Особенности переписей населения в России в 1989 и 2002 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Данные о численности, размещении и составе населения относятся к важнейшим статистическим показателям. Они играют важную роль в системе показателей планового развития экономики, культуры, повышения материального благосостояния людей, используются как для оценки достигнутого уровня экономического роста, так и для текущего и перспективного планирования размеров производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, трудовых ресурсов и т.д.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Официальная история переписей населения в России ……………………...5
2. Особенности переписи населения России 2002 года………………………...8
3. Изменение численности населения России за период между переписями населения 1989 и 2002 годов и последующие после переписи годы………...10
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………………...18
Приложение А. Численность постоянного населения в субъектах РФ по данным Всесоюзной переписи 1989г. и Всероссийской переписи населения 2002г. ……………………………………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

демография мартынова.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

      Итоги переписи станут также надежной основой  для планирования развития системы  общего школьного образования. На их основе будут определяться потребности  того или иного региона в учителях, учебных помещениях, детских садах  и прочих атрибутах, необходимых  для того, чтобы наши дети получали хорошее образование и могли с уверенностью смотреть в будущее. Ведь именно качественное образование, полученное человеком сегодня, - есть залог успешного развития государства завтра. Если мы сегодня не создадим потенциал по выращиванию квалифицированных конкурентоспособных кадров, то завтра Россия окажется "отброшенной" на столетия назад. Без точного прогноза численности детей каждого возраста в каждом населенном пункте техническая база для получения хороших знаний не будет достаточной.

      По  данным многочисленных исследований, жилищный вопрос неизменно оказывается  среди проблем, в наибольшей степени  беспокоящих российских граждан. Результаты переписи позволят составить достоверное  представление о жилищных условиях населения - площади их домов и квартир, числе жилых комнат в них, благоустройстве помещений. Последнее время все чаще и чаще мы встречаемся с проблемой самовольной перепланировки новых квартир. Из-за несоблюдения определенных условий при сносе стен и перекрытий увеличивается риск разрушения всего здания.

      В последнее десятилетие в России, как и во многих европейских странах, быстро меняется сам институт семьи. Многие браки и разводы уже  не регистрируются. При проведении переписи состояние в браке будет  определяться не по документам, а со слов опрошенных. При разработке семейной политики это позволит опираться на реальные представления о современной семье, что является гораздо более правильным подходом. В связи со сложной демографической ситуацией, ростом числа малообеспеченных семей, широким распространением социального сиротства, во многих регионах России разрабатываются программы помощи семье.

      Перепись  позволит получить данные, необходимые  для информационного обеспечения  таких программ: как распределяются семьи по размеру и составу, в какой части семей имеются серьезные проблемы с занятостью, жилищные проблемы. Перепись также позволит выяснить, какая часть детей посещает дошкольные учреждения, а какая нет. К сожалению, в последнее время все большую актуальность приобретает еще один вопрос, на который ответит перепись, - сколько детей школьного возраста вообще не учатся. Эту проблему необходимо решать в кратчайшие сроки, принимая во внимание приоритетность образования в России на сегодняшний день.

      Значительную  часть населения любого региона нашей страны составляют люди пенсионного возраста. Перепись является единственным источником данных, дающим комплексную характеристику людей данной возрастной группы. Данные переписи позволяют судить о том, сколько людей пенсионного возраста проживает в семьях, а сколько одиноки, в каких отраслях экономики заняты те, кто, перейдя границу трудоспособного возраста, продолжает работать.

      Россия  сегодня нуждается в притоке  квалифицированной рабочей силы, в то же время, миграционные процессы существенно влияют на социальную и экономическую ситуацию во многих регионах и часто вызывают обоснованное беспокойство руководителей. Причины тому разные - от присутствия на территории региона большого количества вынужденных переселенцев или иностранных рабочих до выезда людей заграницу на постоянное место жительства. Огромной проблемой, не имеющей пока в современных экономических условиях скорого решения, является так называемая "утечка мозгов", которая непосредственно влияет на изменение демографической ситуации в нашей стране. К сожалению, как и многие другие трудности России, эта проблема решится лишь после наступления экономической стабильности в стране. А пока мы можем только прогнозировать, как распределятся жители по территории региона, откуда они приезжают и куда уедут, сколько людей живут на территории одних населенных пунктов, а работают - в других. Эти сведения являются важнейшим элементом информационной поддержки решения проблем миграции и мигрантов, а поможет их сформировать предстоящая перепись.

      Обобщая все вышесказанное, можно с уверенностью заявить, что несмотря на отсутствие прямой связи между социально-экономическим  развитием и изменениями в  численности, составе, характере населения, эти звенья связи при наличии  правильного политического и социально-экономического подхода могут служить взаимному укреплению, а эффективное использование человеческого потенциала может способствовать экономическому росту страны в целом.

