Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 21:37, практическая работа
Становление и развитие политологических учений отражает борьбу за политическую власть между различными социальными группами, классами, нациями. На всех этапах развития политологии шел процесс накопления, развития, аккумуляции знаний о политике и политических явлениях. В основе зарождающейся политологии лежали господствовавшие во II —I тыс. до н.э. религиозно-мифические представления о власти и политическом порядке как о божественном предназначении. Правовые и политические учения стран Древнего Востока (Индии, Китая, Персии) и Древнего Запада (Греции, Рима) рассматривали императоров, царей, жрецов и других представителей власти как потомков или наместников богов, наделяли их божественными чертами.
2.Политическая мысль западноевропейского Средневековья.
Августин Блаженный. Европейская
средневековая политическая мысль
находилась под влиянием христианской
религии и Римско-католической церкви.
Авторитетный богослов раннего Средневековья Августин Блаженный в своем трактате "О граде Божием"
развил концепцию теологического разграничения
духовной (религиозной) и светской (государственной)
власти. Первая представлена им в образе
"Града Божия", выражением которого
является церковь, вторая - как "град
земной". Град Божий объединяет праведников,
следующих божественным установлениям.
Земной град, как результат греховной
природы человека, построен на отношениях
господства, подчинения и рабства. Хотя
Августин выступал за самостоятельность
каждой из властей, обоснование разнокачественности
двух градов фактически ставило духовную
власть выше светской.
Фома Аквинский. Идея духовного
превосходства церкви над государственной
властью получила дальнейшее развитие
в учении крупнейшего католического теолога Фомы Аквинского. Хотя любая государственная власть
имеет божественное предопределение,
не исключено, что ее конкретные формы
могут противоречить божественной воле:
правители забывают о заповедях Христа,
справедливости и общем благе. В этом случае
церковь имеет право на сопротивление
греховной власти.
Учения Августина и Фомы Аквинского были
использованы в католицизме Средневековья
для обоснования примата церкви над государством
и права Римского Папы назначать и смещать
монархов. Практическое воплощение этих
идей часто приводило к войнам между светской
и церковной властями.
Никколо Макиавелли. В
конце Средневековья государства начинают
выходить из-под влияния церкви, происходит
процесс становления современных государств.
Сменившая его эпоха Возрождения дала
толчок развитию интеллектуальной жизни
и распространению знаний. Центром Возрождения
стала Италия. Именно с историей этой страны,
и в частности с Флоренцией, которую называют
колыбелью Ренессанса, связана судьба
самого знаменитого политического мыслителя
этого периода Никколо Макиавелли. Отвергнув
философско-этическую и религиозную традиции
предшествующих эпох, он разработал оригинальную
концепцию политики. Макиавелли считал,
что моральные критерии добра и зла не
могут распространяться на политику. Она
имеет собственную автономную систему
ценностей, главные из которых - интересы
государства. Ради последних политик может
пренебречь моралью. Из его рассуждений
следовал вывод: "цель оправдывает средства".
Обоснованный мыслителем принцип оказался
очень востребованным в политической
практике для оправдания жестокости и
террора интересами государства либо
другими высшими целями. В политическом
же лексиконе утвердилось понятие "макиавеллизм",
под которым понимают политику, основанную
на пренебрежении нормами морали, на интригах
и на насилии.
Если у мыслителей прошлого главной была
проблема, как использовать государственную
власть, чтобы достигнуть справедливости
и общего блага, то для Макиавелли - проблема
самой власти и средств, позволяющих эту
власть завоевать, удержать и расширить.
Раскрытию подобных властных технологий
он посвящает свой главный труд "Государь".
Среди советов, которые он дает политикам, следующие:
Идеалом для Макиавелли
выступает политик, сочетающий качества
льва и лисицы: силу, умение внушить
страх у подданных и
Макиавелли вошел в историю политологии
как мыслитель, который разграничил общество
и государство. Он, собственно, ввел в науку
и сам термин "государство" (stato).
