Обязательная доля ближайших родственников в наследственном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 01:35, контрольная работа

Описание работы

Римское наследственное право прошло долгий и сложный путь развития. Этот путь был неразрывно связан с ходом развития римской собственности и семьи. По мере того, как индивидуальная частная собственность освобождалась от пережитков собственности семейной, в наследственном праве выражался все последовательнее принцип свободы завещательных распоряжений. По мере того, как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое, первое становилось и основой наследования по закону.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Понятие наследования в Римском праве………………………………………………………...………..…5

ГГЛАВА 2. Обязательная доля ближайших родственников
в Римском праве………………………………………………..………8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………….14

Работа содержит 1 файл

контрольная рим право.doc

— 66.00 Кб (Скачать)


2

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

Дисциплина: Римское право

 

Тема: Обязательная доля ближайших родственников в                   наследственном праве.

 

Группа

 

Студент:

 

Преподаватель: 

 

 

 

1.Дата регистрации работы____________                  Рег. №_______

   Оценка: _______

 

2.Дата повтор. регистрации работы______                Рег. №_______

   Оценка: _______

 

3.Дата повтор. регистрации работы______                Рег. №_______

   Оценка: _______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2009

 

Содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1.  Понятие наследования в Римском праве………………………………………………………...………..…5

 

ГГЛАВА 2. Обязательная доля ближайших родственников

в Римском праве………………………………………………..………8

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..12

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Римское наследственное право прошло долгий и сложный путь развития. Этот путь был неразрывно связан с ходом развития римской собственности и семьи. По мере того, как индивидуальная частная собственность освобождалась от пережитков собственности семейной, в наследственном праве выражался все последовательнее принцип свободы завещательных распоряжений. По мере того, как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое, первое становилось и основой наследования по закону.

Вместе с тем римское право нашло способы сочетания свободы завещаний с интересами наследников по закону: за некоторыми из последних были признаны определенные права в имуществе наследодателя, которых нельзя было ни отменить, ни уменьшить завещанием. Это было так называемое необходимое наследование определенных разрядов наследников по закону.

Весь этот ход развития был связан и с постепенным освобождением завещания от первоначального формализма.

Правда, пережитки формализма сохранились в постановлениях о наследовании по завещанию даже и по окончательно сложившейся системе наследственного права, закрепленной законодательством Юстиниана. Некоторые следы древнейшего права проявлялись и в окончательно сложившемся порядке наследования по закону.

Наряду с идеей универсального преемства римское право выработало и понятие сингулярного преемства по случаю смерти: понятие завещательных отказов (легатов), в силу которых определенные лица приобретали отдельные права на принадлежавшее завещателю имущество, не становясь субъектами каких бы то ни было обязанностей.

Наряду с этими основными понятиями системы наследования как преемства в правах и обязанностях вследствие смерти, римское право создало ряд положений об основаниях наследования, о порядке приобретения наследства, об отношениях наследников между собою и с кредиторами наследодателя[1]

Целью работы является рассмотрение темы «Обязательная доля ближайших родственников в наследственном праве» и обобщение материала, изложенного в литературе по данной теме.

Данная тема детально проработана и широко освящена как в учебных пособиях, так и в периодических изданиях. Характер темы может предложен для обсуждения на семинарских занятиях, лекциях, диспутах.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Понятие наследования в Римском праве

 

Нормы наследственного права принадлежат к способам приобретения имущества, поскольку они регламентируют переход имущества к другим лицам в связи со смертью собственника.

Понятие наследования включает в себя категорию универсального преемства, ибо для возникновения права наследования (у одного или нескольких лиц) недостаточно факта смерти наследодателя, но и необходимо, чтобы на наследника переходили все права и обязанности умершего (но не отдельное правоотношение).

Таким образом, наследование в римском частном праве (и в современном) характеризуется как универсальное преемство, т. е. преемство всего комплекса имущественных прав и обязанностей наследодателя.

Наследованием называется переход имущества умершего лица к одному или нескольким другим лицам. Это значит, что наследник, вступая в наследство, приобретает единым актом всё имущество наследодателя (или - при наличии нескольких наследников - определенную долю имущества) как единое целое.

