Оппозиция и ее роль в политической жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:36, контрольная работа

Описание работы

Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике — партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также, политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть.

Работа содержит 1 файл

КР - чистовик.docx

— 38.46 Кб (Скачать)

Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике — партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также, политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть. 

Оппонент - участник диалога, причем как правило (необязательно) публичный и имеет противоположную точку зрения по отношению к другим участникам диалога. 

Об оппозиции  можно говорить в узком и широком  смыслах. В узком смысле - это политическая партия, коалиция или движение, являющееся парламентским меньшинством, но могущее  прийти к власти на следующих выборах.

В 1966 г. Р.Даль, анализируя основные параметры  политической оппози-ции в западных демократиях, выделил четыре основные модели: «британ-скую», «континентальную», «скандинавскую» и «американо-швейцарскую» .

Первая  модель, которую можно назвать  классической, или «вестминстерской», характеризуется наличием двух достаточно хорошо организованных главных партий, поэтому оппозиция сосредоточена  в одной партии. Эти партии строго соревновательны в парламенте и  на выборах. Оппозиция столь резко  отличима, что ее можно идентифицировать однозначно. Основное противоборство между оппозицией и правительством происходит на парламентских выборах  и в национальном парламенте, причем парламент является рутинным, каждодневным местом противоборства. Было бы правильнее даже назвать парламент форумом, используемым для победы на следующих  выборах, ведь парламентские дебаты имеют целью повлиять не столько  на депутатов, сколько на публику  и на будущие выборы.

В ряде государств континентальной Западной Европы оппозиция представлена несколькими  партиями и потому борьба между ними носит не строго соревновательный характер, а решающим местом противоборства является коалиционный торг после выборов  с целью формирования исполнительной власти. Соответственно и стратегия  оппозиции направлена не на завоевание парламентского большинства,. Что невозможно в данных усло-виях, а на увеличение числа мест в парламенте, что дает ей дополнительные преимущества в ходе коалиционного торга.

Выделение третьей модели - скандинавской - может  представляться несколько искусственным; здесь также большую роль играет политический торг, но существенное отличие  состоит в том, что рамки его  существенно расширены. По ряду ключевых вопросов переговорный процесс охватывает значительно больший круг участников, чем в предыдущей модели, включая  крупнейшие ассоциации предпринимателей и работодателей, профсоюзы и  т.п. Таким образом эта модель оппозиции предполагает включение  механизмов социального партнерства.

Наконец, оппозиция в четвертой модели наиболее далека от «классической». Политические партии здесь отличаются сравнительно слабым внутренним единством и децентрализованностью. Примечательной чертой стран, относящихся  к этой модели, является то, что в  них вообще отсутствует решающее место противоборства между оппозицией и правительством. Разделительная линия  между оппозицией и правительством проходит не между партиями, а внутри них.

Исследования  политической оппозиции в незападных демократиях, в особенности в  странах, где существует партийная  система с доминирующей партией (Индийский национальный конгресс, Либерально-демократическая партия Японии), также показали, что среди  форм и проявлений оппозиции весьма важную роль приобретают фракции  внутри господствующей партии. Фактически подобные партии становятся механизмом агрегирования и согласования различных интересов, управления конфликтами, возникающими из множества расколов.

Таким образом, приведенное выше определение  оппозиции в узком смысле удовлетворяет  условиям лишь первой и отчасти второй из рассматриваемых моделей.

Р. Даль предложил объяснение понятия «оппозиция», которое можно отнести к числу  «широких»: «Предположим, что А определяет курс правительства в определенной политической системе по тому или  иному вопросу в течение некоторого промежутка времени…Предположим, что  в течение этого промежутка времени  Б не может определять поведение  правительства, и что Б противостоит тому курсу правительства, что определяется А. Тогда Б является тем, что мы называем «оппозицией». Заметим, что  в течение некоторого другого  промежутка времени предопределять курс правительства может Б, и  тогда в оппозиции окажется А.

