Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 08:47, контрольная работа
Сохранившиеся памятники российской культуры говорят о том, что политическая мысль в нашей стране возникла давно, ещё в 11 веке. Политика, государство, власть традиционно играли ведущую роль в развитии российского общества.
Особенности развития политических идей в России сказались на характере и содержании тех проблем, которые осмысливались в них. Выбор актуальных для решения вопросов и определение средств их осуществления были обусловлены особым видением мира, сложившимся в рамках русской культуры.
Введение 3
1. М.М. Сперанский – политический реформатор
1.1. Две формы рабства
1.2. Система разделения власти
1.3. Манифест о создании Государственного совета.
5
9
11
Заключение 16
Список литературы 17
Содержание
Введение
1.
М.М. Сперанский – политический
реформатор
1.1. Две формы рабства 1.2. Система разделения власти 1.3. Манифест о создании Государственного совета. |
5 9 11 |
Заключение | 16 |
Список литературы | 17 |
Введение
Сохранившиеся памятники российской культуры говорят о том, что политическая мысль в нашей стране возникла давно, ещё в 11 веке. Политика, государство, власть традиционно играли ведущую роль в развитии российского общества.
Особенности развития политических идей в России сказались на характере и содержании тех проблем, которые осмысливались в них. Выбор актуальных для решения вопросов и определение средств их осуществления были обусловлены особым видением мира, сложившимся в рамках русской культуры.
В
силу географического положения, а
именно расположенности России между
Западом и Востоком, русская политическая
мысль развивалась в
Однако это вовсе не означало, что Россия не пыталась найти собственный путь развития, собственную идею. Символом, который выражал самобытность народа, была «русская идея».
То обстоятельство, что русская политическая мысль развивалась внутри религиозной, обусловило её определённое отставание от западных политических учений. Это выразилось в более позднем осознании значимости идей парламентаризма, демократии, гражданского общества и др.
Если рассматривать историю России, то можно увидеть, в любой эпохе, в любом столетии, появлялись политические деятели, пытающиеся реорганизовать аппарат государственной власти.
В начале 19 века таким политическим деятелем был Михаил Михайлович Сперанский.
Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирской губернии (Собинский район Владимирской области).
Сторонник
конституционного строя, Сперанский был
убеждён, что новые права обществу
должна даровать власть. Обществу, разделённому
на сословия, права и обязанности
которых установлены законом, необходимы
гражданское и уголовное право,
публичное ведение судебных дел,
свобода печати. Большое значение
придавал Сперанский воспитанию общественного
мнения. В то же время он полагал,
что Россия не готова к конституционному
строю, что начинать преобразования
необходимо с реорганизации
Период 1808—1811 годов был эпохой наивысшего значения и влияния Сперанского, о котором именно в это время Жозеф де Местр писал, что он «первый и даже единственный министр» империи: реформа госсовета (1810), реформа министров (1810—1811), реформа сената(1811—1812). Молодой реформатор со свойственным ему жаром принялся за составление полного плана нового образования государственного управления во всех его частях; от кабинета государева до волостного правления. Работа создавалась с изумительною быстротою. Уже 11 декабря 1808 года он читал Александру I свою записку «Об усовершенствовании общего народного воспитания». Не далее октября 1809 года весь план уже лежал на столе императора. Октябрь и ноябрь прошли в почти ежедневном рассмотрении разных его частей, в которых государь делал свои поправки и дополнения.
Наиболее
полно взгляды нового реформатора
М. М. Сперанского отражены в записке
1809 года — «Введение к уложению
государственных законов». «Уложение»
Сперанского открывается
По
мнению Сперанского, подобное рабство
может принимать две формы. Первая
форма исключает подданных не
только из всякого участия в
Гражданские
права должны быть перечислены в
ней «в виде первоначальных гражданских
последствий, возникающих из прав политических»,
а гражданам должны быть даны политические
права, при помощи которых они
будут в состоянии защищать свои
права и свою гражданскую свободу.
Итак, по убеждению Сперанского, гражданские
права и свободы недостаточно
обеспечены законами и правом. Без
конституционных гарантий они сами
по себе бессильны, поэтому именно требование
укрепления гражданского строя легло
в основу всего плана государственных
реформ Сперанского и определило
их основную мысль — «правление,
доселе самодержавное, поставить и
учредить на законе». Идея состоит в
том, что государственную власть
надо построить на постоянных началах,
а правительство должно стоять на
прочной конституционно—
1. Уложение Гражданское.
2. Уложение Уголовное.
3. Уложение Коммерческое.
4.
Разные части к
5. Свод законов провинциальных для губерний Остзейских.
6.
Свод законов таковых для
Сперанский
говорит о необходимости
1. Без суда никто не может быть наказан;
2. Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону.
Содержание свобод вещественных:
1.
Всякий может располагать
2.
Никто не обязан платить
Таким
образом, мы видим, что Сперанский повсюду
воспринимает закон, как метод защиты
безопасности и свободы. Однако он видит,
что необходимы гарантии и от произвола
законодателя. Реформатор подходит к
требованию конституционно—правового
ограничения власти, чтобы оно
принимало во внимание существующее
право. Это придало бы ей большую
стабильность.
Сперанский считает необходимым наличие системы разделение власти. Здесь он полностью принимает идеи, господствовавшие тогда в Западной Европе, и пишет в своей работе, что: «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его». Поэтому Сперанский видит разумное устройство государственной власти в её делении на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную при сохранении самодержавной формы. Поскольку обсуждение законопроектов предполагает участие большого количества людей, то необходимо создать специальные органы, представляющие законодательную власть — Думы.
Сперанский
предлагает привлечь народонаселение
(лично свободное, включая государственных
крестьян, при наличии имущественного
ценза) к прямому участию в
законодательной, исполнительной и
судебной власти на основе системы
четырёхступенчатых выборов (волостная
— окружная — губернская — Государственная
дума). Если бы этот замысел получил
реальное воплощение, судьбы России сложились
бы иначе, увы, история не знает сослагательного
наклонения. Право избирать их не может
принадлежать одинаково всем. Сперанский
оговаривает, что чем больше у
человека имущества, тем больше он заинтересован
в защите прав собственности. А те,
кто не имеют ни недвижимого имущества,
ни капитала, исключаются из процесса
выборов. Таким образом, мы видим, что
демократический принцип
Единство государственной власти, согласно проекту Сперанского, воплощалось бы лишь в личности монарха. Эта децентрализация законодательства, суда и администрации должна была дать самой центральной власти возможность решить с должным вниманием те важнейшие государственные дела, которые сосредотачивались бы в её органах и которые не были бы заслоняемы массой текущих мелких дел местного интереса. Эта идея децентрализации была тем замечательнее, что вовсе не стояла ещё на очереди у западноевропейских политических мыслителей, которые больше занимались разработкой вопросов о центральном управлении.
Информация о работе М.М. Сперанский – политический реформатор