остается теневой сектор экономики. Около 30% ВВП составляет незарегистрированная хозяйственная деятельность, а почти 25% трудящихся заняты в официальном секторе, который продолжает сокращаться. Все это, безусловно, сказывается на объемах инвестирования в социальную сферу.
Новая эпоха в итальянской социальной политике началась в 1992 г., когда правительством Амато были предприняты шаги к давно назревшей реформе в области социальной защиты. Основные мероприятия касались именно системы пенсионного страхования. Предусматривалось постепенное повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин, был увеличен минимальный срок страхового стажа до 20 лет. Кроме того, пенсионная реформа предусматривала снижение размера пенсий с 80 до 68% последней оплаты труда.
В последующие годы реформирование пенсионной системы было продолжено. В частности, в новой, предпринятой правительством Ламберто Дини, пенсионной реформе предусматривались изменения в методике расчета пенсий - за основу была принята не ориентация на прежний доход, а на уровень взносов, что в большей степени отвечало принципу эквивалентности и было более похоже на те принципы, которые характерны для добровольного частного страхования. Кроме того, реформа предусматривала постепенное сокращение различий между пенсиями по старости и за выслугу лет, а также возможность более раннего прекращения трудовой деятельности с соответствующим уменьшением размера пенсии.
Основной задачей правительства в социальной сфере во второй половине 90-х годов прошлого века было упорядочение социального бюджета. Необходимость, в частности, экономии обосновывалась прежде всего тем, что только на этом пути была возможна дальнейшая интеграция Италии в Европейский союз. Начатый в 1996 г. правительством Романо Проди курс на снижение государственных расходов предусматривал обширную приватизацию государственных предприятий, снижение расходов на образование и здравоохранение. Новая программа была заведомо непопулярной, однако на деле общественные протесты не приобрели широкого звучания, поскольку многие итальянцы понимали, что эти жертвы необходимы для выполнения Маастрихтского договора. Несмотря на курс жесткой экономии в 90-х годах, целью итальянской социальной политики все же было сохранение жизненного уровня населения.
В целом можно обозначить три приоритетные цели, которые лежали в основе реформ, начатых правительством в 90-е годы. Во-первых, это стремление, наряду с финансовой консолидацией социального бюджета, к созданию более равновесной и справедливой системы социальной защиты с одновременным повышением ее эффективности. Во-вторых, проведенные пенсионные реформы должны были унифицировать предпосылки для расчета пенсий в различных отраслях, и, в-третьих, целевой установкой правительства был переход к активной политике занятости и более активному диалогу между правительством, профсоюзами и союзами работодателей для повышения эффективности воздействия на рынок труда.
Несмотря на то что социальная политика Италии по-прежнему остается в компетенции государства, тем не менее экономическая политика Европейского союза оказывает на нее определенное влияние. С одной стороны, ЕС не вмешивается в социальную политику стран-участниц. С другой стороны, экономическая политика Евросоюза косвенно влияет на экономики входящих в него государств путем установления критериев сближения в экономической сфере. Решающее воздействие она оказала на итальянскую социальную политику в начале 90-х годов, дав ощутимый толчок реформаторским мероприятиям в социальном секторе. "Европеизирование" стало важным фактором для проведения социальных реформ в Италии не в последнюю очередь и потому, что в отличие от других стран Европы, где Евросоюз зачастую рассматривался как новая бюрократическая структура, ограничивающая полномочия национальных государств, в Италии с европейским объединением всегда связывали надежду на улучшение в собственной стране. Итальянцы принадлежали к сторонникам интеграции, ценя ее даже выше, чем объединение Италии в XIX столетии (это мнение выразили 76% респондентов общественного опроса, проводившегося в конце 90-х годов). Подобное отношение населения страны к вопросу, который не всегда вызывал положительную реакцию в других странах - участницах Европейского союза, видится прежде всего в традиционно глубоком недоверии населения к собственному государству. Причины такого недоверия, очевидно, коренятся не только в особенностях национального характера или менталитете итальянцев, но и в конкретных проблемах, характерных для всей итальянской экономики и социального сектора в частности.
2. Пенсионное страхование
Пенсионное обеспечение всех лиц наемного труда в Италии обязательно. Финансовая поддержка системы пенсионного страхования осуществляется государством. Организационно система пенсионного обеспечения в Италии достаточно сложна и запутанна. Руководит этой областью страхования Министерство труда и социального обеспечения. Помимо Национального института социального страхования (INPS) в стране существуют различные фонды, часть которых связана с INPS, а часть действует автономно. Так, в рамках этой системы действуют фонд страхования руководящих работников в промышленности (Национальный институт социального страхования руководящих работников), фонд пенсионного страхования для журналистов, актеров и др. Все эти организации считаются независимыми - с собственным юридическим лицом и независимым ведением дел. Однако фактически их можно рассматривать как образованные на государственном уровне учреждения, в которых представлены те или иные (в зависимости от профессии) заинтересованные социальные группы.
До проведения в 1995 г. пенсионной реформы в стране существовало три основных базовых режима пенсионного страхования. Во-первых, это обязательное пенсионное страхование по старости, за выслугу лет, по инвалидности и потере кормильца, по нетрудоспособности. Этот режим распространялся на всех лиц наемного труда, занятых в частном секторе, и осуществлялся фондом наемных работников - наиболее важным в системе Национального института социального страхования. Во-вторых, это пенсионное обеспечение государственных служащих. В-третьих, особые режимы пенсионного страхования были предусмотрены для служащих учреждений и организаций, находящихся в ведении местных органов власти. Это учителя школ, служащие местных органов власти и др.
