Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:00, реферат
Космическая деятельность относится к категории высших государственных приоритетов России вне зависимости от социально-экономических реформ и преобразований и, безусловно, должна базироваться на государственной поддержке - политической, экономической, юридической.
сновные тенденции развития
космонавтики в России
Космическая деятельность
относится к категории высших
государственных приоритетов
Необходимо отметить,что
основа развития мировой космонавтики
XXI в. осталась практически той же,что и
в XX в. Ее содержанием является и будет
являться необходимость решения целого
комплекса социально-экономических и
научных задач,обеспечивающих стабильность
развития экономики,безопасность государства,
реализацию глобальных международных
космических проектов и программ.
Основной тенденцией
развития космических средств и
систем в мире по-прежнему будет
расширение возможностей существующих
космических систем и комплексов
за счет внедрения целого спектра
перспективных технологий (конструктивно-
Перспективы российской
космонавтики XXI в. напрямую связаны
с ведущими тенденциями и факторами
развития мировой космонавтики, выполнением
международных обязательств России
в области освоения космоса, а
также сохранением космического
потенциала страны и его приоритетным
развитием.
В настоящее время
выявился ряд новых факторов, определяющих
основные условия развития российской
космонавтики:
Рост активного
международного сотрудничества в области
исследований и использования космического
пространства, значительное увеличение
числа государств, ведущих самостоятельную
космическую деятельность или использующих
ее результаты. Важной стороной этого
объективного процесса является возникновение
мирового рынка космической техники
(технологий) и услуг с сопровождающей
его конкурентной борьбой,что предъявляет
новые, бол ее жесткие требования к качеству
космических средств и их целевой аппаратуры,организации
применения космических систем и срокам
их разработки и создания. Этот фактор
оказал серьезное влияние на российскую
космонавтику, исторически имевшую закрытый
"милитаризованный" характер и ориентированную
исключительно на национальную технику
и технологии, а также внутренний рынок.
Сегодня же реализация космических проектов
совместно с зарубежными партнерами может
способствовать активному использованию
в российских космических системах передовых
зарубежных технологий и научно-технических
решений для сокращения сроков создания
космических средств и достижения мирового
технического уровня. Однако это в значительной
мере часто нейтрализуется неконтролируемой
(или псевдоконтролируе-мой) утечкой уникальных
российских технологий за рубеж.
Тяжелое экономическое
положение государства, традиционно
финансирующего и регулирующего
космическую деятельность, настоятельно
потребовало оперативно расставить
новые приоритеты в реализации государственной
космической программы. Поиск новых,
бол ее эффективных путей проведения
и регулирования космической
деятельности является новой важной
чертой современной политики государства
в области космической техники
и технологий. В целях сокращения
расходов на космическую деятельность
важными факторами становятся сбалансированное
развитие космических систем и комплексов
нового поколения, преимущественно
двойного применения, использование
для них единой проектной и
производственной базы,наземной инфраструктуры,
обеспечивающих их разработку, изготовление
и применение для решения на требуемом
уровне задач в интересах науки, социально-экономической
сферы и обороны страны.
Высокая рентабельность
финансовых вложений в космическую
технику и технологии привела
к существенной за последнее десятилетие
коммерциализации космической деятельности,
обусловленной, с одной стороны,
стремлением государства к
Объективный процесс
концентрации частного капитала (в
том числе и инвестиций) в будущем
в России может придать процессу
коммерциализации космической деятельности
более широкий характер. Кроме
того, необходимость и возможность
в современных условиях поиска дополнительных
источников финансирования, привлечение
коммерческого капитала в космическую
промышленность могут компенсировать
явно недостаточное бюджетное
В силу устойчивости
и инерционности развития экономики
такая ситуация объективно не может
быть радикально изменена в ближайшие
3...5 лет,что предопределяет вступление
космической отрасли России в XXI в. с целым
комплексом финансово-экономических проблем.
В связи с этим коммерциализация космической
деятельности в России становится одним
из важных путей сохранения и развития
отечественной космонавтики. Остановимся
более подробно на втором факторе, поскольку
именно его негативное влияние в последние
годы приводит к значительным трудностям
в реализации космической программы России,
ведь основным источником финансирования
работ по космической тематике в России,
как и в других ведущих космических странах
(США, европейские страны, Китай, Япония
и др.), был, остается и будет Федеральный
бюджет.
