Автор: Евгения Белинина, 08 Октября 2010 в 10:33, статья
В нашей стране формированием имиджа стали заниматься сравнительно недавно: еще пятнадцать лет назад практически никто не знал, как "делать" политических деятелей, а первые имиджмейкеры, даже имевшие представление о западных технологиях работы с избирателями, в основном действовали методом проб и ошибок. Большинство специалистов в этой области в свое время пришли из академических институтов, поэтому были в большей степени стратегами, чем практиками. Знаковым рубежом стали президентские выборы 1996 г., когда имиджмейкеры и политтехнологи привлекались, казалось бы, к безнадежному делу - переизбранию Б. Н. Ельцина на второй срок.
Изменения, произошедшие в России за последние несколько лет, начиная с избрания В. Путина президентом РФ, проявились не только в экономике, образовании, политике, но и в формировании имиджа политических лидеров.
Многие факторы, влияющие на построение политического имиджа, технологии его формирования, остались неизменными со времени Ельцина, некоторые из них усилились, некоторые ослабли, но наряду с ними появились и совершенно новые особенности формирования имиджа политического лидера в современной России. Рассмотрим некоторые из них.
Автор: Ольга Гершевич,
кафедра социальной и политической
философии МосГУ 2007-03-31
Опубликовано в
издании: "Власть", Москва
Особенности формирования
имиджа политического лидера в современной
России
В нашей стране формированием имиджа стали заниматься сравнительно недавно: еще пятнадцать лет назад практически никто не знал, как "делать" политических деятелей, а первые имиджмейкеры, даже имевшие представление о западных технологиях работы с избирателями, в основном действовали методом проб и ошибок. Большинство специалистов в этой области в свое время пришли из академических институтов, поэтому были в большей степени стратегами, чем практиками. Знаковым рубежом стали президентские выборы 1996 г., когда имиджмейкеры и политтехнологи привлекались, казалось бы, к безнадежному делу - переизбранию Б. Н. Ельцина на второй срок.
Изменения, произошедшие в России за последние несколько лет, начиная с избрания В. Путина президентом РФ, проявились не только в экономике, образовании, политике, но и в формировании имиджа политических лидеров.
Многие факторы, влияющие на построение политического имиджа, технологии его формирования, остались неизменными со времени Ельцина, некоторые из них усилились, некоторые ослабли, но наряду с ними появились и совершенно новые особенности формирования имиджа политического лидера в современной России. Рассмотрим некоторые из них.
Двойственность восприятия
имиджа. Сегодня большинство
Актуальность этой
особенности подтверждает и развитие
политического консалтинга, РR-услуг
и имиджмейкинга - в последние
годы услуги специалистов в этой области
стали частью повседневного политического
процесса. Издается большое количество
книг по формированию политического
имиджа, повышается роль имиджа в политической
жизни и в жизни в целом,
ведь именно спрос формирует предложение.
Происходит институционализация
Но наряду с этой тенденцией наблюдается и противоположная. В современной России у некоторых избирателей, в основном пожилых людей, существует мнение о том, что имидж - это заведомый обман. В связи с этим большинство политических лидеров стараются скрыть причастность имиджмейкеров к формированию своего образа, внешности и имиджа.
Временный спад потребности в имидже в связи с изменением политической ситуации. При Б. Ельцине процветало политическое лидерство, происходила самая активная борьба между лидерами (Б. Немцов, И. Хакамада, С. Кириенко, В. Жириновский, Г. Зюганов, Г. Явлинский и др.), партиями. Шансы на победу были у многих, что сохраняло возможность "здорового" лидерства и конкуренции. В таких условиях лидеры старались выделиться за счет своих личных качеств, в том числе и с помощью имиджа.
Сегодня в России
явных политических лидеров становится
все меньше, все больше их "ходит
под В. В. Путиным". Централизация
власти превращает губернаторов в чиновников,
которых назначает президент. Так
как практически все СМИ
Скорее всего основная борьба политических имиджей развернется на президентских выборах 2012 г.
Повышение роли визуальной
и РR-технологий. При формировании
имиджа в современной России используются
различные технологии: вербальная,
визуальная, PR, "черный PR", репутационная,
контекстная и другие, но основной
упор делается на визуальную и РR-технологии.
Актуализация визуальной технологии связана
с повышением роли внешних характеристик
в нашей жизни - на данном этапе
для большинства избирателей
важна внешняя
Повышение роли личностного
фактора. Личностный фактор всегда играл
не последнюю роль в российской политике
независимо от достоинств и недостатков
политических лидеров, от качеств, которыми
они обладали, и от того, был ли
лидер просто бюрократом или отличался
яркой индивидуальностью. Индивидуальность
впервые стала рассматриваться
как необходимый компонент
Как отмечают исследователи,
на принятие электорального решения
большинством россиян куда большее
влияние оказывают личные качества
политических деятелей, нежели знакомство
с их политическими программами.
Определение положительного образа
политического лидера заслуживает
внимания и изучения, поскольку это
может внести существенный вклад
в процесс конструирования
Известно, что прототип политического лидера состоит из набора черт, характеризующих, по мнению масс, образцового политического деятеля. Источником формирования прототипов является деятельность наиболее видных политических деятелей прошлого и настоящего, а также социальные и экономические ценности общества, традиции политической культуры, средства массовой информации (1 Образ идеального президента PC (Я). Социологическое исследование. Под ред. общественной академии "Шаг в будущее", рук. В. Д. Михайлов. Якутск: Якутский гос. ун-т им. М. К. Аммосова, общественная академия "Шаг в будущее", 2004, стр. 16-19).
При исследовании позитивных прототипов политического лидера, существующих у российских избирателей, исследовательским центром "Никколо М" было выявлено, что в прототипе представлены три аспекта: портретный, отражающий восприятие личности, характера и поведения политика; профессиональный; социальный.
Использование комплексного подхода в политическом мифотворчестве. За долгое время преобладания тоталитарного режима наш народ привык к управлению "жесткой руки" - это одна из его главных особенностей. Поэтому во время правления Б. Ельцина российскому народу не хватало спасителя-героя, способного позаботиться и защитить.
В российском массовом
сознании образ героя часто
С приходом к власти
В. Путина эти черты менталитета
народа, массовые ожидания остались неизменными,
потребность в сильном
Сейчас при построении
политического имиджа в связи
с наметившейся относительной стабильностью
в жизни общества и развитием
политического консалтинга
Но самым последним
нововведением в области
Смещение акцентов
в преподнесении имиджей
Напротив, в 90-е годы имиджмейкеры старались изображать лидеров в красивых дорогих интерьерах, поддерживая тем самым их респектабельность и исключительность. Телепередачи, посвященные личной жизни политиков, снимались в их дорогих квартирах или домах, "кричащих" о высоком достатке своих хозяев.
Сегодня в имидже политических лидеров учитываются настроения избирателей, их потребности. Имидж меньше ориентирован на материальный достаток политиков. Лидеров зачастую позиционируют как политиков, которые в прошлом принадлежали к людям с низким социальным статусом и добились всего своим тяжелым трудом. В последнее время в предвыборной агитации даже при съемках видеороликов, сюжетов не используются дорогие интерьеры, машины. Наоборот - политтехнологи стараются приблизить своих клиентов к народу, показывая поездки кандидатов по регионам, своеобразно преподнося их биографии и т. д.
Увеличение роли
внешней привлекательности
Информация о работе Особенности формирования имиджа политического лидера в современной России