Мировая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:44, реферат

Описание работы

Комплексный, полный анализ политики предполагает ее изучение как на национальном, так и на международном уровнях. Внутренняя политика изучается через анализ ее различных направлений и их реализацию внутри государства, через развитие национального политического процесса (процессов). Система международных отношений – это взаимодействие между двумя или более государствами, а внешняя политика – внешнее действие одной нации, одного государства.

Содержание

§ 1. Мировая политика и мировой политический процесс 3

§ 2. Глобальные процессы формирования современного миропорядка 8

§ 3. Геополитическое видение мира 11

§ 4. Внешнеполитические ориентиры России 13

Список литературы

Работа содержит 1 файл

мировая политика.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Вместе с тем очевидно, что становление и упрочение демократического мирового порядка – сложнейшая задача, требующая координации не только отдельных действий субъектов мировой политики, но и достижения постоянного взвешенного баланса их интересов и сил в интересах всего мирового сообщества и по расширяющемуся спектру проблем. Актуальна задача международной политики: создание и упрочение системы международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире, на действиях, санкционированных международным сообществом, на поддержании военно-политического баланса, равновесия сил и военно-стратегического паритета между ведущими государствами. Необходимо, чтобы принципы и нормы международного права стали деятельностными ориентирами каждого субъекта международных отношений, хотя и само содержание этих норм нуждается в совершенствовании. Опыт современного развития показывает, что именно следование парадигме общецивилизационных ценностей, человеческого измерения политики, принципам международного права позволяет на деле добиваться установления подлинно мирных, взаимовыгодных отношений со всеми странами, создавать условия для реализации каждым народом права на собственный выбор пути развития. [c.448] Всестороннее развитие общества и личности, гуманизация человечества и цивилизации, достижение гармонии между людьми и природой – цель, достойная современного человека и адекватная вызову нашего времени.

§ 3. Геополитическое видение мира

 

В связи со сложными и противоречивыми проблемами формирования нового мирового порядка, выходом на политическую арену новых государств и активизацией их деятельности, внимание ученых и политиков в последнее десятилетие обращается на роль геополитических факторов (пространства, населения, природных ресурсов, среды проживания людей) в мировой политике. Геополитика – научная концепция, обосновывающаяся на результатах анализа и обобщения объективных данных физической, экономической и политической географии всего мира и каждой конкретной страны, взаимовлияния природных, социальных, экономических, политических и культурных факторов на развитие человечества в целом и каждого отдельного народа в частности. Геополитика (греч. geos – земля – первая составная часть сложных слов, относящихся к земле: геология, география) – политическая концепция, доктрина, отражающая и анализирующая сложную зависимость и связь внешней политики государства, международных отношений в связи с географическим положением государств и стран – климатом, природными ресурсами, территорией, количеством населения и его составом.

Первым, кто употребил термин “геополитика” был шведский профессор истории и политических наук Гетеборга и Уппсалы Р. Челлен (1864–1922). Он полагал, что “это наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве”. Еще раньше этой проблемой занимался известный немецкий исследователь Ф. Ратцель (1844–1904), автор книги “Политическая география”, в которой он исследовал проблемы экспансии государств, их “жизненного пространства”. Можно выделить и другого немецкого ученого, издателя журнала “Геополитика”, автора концепции “Континентального блока” (сотрудничество Германии, России и Японии) К. Хаусхофера (1869-1946).

Известный российский геополитолог А.Г. Дугин отмечал, что “геополитика основана на тезисе: “географический рельеф как судьба”. География и пространство выступают в геополитике в той же функции, как деньги и производственные отношения в марксизме и либерализме, – к ним сводятся все основополагающие аспекты человеческого существования”6. [c.449]

Геополитика – одно из фундаментальных понятий теории международных отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств или блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные международные процессы. Геополитика представляет собой вид внешней политики, определяемый территориальными интересами народов и стран. Геополитическая теория исследует связи между пространственными и функционально-политическими характеристиками различных стран и регионов мира. Важнейшей проблемой геополитики является изучение сочетания мировой, региональной и государственной (страновой) безопасности в связи с анализом политико-географических факторов. В силу этого геополитику “можно рассматривать как дисциплину, изучающую основополагающие структуры и субъекты, глобальные или стратегические направления, важнейшие закономерности и принципы жизнедеятельности, функционирования и эволюции современного мирового сообщества”7.

