Модернизация методов государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – представить основные пути модернизации методов государственного управления в современной теории и практике.
Данная цель определяется следующие задачи:
Определить понятие методов системы государственного управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3
1. Сущность и содержание методов
государственного управления: основные
направления и подходы……………………………………...


5
1.1 Понятие методов государственного управления……………... 5
1.2 Классификация методов государственного управления……... 8
2. Модернизация методов государственного
управления: совершенствование технологий реализации в органах государственного
управления…………………………………………………....……



14
2.1 Факторы трансформации методов государственного
управления………………………………………………………

14
2.2. Особенности осуществления модернизации методов
государственного управления: пути оптимизации………...…
19
Заключение……………………………………………………………… 23
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

Модернизация методов гу.docx

— 60.98 Кб (Скачать)

     Таким образом, на трансформацию методов государственного управления оказывают влияние экономические, социальные, политические, инновационные и информационные факторы. В новых условиях государство не может воздействовать на объекты управления с помощью старых способов и вырабатывает новые подходы для повышения эффективности органов государственной власти и управления. 

 

2.2 Особенности осуществления модернизации методов государственного управления: пути оптимизации 

     В рамках проводимой в стране административной реформы предлагается более активно использовать так называемый менеджеральный подход применительно к государственному управлению. Смысл заключается в том, чтобы перенять эффективные и рациональные методы частного менеджмента при организации работы органов государственной власти. Данная модель предполагает прежде всего активное вовлечение административного аппарата, и не в последнюю очередь чиновников среднего уровня управления, в процесс выработки и принятия решений, касающихся среднесрочной и долгосрочной политики развития страны. Эти решения в большинстве случаев являются политическими, и при обосновании их необходимости имеет значение не только экономическая эффективность и рациональность мышления18.

     В условиях внедрения государственного менеджмента в современной науке  активно развиваются две концепции  управления: проектный менеджмент и  процессный подход к  государственному управлению.

     Проектное управление предполагает ориентацию на результат (на клиента), сравнительно большую  свободу в управлении. В качестве объекта управления рассматривается  проект - нечто уникальное и единственное в своем роде. Под каждый проект выделяются определенные ресурсы, выстраивается  своя система управления. Поэтому  проектное управление, как правило, отличается новаторскими подходами, предполагает более высокую ответственность команды управления за результат и меньшее значение иерархичности в команде.

     Процессный  подход к управлению предполагает детальное  описание процесса в целях его улучшения. Предполагается, что деятельность можно представить в виде совокупности повторяющихся процессов. Поэтому повышения эффективности можно добиться путем детального описания процессов в целях их улучшения. На внедрении процессного подхода к управлению основана любая система управления качеством.

     Следует отметить, что эти два названных  подхода не являются изолированными. В любой современной методике  государственного управления можно выделить элементы как проектного менеджмента, так и процессного подхода. В проектном менеджменте используется описание процессов управления проектами. Управление процессной деятельностью, в свою очередь, может быть представлено в виде «управления через проекты»19.

     В России уже накоплена практика применения проектного подхода в государственном управлении. Управление на основе федеральных целевых программ применялось еще в 90-х годах XX в. В последние годы применение проектного подхода на федеральном уровне получило более весомое развитие. Достаточно, упомянуть о разработке и реализации приоритетных национальных проектов. Активно используется терминология проектного управления и на уровне местного самоуправления. Во многих муниципальных образованиях разрабатывают программы развития. Растет доля расходов, распределяемых в соответствии с программами. Все говорит о тенденции к широкому применению проектного подхода на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

     Реализация  проектов происходит на базе новой  методологии управления по результатам. Управление, ориентированное на результат подразумевает установление жесткой связи между целями регионального управления, (качественное и количественное выражение и достижение которых представляет собой результат), функциями и структурой подразделений органов исполнительной власти, обязательствами и вознаграждением должностных лиц. Иначе говоря, управление, ориентированное на результат — это выстраивание для каждого органа исполнительной власти региона логической цепи: «цели — полномочия – функции — результаты» с четким структурированием последних, которые должны быть соотнесены с конкретным подразделением и должностным лицом. Данный подход направлен на повышение эффективности деятельности органов регионального управления20.

       Однако  часто  при выборе  показателей, характеризующих достижение целей, возникает противоречие. С одной стороны, показатели должны наиболее точно соответствовать целям. В то же время показатели должны быть сформулированы таким образом, чтобы исполнители могли воздействовать на них. Не всегда удается соединить в одном показателе эти два качества. Поэтому среди показателей можно выделить два типа. Одни отражают то, насколько мы достигли установленных целей. Другие характеризуют факторы, способствующие достижению целей.

     Развитие  проектного подхода можно проводить  в двух направлениях. Во-первых, расширять сферу применения программно-целевых методов управления. Именно такая задача сформулирована в Концепции реформирования бюджетного процесса. Но есть и другое направление - повышение качества разработки и реализации существующих программ и проектов.

     Задача  повышения эффективности работы федеральных структур и региональных органов управления, предоставления ими государственных услуг, межведомственных взаимодействий и внутренней организации  должна решаться не только на основе внедрения  административных регламентов, предусматривающих  требования к порядку, процедурам и  административно-управленческим процессам, обеспечивающим исполнение их полномочий. Пришло время разработки и создания эффективных способов и методов  досудебного обжалования действий и решений государственных органов  и должностных лиц.