Универсальный характер проявляется и в том, что к наследнику переходят сразу и права, и обязанности, входящие в состав наследства, в том числе такие права и обязанности, о существовании которых наследник не знал.

Наследственно-правовые отношения возникали, когда законный наследник, способный принять наследство, заявлял, что принимает наследство. Если речь шла о наследстве дееспособного наследодателя и о вещах, могущих являться предметом наследования, наследник получал все права, которыми прежде владел наследодатель.

Наследование, возможно, было или по завещанию, или по закону (если завещание не состоялось, признано недействительным, или наследник, назначенный в завещании, не принимал наследства). Недопустимо было сочетание этих двух оснований при наследовании после одного и того же лица, т.е. переход одной части наследства по завещанию, а другой - по закону.

Наследодатель, defunctus или de cuius, являлся лицом, которое при жизни могло быть носителем наследственных прав и обязанностей. Этим правом не обладали латины, лица alieni juris, если не они располагали peculium castrense и quasicastrense, и частные рабы, в то время как общественные рабы могли располагать mortis causa половиной пекулиума.

Юридическое лицо не могло быть наследодателем. Физическое лицо, могущее быть наследодателем, получало этот статус в момент смерти.

Статус наследника при определенных условиях могло получить любое физическое лицо, даже рабы. Чтобы получить статус наследника, физическое лицо должно было жить в момент деляции, то есть в момент смерти наследодателя. Исключение составляли потомки наследодателя, родившиеся после его смерти. Статус наследника могли получать и юридические лица. В постклассический период и церковь могла получить статус наследника Пухан Иво, Поленак-Акимовская Мирьяна.[2]

Необходимо различать открытие наследства и вступление в него. Наследство открывается в момент смерти наследодателя; с открытием наследства для определенных лиц связано получение права приобрести наследство. Однако переход прав происходит только в момент вступления в наследство, когда наследник выражает волю принять наследство.

Основное значение в Древнем Риме имело наследование по завещанию (secundum tabulas testamenti). Отсюда такие термины, как завещательное наследство (hereditas testamentaria) или наследник по завещанию (heres ex testamento). Первостепенная роль наследования по завещанию сказывалась также на обозначении, которым пользовались, когда речь шла о втором виде наследования: оно именовалось seccessio ab intestato - наследование при отсутствии завещания.

Римские источники послужили также основой появления и другого термина - наследование по закону, поскольку в них встречается такое словоупотребление, как законное наследство (hereditas legitima) или законный наследник (heres legitimus).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Обязательная доля ближайших родственников

в Римском праве

 

                  В  древнейшую  эпоху  завещатель  пользовался  неограниченной  свободой распоряжаться своим имуществом. По законам ХП таблиц  «uti  legassit  super pecunia tutelave suae ret, ita  ius  esto»  (как  домовладыка  распорядится относительно своего имущества, так пусть и будет). Но  по  мере  разложения старой патриархальной семьи, с одной стороны, и  утраты  былой  простоты  и строгости нравов, с  другой  стороны,  завещатели  стали  осуществлять  эту неограниченную свободу завещательных распоряжений так, что  имущество  иной раз передавалось  по  завещанию  совершенно  посторонним  и  даже  случайно оказавшимся лицам, а ближайшие родственники завещателя, в значительной мере способствовавшие своею деятельностью образованию наследственного имущества, ничего из него не получали. На этой почве постепенно появились  ограничения завещательной свободы, разросшиеся затем в право некоторых  наследников  по закону на так называемую обязательную долю в наследстве, т. е. на то, чтобы и  в  случае  составления  завещания им  было  обеспечено,  кроме  особых

исключительных случаев, получение некоторого минимума из наследства.

 

По древнейшему цивильному праву для завещателя было установлено лишь  то ограничение, что своих sui heredes (т.е. непосредственно подвластных) он не должен обходить в завещании  полным молчанием: он должен или назначить  их  наследниками  или  прямо  лишить  их наследства, хотя бы и не указав никакого уважительного для  того  основания.

В древнейшую эпоху завещание составлялось  в  народном  собрании;  очевидно, рассчитывали на то, что лишить наследства самых  близких  людей  без  всякой уважительной причины завещателю помешает страх перед  общественным  мнением. При этом лишение наследства  подвластных  сыновей  (включая  так  называемых постумов мужского пола, т. е. родившихся после  смерти  завещателя,  но  уже зачатых ко времени составления завещания), должно было совершаться  поименно в отношении каждого; дочерей (и постумов женского  пола)  можно  было  и  не называть по  имени  («все  прочие  мои  подвластные  лишаются  наследства»).