Роль  оппозиции

     

В различных  политических системах оппозиция играет разную роль. При тоталитарном правлении власти, уничтожая всякие самоорганизующиеся группы, тем более стремятся подавить в зародыше саму возможность организованной политической оппозиции; при авторитарном правлении оппозиция подвергается преследованиям, так как рассматривается властью как угроза для себя и для стабильности существующего режима и подается пропагандной как некое антигосударственное явление. В условиях демократии оппозиция является важной составной частью политического процесса, для нормального функционирования которого необходима ротация партий у власти. Так, в Великобритании и ряде её бывших колоний лидер крупнейшей оппозиционной партии (то есть партии, занявшей второе место на парламентских выборах) получает королевское жалованье на уровне министра, так как считается, что он исполняет важную для общества и государства функцию; эта партия именуется «оппозицией Её Величества» и формирует так называемый «теневой кабинет», «министры» которого заняты отслеживанием и критикой правительственных мероприятий по своим направлением и разработкой оппозиционных программ по ним. В случае прихода партии к власти они, как правило, автоматически занимают соответствующие места в правительстве.

Системная и внесистемная оппозиция

В странах  Запада традиционно выделяются два  основных типа оппозиции – внесистемная (структурная) и системная. К первому  типу принадлежат лево- и праворадикальные партии и группировки, программные  установки которых полностью (либо частично) отрицают преобладающую систему  политических ценностей. Их деятельность нацелена на дискредитацию функционирующих  институтов государственной власти, подрыв их легитимности и нарушение  нормального хода политического  процесса.

Ко второму  типу относятся абсолютное большинство  лево- и правоцентристских партий Запада (либеральных, социалдемократических, консервативных, демохристианских). Они  отталкиваются от признания незыблемости основных политических, социальных и  экономических институтов общества и расходятся действующей властью  главным образом в выборе путей  и средств, достижения общих стратегических целей. Их деятельность находится в  рамках сложившейся политической системы  и не направлена на подрыв её устоев, хотя переход власти от одной партии (или коалиции партий)к другой в  результате выборов в данном случае вовсе не гарантирует абсолютной преемственности политического  курса.

Демократическая оппозиция

Демократическая оппозиция (democratic opposition) — политический термин, которым называют оппозиционные партии декларирующие борьбу за введение или усиление демократических принципов устройства общества.

Как правило, такие партии действуют в странах с недостаточно демократическими или совершенно недемократическими режимами; в демократических странах отношение к принципам демократии не является пунктом разногласий между правящими и оппозиционными силами. Демократическая оппозиция существует, например, в России, Беларуси, Таджикистане, Казахстане, Азербайджане, на Кубе и других странах. Альянсы под названием «Демократическая оппозиция» сформировались в двух республиках бывшей Югославии, Словении (1989)(en:Democratic Opposition of Slovenia) и Сербии (2000)(en:Democratic Opposition of Serbia) для борьбы с коммунистическим режимом и режимом Милошевича; после падения последних эти альянсы стали правящими.