     Дальнейшая  модернизация должна обеспечивать совершенствование  системы контроля и надзора, лицензирования, аккредитации, регистрации, проведения государственных экспертиз и  выдачи разнообразных разрешений и  согласований, внедрение методов  аутсорсинга административно-управленческих процессов, а также повышение  эффективности системы закупок  для государственных нужд.

     Требуется развитие кадрового потенциала государственной  гражданской службы для обеспечения  ее функционирования как единой эффективной, мобильной и прозрачной системы  государственного управления на федеральном  и региональном уровнях. Необходимо повсеместное внедрение современных  методов учета и оценки деятельности государственных служащих, способствующих формированию высокопрофессионального  кадрового состава на конкурсной основе, а также применение эффективных  вариантов продвижения и ротации  кадров, обеспечивающих условия труда  и вознаграждение персонала в  соответствии с выполняемой деятельностью. Все отмеченное будет направлено на повышение качества государственного управления как на федеральном, так  и на региональном уровнях21.

     В заключение главы можно сделать  вывод, что модернизация методов государственного управления и переход к концепции государственного менеджмента будет способствовать повышению эффективности государственного управления. 

 

Заключение 

       В заключение курсовой работы можно сделать вывод, что под методом государственного управления понимается способ, средство, прием воздействия субъекта управления (органа, руководителя) на коллективы людей или отдельных их членов как объектов управления для достижения цели управления. Другими словами, метод управления есть конкретный способ, средство, прием осуществления задач и функции субъекта управления, обеспечивающий достижение его цели.

      В ходе написания курсовой работы было выявлено, что методы управления классифицируются по способу воздействия на методы:

    1. Убеждение.
    2. Поощрение.
    3. Принуждение.
    4. Регулирование.

      Также различают административный, экономический и социально-психологические методы управления. 

      Применение  на практике всего многообразия методов государственного управления  является эффективным только тогда, когда субъект управления на основе системного анализа использует ту их совокупность, которая необходима в данной конкретной управленческой ситуации, представляющей сегодня комплекс сложных явлений.

      В условиях проведения административной и экономикой реформы в РФ меняются условия осуществления государственного управления.  На деятельность органов  государственной власти влияют следующие  факторы:

    1. Трансформация экономической системы общества.
    2. Развитие социальной системы общества.
    3. Модернизация политической системы общества.
    4. Расширение процессов информатизации.
    5. Проведение инновационной политики.

      В сложившихся условиях старые методы государственного управления уже не дают результата, не позволяют эффективно воздействовать на объект управления. В итоге возникла необходимость  поиска новой методологии государственного управления.

      На  современном этапе происходит трансформация  методов государственного управления в рамках перехода к концепции  государственного менеджмента.  Важную роль в данном процессе играет процессный подход к государственному управлению, который выражается во внедрении в практику деятельности органов государственной власти и управления программно-целевого метода, управления по результатам, стратегического планирования; происходит совершенствование методов управления персоналом государственной службы. 
 
 

 

Список  используемой литературы 

  1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ.  26.01.2009.  №4.  Ст. 445
  2. ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 20. Ст. 1236
  3. ФЗ от 15 июля 2004 «О государственной  гражданской службе»// Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2156.
  4. Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»»  // Российская  газета.  2009. 12 марта
  5. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций.  - М.: Омега-Л, 2010
  6. Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. - М.: Формула права, 2010
  7. Бакуменко В.Д. Тенденции и факторы влияния трансформации государственного управления на принятие государственно-управленческих решений.// Государственное управление, 2007, № 11
  8. Булавин И.В. Анализ качества программно-целевого планирования в условиях реализации социально-экономической стратегии региона.// Региональная экономика: теория и практика, 2008, №6
  9. Волчкова Л.Т., Минина В.Н. Реформирование государственного управления в контексте основных тенденций развития современного общества.// Государственное управление, 2006, № 7
  10. Глазунова  Н.И. Система государственного управления. – М.: Статут, 2010
  11. Гончаров В.В.  В поисках совершенства управления -  М.: Юнити, 2008
  12. Государственная гражданская служба./ Под  ред. В.Г.Игнатова. – М- Ростов-на-Дону: Март, 2007
  13. Государственное управление: основы теории и организации: Учебник /Под ред. В.А. Козбаненко.  – М.: Юрист, 2008
  14. Жуковский А.И., Васильев С.В., Штрейс Д.С.  Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ. – Новгород: Диалог, 2008
  15. Иванов В. Н. Социальные технологии в государственном управлении. – М., Норма,  2009
  16. Килясханов И.Ш. Государственное управление: концептуальное воззрение и методы осуществления.// Вестник Евразийской академии административных наук, 2008, № 5
  17. Кораблев М.М. Развитие проектного подхода в государственном управлении.// Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2010, Т. 152, № 4
  18. Купряшин Г.Л. Государственный менеджмент: возможности и ограничения.// Государственное управление, 2008, №1
  19. Методы и формы государственного управления.  / Под ред. Пискотина М.И.  -  М.: Сфера, 2009
  20. Мокрый В.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ. - М.: КНОРУС, 2009
  21. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход.– Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2007
  22. Саханова А.Н. Конвергенции парадигмы государственного менеджмента. – М.: Сфера, 2009
  23. Старилов Ю.Н. Административное право. – М.: Юрист, 2010
  24. Фиалковская И.Д. Теоретические вопросы взаимодействия форм и методов государственного управления.// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 6

Информация о работе Модернизация методов государственного управления