Жан Боден. Проблема сущности
государства нашла продолжение в трудах
французского мыслителя, видного идеолога
абсолютизма Жана Бодена. Он отметил главные признаки государства,
отличающие его от всех других форм человеческого
общения: это "правовое управление"
и суверенитет. Суверенитет - это "постоянная
и абсолютная власть", право создавать
и требовать исполнения законов. Концепция
суверенитета стала важнейшим вкладом
Бодена в политическую теорию. Дальнейшее
развитие политической мысли будет связано
с обсуждением проблем: кто является носителем
суверенной власти (одно лицо или народ),
должен ли суверенитет быть единым. Сам
Ж. Боден развивал идею единого и неделимого
суверенитета, что, по его мнению, воплощается
в монархии. Позже смысл абсолютной власти
монарха выразит французский король Людовик XIV в знаменитой фразе: "Государство
- это я"
Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Гуманизм эпохи Возрождения нашел выражение в формировании нового течения общественной мысли, ставящего вопрос о несправедливости сложившегося социального неравенства и защищающего интересы самых бесправных слоев населения, - утопического социализма. Идеи нового учения в художественно-романтической форме выразили Томас Мор в произведении "Утопия" и Томмазо Кампанелла в "Городе солнца". В переводе "утопия" означает "место, которое не существует". После Мора утопическими будут называть все неосуществимые проекты преобразования общества в соответствии с представлением об идеальном общественном строе. Утверждение отношений социального равенства Мор и Кампанелла связывали с уничтожением частной собственности, всеобщей обязательностью труда, с равным распределением общественных благ. Их проекты идеального общественного устройства, как и проект греческого философа Платона, имели черты грубой уравнительности и аскетизма, непоследовательности (Мор сохранял рабство). Но если целью Платона было сохранение социальной иерархии и неравенства, аристократическое или монархическое правление, то для Мора и Кампанеллы - достижение социального равенства и улучшение жизни простого народа. Платон же, описывая идеальную организацию общественной жизни, оставляет без внимания сословие "производителей". Отличаются и их представления об организация политической жизни. Так, в городе Солнца функционирует народное собрание (Большой совет), который избирает и контролирует должностных лиц. В то же время верховный правитель и три его советника не могут быть смещены по воле народа. Политический строй на острове Утопия более демократичен. Все должностные лица избираются народом. Но все же политический идеал Мора более соответствует "смешанному правлению". Наряду с народным собранием верховную власть разделяет выбираемый ежегодно сенат (аристократическое начало) и князь, который избирается пожизненно (монархическое начало).
Новое время в Европе - это эпоха буржуазных революций и последующего развития капитализма на основе промышленного переворота и политических преобразований. Начало Нового времени связано с формированием идеологии Просвещения, которая интеллектуально подготовила буржуазные революции. Идеология основывалась на убеждении в способности человеческого разума познать действующие в мире законы и изменить всю систему общественных отношений. Политическая мысль начинает уделять большое внимание проблеме индивида как гражданина и характеру его взаимоотношений с государством.
Гуго Гроций. Основными политическими доктринами
эпохи Просвещения стали теории "естественного
права" и "общественного договора".
Основателем концепций считается голландский
юрист и дипломат Гуго Гроций. Идеи, истоки
которых лежат еще в Античности, приняли
классическую форму в эпоху, когда стал
актуален принцип личной свободы. По Гроцию,
естественные права предопределены самой
природой человека и по содержанию представляют
собой свободу всякого человека использовать
свои силы для сохранения собственной
жизни. Он выделил естественное право
и волеустановленное, которое, в свою очередь,
разделил на божественное право и человеческое
право. Хотя содержание естественного
права не расходится с божественной волей,
оно не может быть изменено даже Богом.
Человеческое право, хотя и является изменчивым,
в конечном счете не должно противоречить
человеческой природе и естественному
праву.