Политическая оппозиция  

 Одним  из наиболее распространенных  факторов дестабилизации политического  режима является деятельность  оппозиции. Оппозиция представляет  собой политический институт, имеющий  целью выражение интересов и  ценностей, не представленных  в деятельности правящего режима. Тем самым оппозиция выражает  и консолидаризирует протестную  активность населения, формулирует  требования, оппонирующие или корректирующие  поведение властей. Оппозиция  – это носитель “критического  духа” в политике. 
   Наличие оппозиции органически связано как с разнородностью общества, обусловливающей невозможность постоянно сохранять в нем устойчивость и неизменность политических отношений, так и со свойствами самого человека. Ведь в природе человека как социального существа заложено стремление предлагать в затрагивающих его интересы областях жизни альтернативные проекты, осуществлять поиск нового, преодолевать установленные ограничения. Поэтому в политическом смысле наличие оппозиции означает принципиальную невозможность утверждения в обществе единого, монолитного, раз и навсегда установленного отношения к выдвигаемым властью целям, окончательной ликвидации всякой почвы для конфликтных отношений. 
   В таком положении есть как отрицательные, так и положительные стороны. Так, оппозиция предотвращает монополизацию власти. Без нее политический режим утрачивает возможности к саморазвитию и, напротив, стремится к окостенению власти. При демократических режимах наличие оппозиции является важнейшим атрибутом власти, это ее “визитная карточка”. В государствах этого типа у оппозиции существует свой статус, права, возможности влияния на власть. Например, в Великобритании “оппозиция Ее Величества Королева” – это один из основополагающих политических институтов. В то же время оппозиция, как отмечалось, выступает и в роли фактора, дестабилизирующего общественные порядки. 
   В качестве основных причин формирования политической оппозиции правящему режиму, как правило, называют: социальное расслоение в обществе, национальное неравенство, несовершенство избирательной системы, разочарование населения (элит) в идеалах господствующего строя, раскол элит и неудовлетворенные амбиции отдельных деятелей. 
   По степени лояльности к целям и ценностям правительства обычно разделяют проправительственную, нейтральную и непримиримую формы (типы) оппозиции, а также институционализированные (включающие партии, “теневые кабинеты” и т.п.) и неинститупионализированные (ограничивающиеся идейной критикой). Главной характеристикой любого типа оппозиции служит степень ее сплоченности, организованности, массовости, отношение к легальным и законным средствам протеста. Иногда оппозиция складывается даже внутри правящих кругов (например, на основе разочарования части правящей элиты в идеалах системы власти). 
   Соответственно типу оппозиции формируются и средства, способы ее политической деятельности: от критики режима узкой группой инакомыслящих, диссидентов (олицетворяющих духовную оппозицию власти и не прибегающих к каким-либо активным политическим действиям, организации протеста) до политического террора и насилия со стороны партий и движений, находящихся на нелегальном положении. В сочетании с реакцией властей на свою деятельность оппозиционные силы различаются степенью влияния на принимаемые в государстве решения, объемом допуска к СМИ, характером критики властей. Они могут инициировать разрушительные для государства формы нелегального вооруженного сопротивления властям, революции, мятежи, бунты, гражданские войны. Но оппозиция может играть и роль “клапана” для “выпускания пара”, снижения степени протеста в целях стабилизации власти и даже выполнять чисто декоративные функции для “облагораживания” режима в глазах зарубежного общественного мнения. Нередки случаи, когда общественный протест передается от прежнего режима и усиливается в совершенно другой ситуации, действуя независимо от позитивных, реформаторских усилий властей. В такие периоды режим может оказаться в положении частичной изоляции, а оппозиция играть роль защитницы общественных интересов. 
   Самые значительные проблемы для режима создает непримиримая оппозиция, не признающая ценностей правительства, постоянно призывающая к пересмотру итогов выборов, не считающаяся с нормами политической игры и имеющая тенденцию переходить к вооруженным формам протеста. Непримиримые оппозиционеры нередко отказываются от участия в выборах, используют провокации, ведут поиск союзников за рубежами страны, обращаются к международной поддержке своих требований, убеждают общество в том, что правящий режим является проводником чуждых зарубежных интересов и получил власть в результате противоправных действий или международного тайного заговора (“масонов”, “мирового сионизма” и т.д.). Характеризуя стиль поведения непримиримой оппозиции, известный политолог X. Линц в этот арсенал средств включает: систематическую клевету на политиков, представляющих партии системной ориентации; постоянную обструкцию парламенту; поддержку предложений, сформулированных специально в целях усугубления кризиса; действия, направленные на потерю правительством авторитета; выдвижение заведомо неприемлемых требований для переговоров с правительством. Такая деятельность объективно ведет к идейно-политической поляризации, фрагментаризации и даже распаду общества. Особенно большие проблемы в этом смысле создают сепаратистские движения, радикальные, экстремистские и анархистские группировки, противостоящие не только властям, но и всему обществу. 
   В принципе при конкурентной демократии даже непримиримая оппозиция может встроиться в политическую систему (как, например, европейская социал-демократия в XX в.). Но она может стать и лидером сопротивления режиму, возглавить протест и добиться смещения властей (как, например, антикоммунистические силы в странах Восточной Европы в 80-90-х гг. XX столетия). В то же время непримиримая оппозиция, когда общество отказывает ей в доверии, нередко подвергается политическим репрессиям, а правительственные решения принимаются в целях ее окончательного разгрома. 
   Особый тип политической оппозиции представляет собой центризм. Формулируемые им задачи не имеют агрессивного характера, а ориентированы на принципиальное соглашательство, т.е. на предпочтение стабильности перед инновациями, на рационально-прагматический учет всего позитивного, что формулируется как властями так и на противоположных флангах политического спектра. Политические требования центризма неразрывно связаны с легальными механизмами передачи власти, отрицанием насилия, отказом от разжигающей противоречия риторики, стремлением добиться реальной ответственности властей за принимаемые решения. Однако рациональные и примиренческие позиции не всегда ясны избирателям, ориентирующимся на крайние позиции, что снижает возможности примиренческой стратегии в странах, где идет интенсивная политическая борьба. 
   В условиях демократических систем, как правило, осуществляется гибкая тактика по отношению к оппозиции, она определяется в зависимости от степени ее лояльности власти. При этом активно используются технологии политического логроллинга (заключения сделок, ведения торга с конкурентами), частичного блокирования и создания коалиций с отрядами оппозиции. Широкое распространение получают механизмы согласования интересов, образования согласительных комитетов, арбитражных комиссий парламента, проведения “круглых столов”. При таком подходе оппозиция никогда не остается единой, накал противоречий снижается, а угроза для власти уменьшается, уровень интеграции общества повышается. В тоталитарных же и авторитарных режимах, которые не заинтересованы в определении степени лояльности оппозиции и однозначно негативно относятся ко всем ее слоям, расценивая как потенциально опасную любую протестную деятельность граждан, любое взаимодействие с нею чревато провоцированием насилия, усилением отчуждения граждан от политики и власти.