Несоблюдение этих правил  в  отношении  сына  влекло  за  собой  ничтожность завещания и открытие наследства по закону (ab intestatо).  При  несоблюдении этих правил в отношении дочери, внука, внучки, завещание сохраняло силу,  но неправильно  обойденные  в  завещании  лица  «прирастали»  к  назначенным  в завещании наследникам, т. е. вместе с ними участвовали в наследовании.

                  Жизнь показала, что формальное требование, обращенное к завещателю,  или назначить этих ближайших родственников  наследниками  или  прямо  лишить  их наследства, не ограждает законных интересов этих  лиц.  Вследствие  этого  в практике суда, в  компетенцию  которого  входили  споры  о  наследстве  (так называемого центумвирального суда) было установлено,  что  наиболее  близких родственников недостаточно просто упомянуть в  завещании,  но  необходимо  и завещать им известный минимум (обязательная доля). Если завещатель  поступал иначе, наследник,  имеющий  право  на  такую  обязательную  долю,  и  ее  не получивший,  мог  предъявить  особый  иск,  querela  inotficiosi  testamenti (жалобу на то, что завещание нарушает нравственные  обязанности).  В  случае

основательности   этого   иска,   суд   признавал    завещателя    умственно

ненормальным, в силу чего завещание признавалось недействительным.

                 Круг лиц, за которыми  признавалось  право  на  обязательную  долю,  был претором  расширен  присоединением  к  sui  heredes  также  эманципированных детей.[3]

 

 

 

 

В классическую эпоху право на обязательную долю уже принадлежало  еще более  широкому  кругу  наследников,  а  именно:  нисходящим  и   восходящим родственникам завещателя — безусловно, полнородным и единокровным братьям  и сестрам завещателя — при условии, если  наследником  в  завещании  назначено лицо опороченное (persona  turpis).  Размер  обязательной  доли  определялся сначала одной  четвертью  той  доли,  какую  получило  бы  данное  лицо  при наследовании по закону.

 

В праве Юстиниана  размер  обязательной  доли  стали

определять более гибко: если бы  при  наследовании  по  закону  данное  лицо

получило не менее четверги наследства, то обязательная  доля  исчислялась в

размере одной трети от этой законной  доли;  если  же  при  наследовании  по

закону лицо получило бы  менее  четверти,  то  обязательная  доля  равнялась

половине того, что лицо получило бы по закону.

                 Если обязательная доля не оставлена по  уважительной  причине,  завещание сохраняло   полную   силу.   Уважительность   причины   устанавливалась    в классическую эпоху по усмотрению суда; Юстиниан дал  исчерпывающий  перечень таких  оснований  для  лишения  обязательной  доли;   например,   причинение опасности для жизни завещателя, вступление дочери, не достигшей  25  лет,  в брак против воли родителя и т. д.

                 Последствием предъявления «иска  о  нарушении  завещателем  нравственных обязанностей»  в  классическую  эпоху  была  не  полная   недействительность завещания, а только — в той мере,  в  какой  необходимо  для  удовлетворения жалобщика, т.е. для того,  чтобы  ему  получить  обязательный  минимум.  При этом, если имеющих право на обязательную долю было несколько человек, или  в завещании назначено  было  несколько  наследников,  оспаривание  должен  был вести каждый из обойденных против  каждого  из  наследников  в  отдельности; если, например, обойденный к одному из двух  наследников  по  завещанию  иск предъявил, а к другому нет — то в  отношении  второго  наследника  завещание сохраняло полную силу.

              Если завещатель не совсем лишал своего ближайшего наследника обязательной доли, а только назначал ему  ее  не  в  полном  размере,  заинтересованному наследнику давался иск о дополнении законной доли (actio ad supplendam legi- timam, подразумевается — partem).[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Римское право оказало могущественное влияние на все дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества, основанного на частной собственности. Римское право представляет собой  одно из важнейших исторических явлений права.

Информация о работе Обязательная доля ближайших родственников в наследственном праве