Несмотря на огромное
значение космических средств в
обеспечении национальной обороны
и безопасности, развитии экономики,
науки и международного сотрудничества
Российской Федерации космическая
деятельность страны не получает реальной
государственной поддержки,
Выход здесь один
- активнее переходить к гибким коммерческим
отношениям в ходе осуществления
космической деятельности в интересах
поиска устойчивых внебюджетных источников
финансирования.
К дополнительным внебюджетным
источникам финансирования, которые
могут быть использованы предприятиями
ракетно-космической отрасли
коммерческие запуски
космических аппаратов;
использование космических
каналов связи;
навигационное обеспечение;
решение задач дистанционного
зондирования Земли;
реализацию невостребованных
основных фондов предприятий и организаций
ракетно-космической
реализацию на международном
рынке технологий и элементов
ракетно-космической техники;
реализацию на конкурсной
основе орбитально-частотного ресурса
и т.д.
Так, например, ГКНПЦ
им. М.В. Хруничева, создавший уникальные
изделия ракетно-космической
Ракета-носитель легкого
класса "Рокот" и семейство
новых носителей "Ангара",заказы
на 20 коммерческих запусков по различным
космическим программам от крупнейших
фирм (Lockheed Martin,Hughes,SS/Loral и др.) определяют
ближайшие планы развития, с которыми
ГКНПЦ им. М.В. Хруничева входит в XXI в. Дальнейшие
перспективы развития ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
в XXI в. связаны с расширением и повышением
качества услуг в областях выведения полезных
грузов на различные типы орбит и глобального
информационного обеспечения различных
видов связи, навигации, дистанционного
зондирования Земли, а также внедрением
новых информационных технологий на базе
экономичных малоразмерных КА.
Иллюстрацией одного
из последних направлений является
проводимая в настоящее время
ГКНПЦ им. М.В. Хруничева работа по
программе GMES и GES (Global Environmental Service).
Работы по программе
GMES и GES ведутся на основании соглашения,
подписанного совместно руководителями
Matra Marconi Space (Франция и Великобритания)
и DASA/DSS (Германия) в декабре 1997 г. В рамках
данной программы предполагается создание
общеевропейской службы глобального мониторинга
окружающей среды на базе МКА "Монитор"
(с аппаратурой оптического,радиолокационного
и ИК-диапазонов),первый запуск которых
запланирован на 2001 г.
Эта система предназначена
для:
непрерывного
обработки полученных
геоинформационных данных и выдачи результатов
заинтересованным потребителям;
выдачи обоснованных
рекомендаций государственным органам
управления для принятия адекватных
решений.
Какими же видятся
основные направления развития космонавтики
XXI в. в этих непростых условиях? Главной
целью, определяющей развитие российского
космоса, должны быть наиболее эффективное
использование и дальнейшее развитие
космического потенциала России в интересах
решения наиболее актуальных научных
и социально-экономических задач, активное
участие в международном сотрудничестве,
в том числе и на коммерческой основе,
для решения глобальных проблем человечества.
Основными требованиями
при осуществлении деятельности
России в области исследования и
использования космического пространства
в XXI в. должны стать:
гарантированное соблюдение
государственных интересов
независимость государственной
космической политики в области
обеспечения обороны и
государственное управление
космической деятельностью, включая
координацию деятельности российских
организаций на внешнем и внутреннем
рынках космической техники и
услуг;
четкое распределение
между органами законодательной
и исполнительной власти функций, задач
и ответственности в сфере
разработки и реализации космической
политики; координация и сосредоточение
их усилий на достижении главных целей
национальной космической политики;
проведение экспертиз космических
систем и комплексов, имеющих общегосударственное
значение;
сбалансированное
развитие космических систем гражданского
и военного назначения, последовательное
завершение разработки и сдача в
эксплуатацию космических систем и
комплексов нового поколения преимущественно
двойного применения;
равноправное и
взаимовыгодное международное сотрудничество
в области космической
Информация о работе Основные тенденции развития космонавтики в России