 

Список использованной литературы 

  1. Борисов В.А. Демография. - М.:БЕК, 2007. – 329 с.
  2. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм преодоления. - М.:ИНФО, 2006. – 258 с.
  3. Долгих Е. Эмиграционные намерения русских ученых. Утечка умов: потенциал, проблемы, перспективы. -  М.: Экономист, 2008. – 439 с.
  4. Зайончковская Ж.А. Демографическая ситуация и расселение. - М.: Экономист, 2007. – 217 с.
  5. Зайончковская Ж.А. Развитие внешних миграционных связей России. - М.: БЕК, 2005. – 197 с.
  6. Иконников О.А. Эмиграция научных кадров из России: сегодня и завтра. - М.: Экономист, 2008.- 385 с.
  7. Кисилева В.В. Миграция ученых и сохранение научного потенциала России. – М.: БЕК, 2006. – 219 с.
  8. Марианский А. Современная миграция населения. - М.: Экономист, 2008. – 469 с.
  9. Морозова Г.Ф. Эмиграция — реальная угроза будущему страны. – М.: Экономист, 2007. – 109 с.
  10. Орлова И.Б., Скворцов Е. Демографическая и миграционная ситуация в России: сравнительный анализ. - М.: Инфо, 2007. – 438 с.
  11. Орлова И.Б. Современная эмиграционная ситуация в России. - М.: Инфо, 2006. – 321 с.
  12. Супян В. Россия в мировых миграционных потоках. – М.: РУДН, 2007. -130 с.
  13. Ушкалов И.Г. Внешняя миграция населения как количественный и качественный факто демографической динамики. – М.: РУДН, 2007. – 219 с.
  14. Фрейнкман - Хрусталева Н.С., Новиков А.И. Эмиграция и эмигранты: история и психология. - СПб.:Питер, 2007. – 431 с.