В целом реформа 1995 г., не затронув основных принципов организационного оформления системы, была направлена на существенное снижение издержек прежней, ставшей неэффективной пенсионной системы. В качестве основных факторов, определивших снижение эффективности системы пенсионного обеспечения Италии, указывались последствия "демографического перехода" и, соответственно, увеличение доли выплачиваемых социальных взносов, перераспределяемых в солидарном порядке от работающей части населения к пенсионерам. Ожидается, что нагрузка пенсионной системы на занятое население будет увеличиваться быстрее и достигнет более высокого пика, чем в других развитых странах, в течение первой половины этого столетия.
Одна из основных причин реформы пенсионного обеспечения в Италии связана с кризисом деятельности Национального института социального страхования. Показателем кризиса может служить растущий дефицит бюджета этой организации. Так, в 1990 г. дефицит составил 49490 млрд. лир, в 1991 г. - 56650 млрд. лир, а в 1993 - 67400 млрд. лир. Недостаточной эффективности деятельности INPS способствует его организационная сложность: Национальный институт социального страхования включает в себя большое число пенсионных фондов и касс, которые находятся от него в неодинаковой зависимости.
Следующая причина реформы - один из самых высоких в Западной Европе уровней расходов на финансирование пенсионной системы, дополнявшийся самым низким пенсионным возрастом (60 лет для мужчин и 55 - для женщин). Все это тяжелым бременем ложилось на общественные финансы и затрудняло экономическое развитие страны. Средний размер пенсии в Италии составлял в середине 90-х годов ХХ века 69,4% и был одним из самых высоких в Европе после Франции и Нидерландов. В связи с этим итальянскую пенсионную систему зачастую определяли как особенно "щедрую". В качестве причин повышенных взносов на социальное страхование в Италии по сравнению с другими странами ОЭСР называется достаточно низкий уровень занятости населения, уклонение от уплаты взносов на малых предприятиях, значительное участие государства в финансировании социальных программ, а также невысокий уровень налоговой культуры населения. К запутанности и нерациональности итальянской системы пенсионного обеспечения добавлялось наличие многочисленных привилегий для отдельных категорий трудящихся с правом досрочного выхода на пенсию, что также негативно сказывалось на эффективности системы пенсионного страхования.
Цель проводимой реформы состояла в переходе от системы пенсий, зависимых от доходов, к системе пенсий, зависимых от страховых взносов. По сути переход к новой системе в рамках проводимой реформы был лишь первым шагом в процессе организации новой системы социальной защиты, фундаментом которой должна стать постепенная оптимизация социальных расходов. Основные элементы новой пенсионной системы следующие.
1. Повышение возраста выхода на пенсию. Необходимость удлинения сроков трудовой деятельности в Италии, так же как и в других странах Западной Европы, обусловлена демографическими, экономическими и культурными факторами. Быстрое старение населения и изменение соотношения числа работающих и пенсионеров привело к тому, что с начала ХХ века доля лиц в возрасте до 20 лет сократилась в Италии с 44 до 20%, а лиц старше 60 лет увеличилась с 10 до 23%. При сохранении нынешней демографической ситуации в стране в 2018 г. на одного пенсионера будет приходиться 1,85 работающих, а в 2033 г. это соотношение составит 1:1. Однако в случае увеличения пенсионного возраста до 65 лет в 2018 г. на одного пенсионера будет приходиться 2,7 работающих. В этом случае существенно сократится вклад государства в пенсионную систему, поскольку число пенсионеров, по прогнозам, в 2018 г. должно снизиться до 12 млн. человек . Увеличение пенсионного возраста проводилось постепенно. Так, на период между 01.07.1995 и 31.12.1996 он составлял 57 лет для женщин и 62 года для мужчин и увеличивался на один год в течение последующих пяти лет, составив в 2000 г. соответственно 60 и 65 лет для женщин и мужчин. Для лиц с пониженной трудоспособностью пенсионный возраст установлен в 60 лет для мужчин и 55 - для женщин.
2. Увеличение страхового стажа, необходимого для получения пенсии по старости, с 15 до 20 лет и для получения пенсии за выслугу лет с 35 до 40 лет.
3. Финансирование системы пенсионного обеспечения производится преимущественно за счет социальных взносов наемных работников и предпринимателей в размере 32,70% от фонда оплаты труда, из которых 8,89% уплачивает работник и 23,81% - работодатель. По сравнению с предыдущим периодом размер взносов был увеличен (ранее общая сумма составляла 26,72%), однако это вынужденное повышение выплат в пенсионный фонд, увеличение пенсионного возраста и санация системы финансирования должны в конечном итоге привести к снижению общей нагрузки на работающее население и стабилизации социальных расходов.
4. В отличие от предыдущей нынешняя система пенсионного обеспечения предусматривает иную форму расчета пенсий. Если ранее размеры пенсий устанавливались с заработков будущего пенсионера за последние пять лет работы из расчета 2% за каждый проработанный год, то сейчас величина пенсии определяется путем умножения величины накопленных вкладов на так называемый коэффициент трансформации. Размер выплачиваемой пенсии зависит от возраста прекращения трудовой деятельности и, как правило, меньше полной пенсии, однако в случае наличия определенных причин (например, экономических трудностей на предприятии и связанного с этим сокращения штатов) работник имеет право на получение полной пенсии, если его страховой стаж составляет не менее 35 лет.