Партии  Республики Беларусь

На территории страны зарегистрировано 15 политических партий.

Партии, поддерживающие политику президента

  • Аграрная партия
  • Белорусская социально-спортивная партия
  • Коммунистическая партия Белоруссии
  • Либерально-демократическая партия
  • Республиканская партия труда и справедливости
  • Белорусская патриотическая партия
  • Республиканская партия

Оппозиционные партии

  • Партия БНФ
  • Партия «Белорусская социал-демократическая Громада»
  • Объединённая гражданская партия
  • Белорусская партия объединённых левых «Справедливый мир» (бывшая Партия коммунистов белорусская)
  • Консервативно-христианская партия — БНФ
  • Белорусская социал-демократическая партия (Громада)
  • Социал-демократическая партия Народного согласия
  • Белорусская партия «Зелёные»

Партии, не зарегистрированные на территории Республики Беларусь

Незарегистрированные  партии и общественные движения, ошибочно причисляемые к партиям

  • Беларускі Народны Рух (новое оппозиционное движение. Начало деятельности — 2011 г.)
  • Белорусская социал-демократическая партия (Народная Громада)
  • Белорусская экологическая партия зелёных «БЭЗ»
  • Партия свободы и прогресса (ПСП)
  • Белорусская партия свободы
  • Над Барьером (правозащитное движение)
  • Молодой фронт (оппозиционное движение)
  • Революционное действие (анархистское движение)
  • Белорусское отделение НБП (национал-большевики)
  • Белорусская христианская демократия (оппозиционная)
  • Белорусская народно-освободительная армия (полувоенная группировка 1997-..)
  • движение Солидарность-Беларусь(правозащитная)

Информация о работе Оппозиция и ее роль в политической жизни