На основе концепции естественного права
возникла договорная теория происхождения
государства, трактующая его появление
как результат сознательной деятельности
людей. Теория опирается на выделение
двух состояний людей: естественного -
без государства и гражданского, основанного
на государственной власти и юридических
законах. Этот переход осуществляется
посредством заключения договора между
людьми. Хотя еще в догражданском состоянии
люди обладали естественными правами,
но они не были надежно защищены по причине
того, что не все индивиды достаточно разумны.
В лице беспристрастного государства
(правительства) люди получают безопасность
и защиту их естественных прав. Самые известные
версии договорной теории были созданы
Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.-Ж. Руссо.
Томас Гоббс. Согласно английскому мыслителю Томасу Гоббсу, естественное состояние людей представляет собой постоянный конфликт, войну всех против всех. Подобная война вытекает из эгоистической природы людей, их склонности причинять друг другу вред, так и есть следствие своеобразного равенства людей, предполагающего права делать все, что угодно, и против кого угодно. Инстинкт самосохранения подталкивает людей к заключению договора. Жертвуя своей свободой, они приобретают защиту со стороны суверена - государства. Само государство Гоббс сравнивал то с искусственным человеком, то с рукотворным богом, то с Левиафаном, библейским персонажем, представляющим собой огромное морское чудовище. Только внушая страх своим подданным, государство способно прекратить постоянную войну людей. Заключив договор, люди уже не имеют права от него отказаться, не имеют права сопротивляться действиям суверена. Лишь в том случае, если власть не способна гарантировать самосохранение подданным, она перестает быть законной. Сторонник абсолютной монархии, Гоббс настаивал на неделимом характере государственной власти и был противником принципа разделения властей.
Джон Локк. Соотечественник Гоббса Джон Локк дал иную трактовку естественному состоянию и отношениям людей с государственной властью после заключения договора. Он считал, что большинство людей следуют естественным правам в силу своей разумности и доброты, хотя и могут стремиться к собственной выгоде. Поэтому они нуждаются в беспристрастном судье. Создав государство (своеобразного опекуна), народ выступает как его подопечный и как его учредитель. Последнее дает право народу отменять законы, которые противоречат его интересам. Более того, народ имеет право отнять власть у правителей, которые нарушают их естественные права. Локка называют отцом либерализма. Именно его представление о естественных правах человека легло в основу формирования либеральной идеологии.
К естественным, неотчуждаемым правам человека он отнес следующие;
Жан-Жак Руссо. Самую радикальную концепцию общественного
договора создал французский мыслитель
Жан-Жак Руссо. Идеализируя естественное
состояние, своеобразный "золотой век",
он считал, что гражданское состояние
должно гарантировать человеку возмещение
естественного равенства в виде договорно
установленных свобод. Руссо считается
отцом классической теории демократии,
так как именно ему принадлежит идея народного
суверенитета. Создав государство, люди
не отдают себя под власть суверена, а
являются носителями верховной власти.
Считая суверенитет народа неделимым,
он выступал против разделения верховной
власти между какими-либо органами. Законодательная
власть не может быть передана парламенту,
а должна осуществляться непосредственно
народом. Все законы создаются общей волей
народа.
Политические идеалы Руссо противоречивы.
Убежденный сторонник свободы, которому
принадлежит известное восклицание: "Человек
рождается свободным, но повсюду он в оковах",
- в своем политическом трактате "Общественный
договор" он конструирует модель политической
ассоциации, которая гарантирует личности
ее права и свободы. Но его модель создает
новые оковы. Общая воля народа, которая
формируется при заключении договора,
исключает те интересы, которые нельзя
обобщить. Индивид превращается в нераздельную
часть коллективного Целого. Никто из
граждан не может выразить своего частного
интереса. Руссо выступает против общественного
и политического плюрализма, считая, что
партии и частные ассоциации усложняют
процесс формирования общей воли. Он декларирует,
что тех граждан, которые не осознали своего
права на свободу и отказываются подчиняться
общей воле, можно заставить быть свободными.
Идеи Просвещения способствовали формированию
революционного сознания во Франции. Один
из первых документов Великой французской
революции - Декларация прав человека
и гражданина (1789 г.) - провозглашал право
человека на свободу, на собственность
и на сопротивление насилию. Получила
практическое воплощение и идея "общей
воли" Руссо. Знаменитый якобинец М.