В основе геополитики лежат такие понятия, как “теллурократия”, или “сухопутное могущество” (в ее основе лежит heartland (хартленд) – “земля сердцевины”), “талассократия”, или “морское могущество”; “rimland” (римленд), или “прибрежная зона”, “береговая зона”. В ней рассматриваются законы дуализма стихий (Суша против Моря), преимущества и слабые места государств, в силу расположения или контроля ими соответствующих географических зон и сфер. Соответственно геополитики акцентируют внимание на причины, обеспечивавшие историческое “выдвижение” на лидирующие позиции в мире сухопутных, морских или стран с обширным “римлендом”. В последнее десятилетие геополитологи, наряду с политико-географическим анализом различных государств, особое внимание уделяют процессам взаимодействия и противодействия между цивилизациями.

Геополитика устанавливает определенные закономерности. Среди них:

• контроль над пространством теряют те геополитические субъекты, которые не обладают необходимыми и достаточными возможностями для завоевания и удержания территории, не обладают нужными качествами самодостаточности; [c.450]

• потеря контроля над пространством одним геополитическим субъектом всегда означает его приобретение другим;

• стабильность, устойчивость и безопасность геополитического субъекта достигается некоторым оптимумом подконтрольного пространства, так как чем шире пространство, тем труднее оно поддается управлению со стороны субъекта;

• иногда преимущества получает тот субъект, который контролирует ключевые (геостратегические) точки пространства, а сила или слабость геополитического пространства субъекта производив от степени его самодостаточности и контроля над ключевыми точками;

• контроль над космическим пространством и коммуникационной сферой;

• геополитические позиции (уровни) государств во многом зависят от степени развития их экономического и военного потенциала, обладания ядерным оружием;

• геополитические линии “разлома” и разобщения стран и народов проходят между господствующими богатыми и зависимыми бедными экономиками по линии “Север – Юг”, а также “центр – периферия”, по которым происходит распределение власти и богатства (3 млрд. жителей Африки южнее Сахары, Южной Азии, Индия и Китай имеют средний годовой доход на душу населения менее 400 долл., 1,5 млрд. человек на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Северной Африке – 2 тыс. долл., а 850 млн. жителей наиболее развитых стран – 20 тыс. долл.);

• рассмотрение геополитических приоритетов и целей государств должно осуществляться в контексте не только странового, но и межцивилизационного анализа, поскольку различным странам в принципе легче достичь взаимопонимания в рамках региональной цивилизации (“западной”, “исламской”, “восточной” и т.д.), чем за их “границами”;

• количество населения, национальные черты и особенности народов обязательно рассматриваются в качестве важных геополитических факторов8.

Так, например, с чисто геополитической точки зрения, США, как морская держава, для поддержания влияния на другие “заморские” страны должна сохранять определенный контроль над их “хартлендом” или “римлендом”. Именно этим и объясняется наличие у этого государства такого огромного количества военных баз за рубежом. Поскольку господствующим в мире является “евро-азиатский хартленд”, постольку основная стратегическая задача США – сохранение влияния над Западной Европой. Г. Киссинджер справедливо отмечал, что “господство какой-либо одной державы над любым из составляющих Евразию континентов – все еще остается критерием стратегической опасности для Америки”9. [c.451] Соответственно, продвижение НАТО через Восточную Европу к границам Российской Федерации – это, с геополитической точки зрения, важное достижение США. Данный процесс мог быть изначально ограничен подписанием соответствующих международно-правовых договоренностей между СССР и США во время объединения ФРГ и ГДР (тогда были даны только устные гарантии представителей США), а также оставлением на территории ФРГ, хотя бы символического контингента советских войск в “противовес” мощной американской военной группировке. Однако это не было сделано10.

Специалисты в области международной политики, исходя из реальностей современного мира, прогнозируют несколько геополитических моделей формирования мирового порядка. Согласно первой, мир предстает как однополюсно-авторитарная модель, в которой США по своей воле и вынужденно станут заниматься “устройством мира”, исходя из собственных национальных интересов и миропонимания.

Вторая – новая биполярная коллизионная модель, в которой ведущую роль в мировой политике призваны играть США и Китай (последние двадцать лет самые высокие темпы экономического развития в мире, каждый четвертый житель земли – китаец). Однако этот вариант, по мнению многих исследователей, больше умозрителен.