Приложение  А

Численность постоянного населения  в субъектах РФ по данным Всесоюзной переписи 1989г. и  Всероссийской  переписи населения  2002г.
Субъект Федерации Все население, перепись 1989г. (тыс.чел.) Субъект Федерации Все население, перепись 2002г. (чел.) Плотность населения, перепись 2002 г. (человек на 1 кв. км)
Всего по России 147 400 Всего по России 145 166 731 8,5
    Центральный ФО 38 000 651 58,40
Белгородская область 1 381 Белгородская  область 1 511 620 55,8
Брянская  область 1 475 Брянская  область 1 378 941 39,5
Владимирская  область 1 654 Владимирская  область 1 523 990 52,6
Воронежская область 2 470 Воронежская область 2 378 803 45,4
Ивановская  область 1 297 Ивановская  область 1 148 329 52,7
Калужская область 1 067 Калужская область 1 041 641 34,8
Костромская область 809 Костромская область 736 641 12,3
Курская область 1 339 Курская область 1 235 091 41,5
Липецкая  область 1 230 Липецкая  область 1 213 499 50,3
Московская  область 6 689 Московская  область 6 618 538 361,4
Орловская область 891 Орловская область 860 262 34,8
Рязанская область 1 346 Рязанская область 1 227 910 31,0
Смоленская  область 1 158 Смоленская  область 1 049 574 21,1
Тамбовская  область 1 320 Тамбовская  область 1 178 443 34,4
Тверская  область 1 670 Тверская  область 1 471 459 17,5
Тульская  область 1 867 Тульская  область 1 675 758 65,2
Ярославская область 1 470 Ярославская область 1 367 398 37,6
Москва 8 972 Москва 10 382 754 361,4
    Северо-Западный ФО 13 974 466 8,30
Республика Карелия 791 Республика  Карелия 716 281 4,2
Республика  Коми 1 261 Республика  Коми 1 018 674 2,5
Архангельская область 1 570 Архангельская область 1 336 539 2,3
    в том числе Ненецкий АО 55     в том числе Ненецкий АО 41 546 0,2
Вологодская область 1 355 Вологодская область 1 269 568 8,7
Калининградская область 871 Калининградская область 955 281 63,3
Ленинградская область 1 661 Ленинградская область 1 669 205 73,8
Мурманская  область 1 147 Мурманская  область 892 534 6,2
Новгородская область 753 Новгородская  область 694 355 12,6
Псковская область 846 Псковская область 760 810 13,8
С.-Петербург 5 024 С.-Петербург 4 661 219 73,8
    Южный ФО 22 907 141 38,90
Республика Дагестан 1 803 Республика  Дагестан 2 576 531 51,4
Чечено-Ингушская Республика 1 275 Республика  Ингушетия 467 294 81,3
    Чеченская Республика 1 103 686 81,3
Кабардино-Балкарская Республика 760 Кабардино-Балкарская Республика 901 494 72,0
Республика  Калмыкия 323 Республика  Калмыкия 292 410 3,8
Республика  Северная Осетия 634 Республика  Северная Осетия 710 275 88,7
Краснодарский край 5 113 Краснодарский край 5 125 221 67,4
    в том числе Республика  Адыгея 433 Республика  Адыгея 447 109 58,8
Ставропольский  край 2 857 Ставропольский  край 2 735 139 41,1
    в том числе Карачаево-Черкесская Республика 418 Карачаево-Черкесская Республика 439 470 31,2
Астраханская  область 998 Астраханская  область 1 005 276 22,8
Волгоградская область 2 594 Волгоградская область 2 699 223 23,7
Ростовская  область 4 309 Ростовская область 4 404 013 43,7
    Приволжский ФО 31 154 744 30,00
Республика  Башкортостан 3 950 Республика  Башкортостан 4 104 336 28,6
Республика  МарийЭл 750 Республика  МарийЭл 727 979 31,4
Республика  Мордовия 964 Республика  Мордовия 888 766 33,9
Республика Татарстан 3 638 Республика  Татарстан 3 779 265 55,6
Удмуртская  Республика 1 609 Удмуртская  Республика 1 570 316 37,3
Чувашская Республика 1 336 Чувашская Республика 1 313 754 71,8
Кировская область 1 693 Кировская область 1 503 529 12,4
Нижегородская область 3 734 Нижегородская область 3 524 028 45,8
Оренбургская  область 2 174 Оренбургская  область 2 179 551 17,6
Пензенская  область 1 504 Пензенская  область 1 452 941 33,6
Пермская  область 3 100 Пермская  область 2 819 421 17,6
    в том числе Коми-Пермяцкий АО 160     в том числе Коми-Пермяцкий  АО 136 076 4,1
Самарская область 3 266 Самарская область 3 239 737 60,4
Саратовская область 2 686 Саратовская область 2 668 310 26,6
Ульяновская область 1 401 Ульяновская область 1 382 811 37,1
    Уральский ФО 12 373 926 6,90
Курганская область 1 105 Курганская  область 1 019 532 14,4
Свердловская  область 4 717 Свердловская  область 4 486 214 23,0
Тюменская область 3 080 Тюменская область 3 264 841 2,3
    в том числе Ханты-Мансийский  АО 1 268     в том числе Ханты-Мансийский АО - Югра 1 432 817 2,7
                      Ямало-Ненецкий АО 486                       Ямало-Ненецкий АО 507 006 0,7
Челябинская область 3 624 Челябинская область 3 603 339 41,0
    Сибирский ФО 20 062 938 3,90
Алтайский край 2 822 Алтайский край 2 607 426 15,4
    в том числе Республика  Алтай 192 Республика  Алтай 202 947 2,2
Республика  Бурятия 1 041 Республика  Бурятия 981 238 2,8
Республика  Тыва 309 Республика  Тыва 305 510 1,8
Красноярский  край 3 596 Красноярский  край 2 966 042 1,3
    в том числе Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО 55     в том числе Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО 39 786 0,1
                      Эвенкийский АО 24                       Эвенкийский АО 17 697 0,0
                       Республика Хакассия 569 Республика  Хакасия 546 072 8,8
Иркутская область 2 831 Иркутская область 2 581 705 3,4
    в том числе Усть-Ордынский  Бурятский АО 136     в том числе Усть-Ордынский  Бурятский АО 135 327 6,0
Кемеровская область 3 176 Кемеровская область 2 899 142 30,4
Новосибирская область 2 782 Новосибирская область 2 692 251 15,1
Омская  область 2 410 Омская  область 2 079 220 14,9
Томская область 1 002 Томская область 1 046 039 3,3
Читинская область 1 378 Читинская область 1 155 346 2,7
    в том числе Агинский Бурятский АО 77     в том числе Агинский Бурятский  АО 72 213 3,8
    Дальневосточный ФО 6 692 865 1,10
Республика Саха (Якутия) 1 081 Республика  Саха (Якутия) 949 280 0,3
Приморский  край 2 258 Приморский  край 2 071 210 12,5
Хабаровский край 1 824 Хабаровский край 1 436 570 1,8
    в том числе Еврейская автономная  область 216 Еврейская автономная область 190 915 5,3
Амурская  область 1 058 Амурская  область 902 844 2,5
Камчатская  область 466 Камчатская  область 358 801 0,8
    в том числе Корякский АО 39     в том числе Корякский АО 25 157 0,1
Магаданская область 543 Магаданская область 182 726 0,4
    в том числе Чукотский АО 157 Чукотский АО 53 824 0,1
Сахалинская область 710 Сахалинская область 546 695 6,3

Информация о работе Особенности переписей населения в России в 1989 и 2002 года