Робеспьер и его сторонники использовали
идеи Руссо для оправдания массового террора.
Главным средством утверждения "общей
воли" стала гильотина. В годы революции
на ней погибло 17 тысяч человек, среди
которых были как сторонники монархии,
так и сами революционеры. В ХХ в. идея
господства коллективного Целого (государства,
общества) над личностью была реализована тоталитарными режимами.
В XVII-XVIII вв. сформировалась политико-правовая
теория разделения властей. Ее смысл заключался
в обосновании соответствующей организации
государственности, позволяющей создать
дополнительные гарантии против тирании
и нарушения политических свобод. Дж. Локк,
противник абсолютной монархии, предложил
поделить суверенитет между двумя ветвями
власти: законодательной и исполнительной.
Законодательная власть, хотя и является
верховной, не носит абсолютного характера.
Среди условий, которые ее ограничивают,
он называет равенство закона для всех,
для богатых и для бедных, а также направленность
закона на достижения блага людей. Функции
исполнительной власти принадлежат монарху
и министрам. Теоретическая модель Локка
отражала, как ему казалось, форму политического
управления, сложившуюся в Британии после
"Славной революции" 1688 г. На самом
деле ветви власти были не столь независимы
друг от друга: суд был частью исполнительной
системы, а монарх через министров оказывал
влияние на работу парламента.
Шарль Луи де Монтескье.
Классический вариант теории разделения
властей был создан французским просветителем
Шарлем Луи де Монтескье. Он восхищался
Римской республикой и конституционной
монархией Англии, видя в них воплощение
смешанного правления. Сторонник уравновешенных
конституций и разделения властей, он
идеализировал форму правления Англии,
считая, что в ней сочетаются лучшие черты
монархии в исполнительной власти, аристократии
в палате лордов как верховном суде и демократии
в законодательной власти палаты общин.
В подобном разделении полномочий он увидел
гарантии против произвола. Монтескье
сформулировал базовые положения доктрины
разделения властей:
1. Каждая ветвь власти
отвечает за выполнение
законодательная власть принимает законы, обязательные для всех граждан;
исполнительная власть ответственна за практическое воплощение законов;
судебная власть обеспечивает безопасность граждан и разрешает споры частных лиц.
2. Взаимоконтроль ветвей
власти, что позволяет достичь
баланса сил. Сторонник народовластия, он понимал,
что сам народ в силу организационных
сложностей не сможет постоянно выполнять
функцию контроля над властью, поэтому
предположил, что более эффективным будет
взаимоконтроль ветвей власти по горизонтали.
Монтескье разработал теорию народного
представительства, обосновав право каждого
гражданина избирать своих представителей
в органы власти. Собрание представителей,
обладая законодательной властью, выражает
народную (общую) волю.
Джеймс Мэдисон. Идеи Монтескье
оказали большое влияние на практику конституционализма.
Последователем его идей был и один из
"отцов" американской конституции
Джеймс Мэдисон. Эффективность разделения
властей он связал с механизмом сдержек
и противовесов, позволяющих устранить
угрозу тирании со стороны какого-либо
органа: хотя каждая власть имеют определенные
полномочия, но ряд из них контролируется
другими ветвями власти. Дополнительным
барьером от ошибок и произвола должно
было стать, согласно Мэдисону, разделение
самой законодательной власти на две палаты.
Идея системы сдержек и противовесов в
современном мире воплощена в конституциях
современных демократических государств,
что обеспечивает стабильность этих политических
систем. Так, исполнительная власть может
наделяться правом законодательной инициативы,
законы могут быть приостановлены правом
вето, в то же время глава исполнительной
власти может быть отрешен от должности
через процедуру импичмента при соответствующей санкции Конституционного
суда и др. Обращаясь к проблеме форм правления,
он разрабатывает концепцию республиканского правления как представительной демократии.
Информация о работе Основные этапы становления и развития политической науки