Третья – многополюсный мир – неконфронтационная демократическая система, связанная с явно обозначившейся тенденцией формирования мирового сообщества народов, отношения в котором регулируются принципами и буквой международного права и где главную роль играет баланс интересов между различными, прежде всего ведущими государствами – центрами политического влияния и мощи. И хотя наиболее вероятной и перспективной в настоящее время представляется последняя модель, понятно, что ее реализация будет испытывать на себе воздействие двух первых вариантов мирового геополитического развития. [c.452]

 

§ 4. Внешнеполитические ориентиры России

 

Под внешней политикой понимается разновидность политики, регулирующей взаимоотношений между государствами и народами. Внешнеполитические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, государство осуществляет внешнеполитическую деятельность.

Внешняя политика государства формируется под воздействием как внешних, так и преимущественно внутренних факторов, является продуктом их сложной взаимосвязи. Так, становление и развитие внешней политики Российской Федерации в конце XX в. испытывает на себе воздействие основных проблем и противоречий внутренней общественной жизни, особенно по вопросу выбора пути социально-экономического развития страны и проведения реформ. С другой стороны, на ее формирование воздействует вся система современных международных отношений.

В основе концепции внешней политики Российской Федерации лежат принципы обеспечения ее национальных интересов, территориальной целостности страны, защиты ее граждан от внешней угрозы, создания условий для активного и полноправного участия России в формировании всей системы международных отношений. В п. 1–3 ст. 4 Конституции Российской Федерации говорится: “Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории”.

Концепция национальных интересов и безопасности современной России находится в стадии становления. Ведущее место в ней занимают защита национальных интересов, целей и приоритетов государства; сохранение и обеспечение экономического, политического и военно-политического суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны; защита прав, свобод, достоинства и материального благополучия всех ее граждан; обозначение регионов и стран на которые распространяются жизненно важные интересы страны; базовая установка внешнеполитической стратегии на сотрудничество в мировом сообществе.

Исходя из современного международного и внутреннего положения России, можно выделить ее основные, жизненно важные национальные интересы и цели: .

• осуществление демократических реформ в интересах подавляющего большинства населения, создание правового и социального государства;

• создание необходимых условий для эффективного развития национальной, конкурентоспособной экономики, обеспечивающей достойного уровня жизни общества; [c.453]

• сохранение независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, урегулирование внутренних этнонациональных конфликтов;

• неуклонное поддержание способности России (вторая ядерная мощь в мире) противодействовать любым военным угрозам;

• понимание того, что омываемая 13 морями Россия, как великая держава, должна иметь соответствующий флот;

• обеспечение благоприятного международного климата для проведения реформ, отвечающих национальным потребностям страны;

• утверждение неотъемлемого права России на суверенность своих действий во всех вопросах национальных интересов;

• активное и полноправное участие в строительстве современной системы международных отношений;

• всемерное противодействие усилению влияния других великих держав на постсоветском пространстве, активное содействие обеспечению безопасности и стабильности во всем этом ареале;

• сохранение для России доступа к природным ресурсам;

• поддержание равновесия сил в Восточной и Центральной Европе, Восточной Азии и других прилегающих к России регионах, противодействие попыткам НАТО продвижения к ее границам;

• защита интересов российских граждан и собственности за рубежом;

• защита интересов русскоязычного населения в ближнем зарубежье;

• поддержка своими действиями приемлемой и выгодной для России демократической, многополюсной системы международных отношений;

• развитие равноправных, взаимовыгодных отношений по всем географическим азимутам, взаимодействие со всеми региональными цивилизациями, как державы, выражающей интересы евразийской цивилизации.

Целесообразно выделять интересы внутреннего развития России, ее интересы и политику в странах ближнего и дальнего зарубежья. Внутренние национальные интересы России – это прежде всего достижение политической стабильности, сохранение единства и целостности Державы, устойчивый экономический рост, создание сильного федеративного социально-правового государства.

Политика России в ближнем зарубежье – это прежде всего налаживание взаимовыгодных, эффективных и всесторонних отношений со странами СНГ, ядром которого может стать союз славянских государств и Казахстана. “Основной приоритет на данном направлении – это поддержание в регионе политической стабильности и климата добрососедства, единого экономического и военно-стратегического пространства”11. [c.454]

Информация о работе Мировая политика